Безопасность интегрированных корпоративных структур на основе риск-ориентированного подхода к управлению цепями поставок | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2017)

Дата публикации: 03.10.2017

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Федоров Г. В. Безопасность интегрированных корпоративных структур на основе риск-ориентированного подхода к управлению цепями поставок [Текст] // Инновационная экономика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 78-80. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/262/13037/ (дата обращения: 22.06.2018).



В статье проанализирован риск-ориентированный подход к управлению интегрированными корпоративными структурами и цепями поставок. Сделан вывод о решающем значении информационного обеспечения и эффективных коммуникаций в управлении рисками в цепях поставок.

Ключевые слова: риск-менеджмент, управление цепями поставок, безопасность цепей поставок, устойчивость цепей поставок

Конкуренция XXI века — это конкуренция глобальных цепей поставок представляющих собой взаимосвязанные организации, вовлеченные в создание конечной ценности для потребителя. В современной экономике конкурируют не отдельные компании, а цепи поставок, сетевые структуры. Стратегический успех компаниям обеспечивают не товары или услуги сами по себе, а процессы их создания и распределения. В этой связи, как отмечают в своих исследованиях А. Г. Некрасов [5, С. 6–11], Д. А. Иванов [4], И. В. Охотников [7, С. 33–35] и другие исследователи, устойчивость и безопасность цепи поставок, корпоративной системы распределения продукции становиться определяющим фактором конкурентоспособности бизнеса в целом.

Цепи поставок являются сложными многоструктурными системами с активными элементами, функционирующие в условиях динамично развивающейся рыночной среды. Функционирование цепей поставок связано со значительной неопределенностью. Источниками неопределенности могут служить колебания спроса, ошибки прогнозов, выход из строя ресурсов, неточность данных, решения менеджеров, передача информации и интерпретация тех или иных событий, а также такие крайние случаи, как изменения политических (как например, на Украине) или природных условий [3; 5; 8; 9].

Неопределенность является одной из основных проблем, изучаемых в управлении цепями поставок. Именно снижение неопределенности на межорганизационным уровне в процессе интеграции логистических функций (транспортировки; управления запасами; складировании) явилось одним из отправных пунктов появления концепции управления цепями поставок. Понятие риска включает в себя вероятность возникновения события или сочетания событий, ведущих к опасности или частота возникновения таких событий и последствия опасности.

Анализ работ по риск-менеджменту [1; 2; 5; 6] позволяет сделать вывод о том, что к настоящему времени достаточно хорошо структурирована деятельность по управлению рисками. Она включает в себя следующие основные направления (этапы): 1) идентификация (выявление) риска; 2) оценка риска; 3) выбор метода и мер (инструментов) управления риском; 4) предотвращение и контролирование риска; 5) финансирование «риска»; 6) оценка результатов.

Первые два этапа принято также называть анализом риска. При этом идентификация риска относится к качественному анализу, оценка риска — к количественному анализу. Выявление риска, как первый этап, предполагает систематическое использование информации для определения источников и количественной оценки риска. Создание единого информационного пространства, т. е. среды интегрированного планирования и управления всей цепи поставок, а также координации и коммуникации участников цепи поставок, является важнейшей составляющей управления риском в цепи поставок. Именно качество информационной поддержки в значительной степени определяет успех и эффективность систем управления цепи поставок [4; 8].

Крайне важным, как отмечает в своих исследованиях профессор НИУ ВШЭ Г. Л. Бродецкий, является этап выбора метода и мер для управления риском. Теория и практика выработали различные методы управления риском. Основными методами являются: избежание или уклонение от риска; диссипация риска; диверсификация риска; страхование риска; поглощение риска (принятие риска на себя); трансферт (передача) рисков другому хозяйствующему субъекту; лимитирование риска [2, С. 33].

Четвертый этап — предотвращение и контролирование рисков — предусматривает конкретные организационно-технические мероприятия на основе определенных ранее планов и программ. В рамках этого направления, в частности, осуществляются следующие мероприятия: мониторинг рисков; прогнозирование рисков; информирование руководства о грозящих опасностях и выработка рекомендаций в связи с этим; специальные организационно — технические мероприятия в рамках программ предотвращения и контролирования рисков (обучение персонала; закупка специального оборудования для ликвидации последствий катастроф и аварий; внедрение систем электронного контроля за функционированием оборудования).

Уже давно существует некоторые принципы, по отношению к которым выбирают меры контроля, воздействующие на факторы и уровень риска. Один из них — АLARP (As Low as Reasonably Practicable Principle) принцип: настолько мало, насколько разумно практически. Он предполагает, что при управлении рисками необходимо получит ответ на следующие три вопроса: а) риск настолько велик, что от него следует отказаться или б) риск изначально был или сделан настолько незначительным, что не представляет угрозы; в) риск является средним, между первым и вторым уровнями, указанными выше; он был снижен до минимального уровня с учетом соотношения прибыли и расходов от снижения риска. Согласно пункту в) принцип ALARP требует снижения риска до реально осуществимого разумного уровня или до максимально низкого уровня в практически разумных пределах. Если риск находится между двумя самыми крайними точками (неприемлемый диапазон и широко приемлемый диапазон) и принцип ALARP был соблюден, то в результате риск становится допустимым в данном конкретном приложении [6, С. 95].

Заключительным этапом в процессе управления рисками является оценка результатов риск-менеджмента. Оценка результатов проводится на базе широкого массива собранной информации и имеет целью корректировки методик анализа риска, оценку эффективности использования отдельных инструментов риск-менеджмента, эффективности затрат на управление рисками в целом. Рекомендации и выводы, полученные в ходе оценке результатов, используются при реализации последующих решений.

Рассмотренная модель управления рисками выстроена в соответствии с классическим подходом риск-менеджмента. Успех в управлении рисками в цепях поставок зависит от эффективности системы информационной поддержки риск-менеджмента, обусловленной интеграционным уровнем используемых технических средств, программного обеспечения, квалификацией персонала, широтой охвата внутренней информационной сети. В идеальном варианте, необходимо, таким образом, настроить информационную систему предприятия, чтобы она сама выявляла приоритеты, и узкие места, и выдавала наиболее совершенные варианты действий для управления рисками.

Для оперативного управления рисками в цепях поставок применяют системы SCEM — Supply Chain Event Management [5, С. 40–41]. Системы SCEM (Supply Chain Event Management — управление событиями в цепи поставок) предназначены для выявления нарушений и отклонений в выполнении работ, таких, как запаздывание или поломка транспортного средства, превышение уровня страхового запаса, отклонения в производственных процессах и т. д. В случае возникновения отклонения SCEM-система идентифицирует затрагиваемые участки цепи поставок и оповещает их о причинах и последствиях нарушений.

В последние годы ряд крупных фокусных компаний эффективно внедряет системы SCMo (Supply Chain Monitoring). В отличие от описанной выше SCEM-системы, системы SCMo не представляют собой сложные оптимизационные алгоритмы, а предназначены исключительно для визуализации реального протекания процессов в цепи поставок, главным образом в области контроля уровня запасов и использования мощностей.

В рамках системы SCMo проектируется так называемый пульт управления (control station), устанавливаемый в фокусной компании. Менеджер цепи поставок получает комплексный взгляд на текущую ситуацию в цепи поставок и имеет возможность составления различных аналитических отчетов по поведению участников цепи поставок. Участники других звеньев цепи поставок имеют подобную информацию непосредственно по своим поставщикам. Информацию в систему вводят сами поставщики, например, с помощью Интернет. Системы SCMo не являются мощными оптимизационными системами, однако эффективность их использования подтверждается на практике. В первую очередь, это связано с психологическим аспектом возникающей прозрачности системы, что приводит к повышению уровня ответственности поставщиков.

Таким образом, для эффективного использования различных инструментов управления рисками в цепях поставок необходима система риск-менеджмента, построенная на основе единого информационного пространства — среды интегрированного планирования и управления цепи поставок, координации и коммуникации участников цепочек поставок. Система риск-менеджмента включает в себя определенные логически взаимосвязанные этапы, реализация которых представляет собой многоступенчатый процесс, имеющий своей целью уменьшить, или компенсировать ущерб для всех учеников цепи поставок при наступлении неблагоприятных событий.

Литература:

  1. Барков, С.А., Зубков, В. И. Социология организаций. — М.: Юрайт, 2013.
  2. Бродецкий Г. Л. Управление рисками в логистике. — М.: Академия, 2010.
  3. Иванов, А., Охотников, И. Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в России /А. П. Иванов, И. В. Охотников // Журнал для акционеров. — 2010. — № 9–10.
  4. Иванов Д. А. Управление цепями поставок. — СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2009.
  5. Некрасов, А. Г. Основы менеджмента безопасности цепей поставок / А. Г. Некрасов. — М.: МАДИ, 2011.
  6. Охотников И. В., Сибирко И. В. Риск-менеджмент на железнодорожном транспорте в условиях реформ. — М. МАКС Пресс, 2013.
  7. Охотников, И.В., Сибирко, И. В. Природа рынка логистического аутсорсинга: трансформация транзакционных действий в транзакционные услуги // Логистика. — 2014. — № 2.
  8. Сергеев В. И. Управление цепями поставок. — М.: Издательство Юрайт, 2014.
  9. Сибирко, И. В., Охотников, И. В. Государство и рынок: модели эффективного взаимодействия / Охотников И. В., Сибирко И. В. // Предпринимательство. — 2013. — № 8.
Основные термины (генерируются автоматически): цепь поставок, управление рисками, риск, SCEM, ALARP, оценка результатов, система, управление риском, контролирование рисков, единое информационное пространство.

Ключевые слова

риск-менеджмент, управление цепями поставок, безопасность цепей поставок, устойчивость цепей поставок

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос