Библиографическое описание:

Баранова И. В., Мирук В. А. Анализ факторов, влияющих на расходы на содержание органов государственной власти в России [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 78-81.



Начиная с 2001 года в Российской Федерации поэтапно реализуется ряд взаимообусловленных изменений в сфере государственного управления, которые отражены в свете административной реформы, а также в Концепциях реформирования бюджетного процесса и системы государственной службы в Российской Федерации. Все три реформы взаимосвязаны и имеют единые цели — оптимизировать пути использования ограниченных ресурсов для достижения поставленных целей государственной политики, повысить результативность и прозрачность государственного сектора экономики. Достижение данных целей, в первую очередь, связано с изменением базовых принципов деятельности органов государственной власти — переходом от затратной модели функционирования к бюджетированию, ориентированному на результат, суть которого состоит в повышении эффективности бюджетных расходов, в том числе расходов на содержание аппарата государственного управления.

В сравнении со многими странами Россия находится далеко не на первом месте по числу государственных служащих в расчете на душу населения. Но этот факт ничего не говорит об избытке или недостатке бюрократии и о мере ее эффективности.

Рис.1. Изменение объема бюджетных ассигнований по разделу «Общегосударственные вопросы» в структуре федерального бюджета РФ 2010–2015 гг.

Проведем анализ расходов на содержание и обеспечение деятельности органов государственной власти. Анализ данных, представленных на едином портале бюджетной системы РФ «Электронный бюджет» [3], показал, что в федеральном бюджете Российской Федерации объем бюджетных ассигнований по разделу «Общегосударственные вопросы» в период с 2010–2015 гг. увеличился на 26 % (с 886,0 млрд руб. до 1 117,6 млрд руб. — рис.1.).

В этой связи определенный интерес представляет анализ динамики объема бюджетных ассигнований на содержание органов государственной власти в России с точки зрения влияния на него отдельных показателей, в той или иной степени характеризующих аппарат государственного управления. Стоит отметить, что акцент в данной работе сделан на анализе показателей федеральных исполнительных органов государственной власти РФ (далее — ФИОГВ). С точки зрения разделения властей по ветвям государственного управления, подавляющее большинство государственных служащих приходится на органы исполнительной власти. В целом численность сотрудников органов исполнительной власти в РФ в среднем в 40 раз больше численности сотрудников органов законодательной власти и более чем в 6 раз — численности органов судебной власти [6].

На основе анализа проблем, представленных в Докладе расширенной коллегии Минфина РФ «Об основных направлениях повышения эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации» [2], выделен ряд факторов, оказывающих влияние на изменение объема расходов на государственное управление в структуре бюджета РФ (табл.1):

1) численность федеральных государственных гражданских служащих (x1, тыс. чел.);

2) среднемесячная заработная плата служащих федеральных исполнительных органов государственной власти РФ (х2, тыс. руб.);

3) ведомственная децентрализация и дублирование избыточных функций, выражающаяся в создании новых структурных единиц/подразделений и т. д. (х3, ед.).

Таблица 1

Динамика основных факторов, оказывающих влияние на изменение объема расходов на государственное управление

Год

x1

x2

x3

y

Численность ФГГС висполнительных органах власти, тыс.чел.

Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.

Количество федеральных исполнительных органов государственной власти, ед.

Расходы федерального бюджета по подразделу «Функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов власти», тыс.руб.

2010

671,1

57,4

78

2 900 000,0

2011

639,1

60,8

78

2 900 000,0

2012

612,1

67,6

79

3 800 000,0

2013

589

90,6

79

5 800 000,0

2014

1250

100,9

78

6 000 000,0

2015

1226,2

100,2

76

6 200 000,0

В качестве математического инструментария, позволяющего выявить и проанализировать взаимосвязь показателей, отраженных в табл. 1, использован метод корреляционно-регрессионного анализа. Корреляционный анализ позволяет установить тесноту и вид связи между показателями и осуществить обоснованный выбор признаков для построения регрессионной модели. С целью выявления приоритетного фактора, влияющего на изменение объема расходов на государственное управление, построена матрица коэффициентов парных корреляций (табл. 2).

Таблица 2

Матрица парных корреляций факторов, оказывающих влияние на изменение объема расходов на государственное управление

x1

x2

x3

y

x1

1

x2

0,76647

1

x3

-0,72199

-0,38626

1

y

0,68354

0,98946

-0,32487

1

Полученные результаты говорят о слабой зависимости между собой факторов x2x3 (среднемесячной заработной платы служащих федеральных исполнительных органов государственной власти РФ и ведомственной децентрализацией и дублированием избыточных функций, выражающихся в создании новых структурных единиц/подразделений и т. д.), и средней зависимости между собой факторов x1x2, x1x3 (численности федеральных государственных гражданских служащих — среднемесячной заработной платы служащих федеральных исполнительных органов государственной власти РФ и ведомственной децентрализацией и дублированием избыточных функций, выражающихся в создании новых структурных единиц/подразделений, соответственно).

Наиболее сильное влияние на результативную переменную y (расходы федерального бюджета по подразделу «Функционирование Правительства РФ, высших исполнительных органов власти») оказывает фактор x2 (среднемесячная заработная плата служащих федеральных исполнительных органов государственной власти РФ).

Анализируя данные таблицы 3, можно утверждать, что полученное уравнение множественной регрессии y(x) = -1151,75x1+90580,27x2–69783,54x3+3791830,79 обладает высоким качеством, о чем свидетельствует коэффициент детерминации, максимально близкий по значению к 1. Более того, результатом F-теста признается статистическая значимость полученного уравнения регрессии. Аналогичные результаты получены в результате построения однофакторной регрессионной модели по ведущему фактору — среднемесячной заработной платы служащих федеральных исполнительных органов государственной власти РФ.

Таблица 3

Результаты регрессионного анализа

Вид регрессии

Уравнение регрессии

Показатели качества множественной регрессии

Коэффициент детерминации

F-критерий Фишера

t-статистика Стьюдента

Множественная

y(x) =

—1151,75x1+90580,27x2–69783,54x3+3791830,79

0,9935

103,49

10,17

Парная (по ведущему фактору)

y(x2) =

—1611996,1763 + 78056,4965*x2

0,9790

186,91

13,67

Итак, в результате корреляционного-регрессионного анализа представляется целесообразным выбор в качестве ведущего фактора, оказывающего влияние на изменение объема расходов на государственное управление в структуре бюджета РФ — среднемесячной заработной платы в ФИОГВ (x2). В связи с чем, дальнейший анализ оценки эффективности бюджетных расходов на содержание ФИОГВ необходимо осуществлять под углом зрения изменения среднемесячной заработной платы государственных служащих, что, в свою очередь, возможно только при осуществлении изменений внутренней структуры и штатных расписаний ФИОГВ. Не рост численности государственных служащих, а сложившаяся организационная патология, когда становится «слишком много вождей, но недостаточно индейцев» («too many chiefs and not enough Indians», идиома, англ. [7]) сказывается не только в нарушении норм управляемости, но и в ежегодном увеличении бюджетных расходов на содержание ФИОГВ в России.

Вместе с тем, справедливо отметить, что Министерством финансов РФ разработан ряд предложений, основанный на консолидации опыта субъектов РФ, по реализации точечных мероприятий в рамках повышении эффективности бюджетных расходов на государственное управление, например, в части административного ограничения численности государственных гражданских служащих, оценки необходимой штатной численности работников для исполнения установленных функций с учетом необходимых компетенций, централизация и аутсорсинг функций.

Таким образом, необходима дальнейшая работа по внедрению мероприятий, ориентированных на сдерживание развития тех факторов, которые в большей мере влияют на рост бюджетных расходов в сфере государственного управления. Реализация данных мероприятий, прежде всего, необходима на федеральном уровне, что позволит определить направления дальнейшего совершенствования федерального законодательства и методического обеспечения функционирования системы государственной службы в России в рамках бюджетирования, ориентированного на результат.

Литература:

  1. Гусарова О. М. Эконометрический анализ статистической взаимосвязи показателей социально-экономического развития России // Экономические науки. Фундаментальные исследования. — 2016. — № 2. — С.357–361
  2. Доклад расширенной коллегии Минфина РФ «Об основных направлениях повышения эффективности бюджетных расходов в Российской Федерации» М.: / [Электронный ресурс]. URL: http://minfin.ru/ru/document/?id_4=113905, 2016 (дата обращения: 16.12.2016)
  3. Единый портал бюджетной системы РФ «Электронный бюджет» [Электронный ресурс]. http://budget.gov.ru (дата обращения: 17.12.2016)
  4. Овчарова Л. Н., Бирюкова С. С. Динамика оплаты труда гражданских служащих в федеральных органах государственной власти. — М.: НИУ ВШЭ, 2015. — 24 с.
  5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики / [Электронный ресурс]. URL: http:// gks.ru/ (дата обращения: 15.12.2016)
  6. Итоговый отчет «О результатах деятельности экспертных групп по проведению оценки эффективности расходов федерального бюджета и представлению предложений по их оптимизации». — М., 2013 / [Электронный ресурс]. URL: http://minfin.ru/common/gen_html/?id=19933&fld=FILE_MAIN#_Toc365597386 (дата обращения: 27.11.2016)
  7. Шебураков И. Методики нормирования численности служащих // Государственная служба. — 2015. — № 2 (94). / [Электронный ресурс]. URL: http://pa-journal.ranepa.ru/articles/r42/428/ (дата обращения: 16.12.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): органов государственной власти, государственной власти РФ, исполнительных органов государственной, бюджетных расходов, федеральных исполнительных органов, эффективности бюджетных расходов, служащих федеральных исполнительных, среднемесячной заработной платы, гражданских служащих, государственных гражданских служащих, платы служащих федеральных, государственных служащих, изменение объема расходов, заработной платы служащих, содержание органов государственной, бюджетных ассигнований, объема бюджетных ассигнований, деятельности органов государственной, плата служащих федеральных, государственного управления.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос