Системный подход к управлению логистическими бизнес-процессами в цепях поставок | Статья в сборнике международной научной конференции

Авторы: ,

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, февраль 2018)

Дата публикации: 02.02.2018

Статья просмотрена: 76 раз

Библиографическое описание:

Сибирко И. В., Зотов А. Л. Системный подход к управлению логистическими бизнес-процессами в цепях поставок [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 159-161. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13739/ (дата обращения: 15.08.2018).



В статье проанализированы ключевые логистические бизнес-процессы в цепях поставок. Сделан вывод о необходимости внедрения четырехуровневой системы метрик при мониторинге и оценке эффективности функционирования цепей поставок на основе системного подхода.

Ключевые слова: управление цепями поставок; логистические бизнес-процессы; системный подход к управлению, глобальная конкуренция.

Анализ мировых тенденций экономического развития показывает, что ни одна страна не способна, повысить свою национальную конкурентоспособность [6, С. 59], не имея сильных позиций в транспортно-логистической инфраструктуре. Это обусловлено природой современной конкуренции — конкуренции глобальных цепей поставок. В современной экономике конкурируют не отдельные компании, а цепи поставок, сетевые структуры [1, С. 21]. Стратегический успех компаниям обеспечивают не товары, а процессы их создания и распределения. Цепи поставок, сети требуют сквозного, интегрированного управления процессами. Это возможно только в результате внедрения системного подхода к управлению логистическими бизнес-процессами в цепях поставок.

Вопрос о количестве ключевых бизнес-процессов в цепях поставок является дискуссионным. По мнению признанных американских ученых в области логистики и управления цепями поставок Дж. Стока и Д. Ламберта [9] управление цепями поставок включает управление восемью ключевыми бизнес-процессами: 1. Взаимодействие с потребителем; 2. Обслуживание потребителей; 3. Управление спросом; 4. Выполнение заказов; 5. Управление производственным потоком; 6. Снабжение; 7. Разработка продукции и доведения ее до коммерческого использования; 8. Управление возвратными потоками. А. Харрисон и Р. ван Хоук в состав ключевых бизнес-процессов включают также маркетинг и розничные продажи.

Системный подход к управлению логистическими бизнес-процессами наиболее удачной и последовательной реализуется в SCOR-модели, продвигаемой сегодня Советом по цепям поставок (Supply Chain Council — SCC). В SCOR-модели (Supply Chain Operations Reference-model — рекомендуемая модель операций в цепях поставок) рассматривается пять ключевых бизнес-процессов — это планирование: цепи поставок; снабжения; производства; доставки; возврата. Пять бизнес-процессов рассматриваются в диапазоне от поставщика вашего поставщика до клиента вашего клиента, настроенные в соответствии с оперативной стратегией, материальными потоками, потоками работ и информационными потоками [4; 7].

Системный подход (системное мышление) как методологическая основа управления исходит из того, что любая система одновременно есть совокупность взаимосвязанных элементов и одновременно это элемент системы более высокого порядка, выступающая императивом нашей системе. Существенные свойства системы, её целостность (эмерджентность) вытекают из взаимодействия её частей (элементов), а не из их действий, взятых по отдельности. Чтобы понять поведение и свойства системы, требуется не анализ. Аналитический подход, столь эффективный при изучении частных процессов, уже не работает. Нужен новый, более действенный подход к методологии познания и управления, который позволил бы разобраться в логических связях между отдельными фактами экономической жизни.

Такой принцип был найден в середине ХХ века и получил название системного подхода, системной парадигмы или в целом системным мышлением [2; 3; 5; 8]. Автором системного подхода (общей теории систем) принято считать Лео фон Берталанфи, американского биолога немецкого происхождения. Методология системного мышления существенно отличается от методологии аналитического, технократического мышления, или как его называют «мышление века машин». В аналитическом мышлении объясняемый предмет трактуется, как целое, которое предстоит разложить на части. С точки зрения системного (синтетического) мышления исследуемый предмет трактуется как часть некоторого целого. Ключевым моментом системного мышления является синтез, или объединение в целое [2, С. 14].

Принципиально важно, как отмечает в своих исследованиях д. э.н., профессор НИУ-ВШЭ Виктор Иванович Сергеев, чтобы в основе логистического менеджмента лежала методология общей теории систем, т. е. рассмотрения предприятия, фирмы организации, а также цепи поставок как некоторой целостной экономической системы. Эта система включена в вышестоящие системы, например, в систему мировой экономики, международных транспортных коридоров (МТК), народного хозяйства страны, в рыночные отношения с поставщиками, клиентами и производителями товаров и услуг [4, С. 72].

В логистике выделяют макрологистические (транспортная система страны, транспортно-логистическая инфраструктура МТК и др.) и микрологистические (логистическая инфраструктура отдельных компаний) системы. Как правило, они имеют подсистемы, которые можно отнести к различным сферам бизнеса или логистическим функциям. Например, снабжение, транспортировка, складирование, упаковка, информационная поддержка и др. Системный подход состоит в том, что все подсистемы находятся во взаимодействии для достижения глобальной цели логистической системы [7, С. 26]. Это диктует необходимость проведения системного анализа связанной совокупности логистических бизнес-процессов, что является предпосылкой для оптимизации используемых ресурсов и минимизации логистических рисков. Применение системного анализа при решении перечисленных вопросов способствует более эффективному использованию всех видов ресурсов на уровне фирмы и в макроэкономическом масштабе.

Одно из основных положений системного подхода применительно к логистике — принцип первичности функции (процесса) по отношению к структуре логистической системы [4, С. 73]. В соответствии с этим принципом, организационная структура управления предприятием формируется в зависимости от идентифицированных в логистической системе основных бизнес-процессов, определяемых исходя из целей деятельности системы. Характерным для системного анализа является то, что поиск оптимального решения проблемы начинается с определения и упорядочения целей деятельности логистической системы (от общего к частному), при функционировании которой возникла данная проблема. При этом устанавливается соответствие между этими целями, возможными путями решения возникшей проблемы и требуемыми для этого ресурсами.

Системный анализ характеризуется главным образом упорядоченным, логически обоснованным подходом к исследованию проблем и использованию существующих методов их решения, которые могут быть разработаны в рамках специальных методов и моделей. Один из наиболее типичных методов системного анализа — сравнение. То или иное свойство системы объясняется путем сравнения его с соответствующим свойством другой системы, анализа сходств и различий между ними. Это сравнение осуществляется в основном на качественном уровне, хотя некоторые свойства легко измерить, что дает возможность провести количественные сопоставления, базирующиеся на статистических наблюдениях.

Так, например, целью Совета по цепям поставок (SCC) является разработка и техническое описание стандартных моделей бизнес-процессов (SCOR) и обмен информацией между предприятиями, включенными в цепь поставок. С помощью SCOR-модели должны быть созданы единые, сравнимые и приспособленные для оценки бизнес-процессы внутри цепочки поставок. SCOR описывает процессы управления цепями поставок и сравнивает их с данными бенчмаркинга и функциями программного обеспечения. В качестве вспомогательного средства SCOR располагает инструкциями, стандартизированной терминологией и общими показателями для проведения бенчмаркинга цепей поставок. Лучшие показатели для сравнения собираются по многим отраслям и предоставляются членам объединения.

Для оценки эффективности ключевых бизнес-процессов в SCOR-модели разработана система метрик, основанная на «пирамиде из четырех уровней», в основе которой лежит принцип иерархичности: метрики верхнего уровня агрегируют измерения нижних уровней. Метрики первого уровня определяют рамки и содержимое референтной модели, позволяют оценить успешность достижения конкурентных преимуществ в приоритетных направлениях. Метрики первого уровня являются измерителями верхнего порядка, они не соотносимы к конкретному SCOR-процессу, а применяются ко всей конфигурации цепи поставок. В отличие от метрик первого уровня, применимых к предприятию в целом, метрики второго и третьего уровней определяются в соотнесении с конкретными процессными категориями и элементами соответствующих уровней модели. Метрики четвертого уровня определяют процедуры внедрения усовершенствований цепи поставок компании.

Как только бизнес-процесс описан в стандартных терминах референтной модели, он может быть однозначно идентифицирован. Все элементарные операции и их последовательности становятся измеряемыми, управляемыми и контролируемыми. Таким образом, достигается возможность перенастройки процессов на достижение конкурентного преимущества или их гибкого изменения в соответствии с конкурентными задачами.

Литература:

  1. Барков С. А. Сетевые отношения как организационная инновация и основа экономической и социальной безопасности // Логистика и безопасность России / Под ред. Т. М. Степанян. — М.: МАКС Пресс, 2016.
  2. Бирюкова О. Ю., Охотников И. В. Социально-экономическое прогнозирование: учебное пособие. — М.: МАКС Пресс, 2017.
  3. Гараедаги Д. Системное мышление. Как управлять хаосом и сложными процессами. Платформа для моделирования архитектуры бизнеса. — Минск: Гревцов Букс, 2010.
  4. Дыбская В. В., Сергеев В. И. и др. Логистика. Полный курс МВА / Под ред. В. И. Сергеева. — М.: Эксмо, 2009.
  5. Корнаи Я. Системная парадигма // Вопросы экономики. — 2002. — № 4. — С. 4–23.
  6. Охотников И. В. Международная конкурентоспособность России как синергия экономических, социальных и политических институтов страны // Проблемы безопасности российского общества. — 2014. — № 1.
  7. Охотников И. В., Сибирко И. В. Системный подход как методологическая основа управления логистическими бизнес-процессами в цепях поставок // Логистика. — 2014. — № 1.
  8. Славин М. Б. Системный подход в микроэкономике. — М.: ТЕИС, 2000, С. 30–59.
  9. Сток Дж.Р., Ламберт Д. М. Стратегическое управление логистикой / Пер. с англ. 4-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): цепь поставок, системный подход, SCOR, системный анализ, системное мышление, логистическая система, SCC, метрика первого уровня, управление цепями, референтная модель.

Ключевые слова

управление цепями поставок; логистические бизнес-процессы; системный подход к управлению, глобальная конкуренция

Похожие статьи

Системный анализ цепей поставок | Статья в журнале...

Системный анализ цепей поставок. Автор: Ковалева Дарья Михайловна.

Системный анализ цепей поставок. Для начала рассмотрим понятия «логистика» и «цепь поставок».

управление цепями поставок, «зеленая» логистика, эко-логистическая система...

Оценка функционирования логистической системы предприятия...

цепь поставок, системный подход, SCOR, системный анализ, системное мышление, логистическая система, SCC, метрика первого уровня, управление цепями, референтная модель.

Процессный подход к организации планирования...

Ключевые слова: управление цепями поставок, бизнес-процессы в цепях поставок, процессный подход к управлению, аутсорсинг бизнес-процессов в цепях поставок. Внешняя среда, в которой осуществляются логистические операции...

Безопасность интегрированных корпоративных структур на основе...

Именно снижение неопределенности на межорганизационным уровне в процессе интеграции логистических функций (транспортировки; управления запасами; складировании) явилось одним из отправных пунктов появления концепции управления цепями поставок.

Управление цепью поставок на основе логистики

Системный анализ цепей поставок | Статья в журнале... Системный анализ цепей поставок. Для начала рассмотрим понятия «логистика» и «цепь поставок». В логистической цепи могут решаться оптимизационные задачи.

Выбор поставщика как один из методов оптимизации...

Логистические затраты представляют собой совокупность затрат на управление движение материальных потоков по всей логистической системе, начиная

анализ и пересмотр цепи поставок с целью поиска и сокращения видов деятельности (процедур, работ, операций), не...

Оценка функционирования и развития логистических систем

На уровне цепи поставок.

Бродецкий Г. Л. «Системный анализ в логистике.

Бродецкий Г. Л. «Системный анализ в логистике. Некоторые свойства точек переключения управления одной нелинейной системы четвертого порядка.

Концептуальные основы логистической системы

Системный подход к управлению логистическими... управление цепями поставок; логистические бизнес-процессы; системный подход к управлению, глобальная конкуренция.

Управленческие решения в логистике снабжения

Логистика снабжения первая логистическая подсистема, и основной ее целью является – управление материальными потоками и услугами в

2) цепь поставок – ключевой бизнес-процесс – логистический бизнес-процесс – логистическая функция – логистическая операция.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Системный анализ цепей поставок | Статья в журнале...

Системный анализ цепей поставок. Автор: Ковалева Дарья Михайловна.

Системный анализ цепей поставок. Для начала рассмотрим понятия «логистика» и «цепь поставок».

управление цепями поставок, «зеленая» логистика, эко-логистическая система...

Оценка функционирования логистической системы предприятия...

цепь поставок, системный подход, SCOR, системный анализ, системное мышление, логистическая система, SCC, метрика первого уровня, управление цепями, референтная модель.

Процессный подход к организации планирования...

Ключевые слова: управление цепями поставок, бизнес-процессы в цепях поставок, процессный подход к управлению, аутсорсинг бизнес-процессов в цепях поставок. Внешняя среда, в которой осуществляются логистические операции...

Безопасность интегрированных корпоративных структур на основе...

Именно снижение неопределенности на межорганизационным уровне в процессе интеграции логистических функций (транспортировки; управления запасами; складировании) явилось одним из отправных пунктов появления концепции управления цепями поставок.

Управление цепью поставок на основе логистики

Системный анализ цепей поставок | Статья в журнале... Системный анализ цепей поставок. Для начала рассмотрим понятия «логистика» и «цепь поставок». В логистической цепи могут решаться оптимизационные задачи.

Выбор поставщика как один из методов оптимизации...

Логистические затраты представляют собой совокупность затрат на управление движение материальных потоков по всей логистической системе, начиная

анализ и пересмотр цепи поставок с целью поиска и сокращения видов деятельности (процедур, работ, операций), не...

Оценка функционирования и развития логистических систем

На уровне цепи поставок.

Бродецкий Г. Л. «Системный анализ в логистике.

Бродецкий Г. Л. «Системный анализ в логистике. Некоторые свойства точек переключения управления одной нелинейной системы четвертого порядка.

Концептуальные основы логистической системы

Системный подход к управлению логистическими... управление цепями поставок; логистические бизнес-процессы; системный подход к управлению, глобальная конкуренция.

Управленческие решения в логистике снабжения

Логистика снабжения первая логистическая подсистема, и основной ее целью является – управление материальными потоками и услугами в

2) цепь поставок – ключевой бизнес-процесс – логистический бизнес-процесс – логистическая функция – логистическая операция.

Задать вопрос