Автор: Федоров Георгий Викторович

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2017)

Дата публикации: 03.10.2017

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Федоров Г. В. Безопасность интегрированных корпоративных структур на основе риск-ориентированного подхода к управлению цепями поставок [Текст] // Инновационная экономика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 78-80. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/262/13037/ (дата обращения: 17.12.2017).



В статье проанализирован риск-ориентированный подход к управлению интегрированными корпоративными структурами и цепями поставок. Сделан вывод о решающем значении информационного обеспечения и эффективных коммуникаций в управлении рисками в цепях поставок.

Ключевые слова: риск-менеджмент, управление цепями поставок, безопасность цепей поставок, устойчивость цепей поставок

Конкуренция XXI века — это конкуренция глобальных цепей поставок представляющих собой взаимосвязанные организации, вовлеченные в создание конечной ценности для потребителя. В современной экономике конкурируют не отдельные компании, а цепи поставок, сетевые структуры. Стратегический успех компаниям обеспечивают не товары или услуги сами по себе, а процессы их создания и распределения. В этой связи, как отмечают в своих исследованиях А. Г. Некрасов [5, С. 6–11], Д. А. Иванов [4], И. В. Охотников [7, С. 33–35] и другие исследователи, устойчивость и безопасность цепи поставок, корпоративной системы распределения продукции становиться определяющим фактором конкурентоспособности бизнеса в целом.

Цепи поставок являются сложными многоструктурными системами с активными элементами, функционирующие в условиях динамично развивающейся рыночной среды. Функционирование цепей поставок связано со значительной неопределенностью. Источниками неопределенности могут служить колебания спроса, ошибки прогнозов, выход из строя ресурсов, неточность данных, решения менеджеров, передача информации и интерпретация тех или иных событий, а также такие крайние случаи, как изменения политических (как например, на Украине) или природных условий [3; 5; 8; 9].

Неопределенность является одной из основных проблем, изучаемых в управлении цепями поставок. Именно снижение неопределенности на межорганизационным уровне в процессе интеграции логистических функций (транспортировки; управления запасами; складировании) явилось одним из отправных пунктов появления концепции управления цепями поставок. Понятие риска включает в себя вероятность возникновения события или сочетания событий, ведущих к опасности или частота возникновения таких событий и последствия опасности.

Анализ работ по риск-менеджменту [1; 2; 5; 6] позволяет сделать вывод о том, что к настоящему времени достаточно хорошо структурирована деятельность по управлению рисками. Она включает в себя следующие основные направления (этапы): 1) идентификация (выявление) риска; 2) оценка риска; 3) выбор метода и мер (инструментов) управления риском; 4) предотвращение и контролирование риска; 5) финансирование «риска»; 6) оценка результатов.

Первые два этапа принято также называть анализом риска. При этом идентификация риска относится к качественному анализу, оценка риска — к количественному анализу. Выявление риска, как первый этап, предполагает систематическое использование информации для определения источников и количественной оценки риска. Создание единого информационного пространства, т. е. среды интегрированного планирования и управления всей цепи поставок, а также координации и коммуникации участников цепи поставок, является важнейшей составляющей управления риском в цепи поставок. Именно качество информационной поддержки в значительной степени определяет успех и эффективность систем управления цепи поставок [4; 8].

Крайне важным, как отмечает в своих исследованиях профессор НИУ ВШЭ Г. Л. Бродецкий, является этап выбора метода и мер для управления риском. Теория и практика выработали различные методы управления риском. Основными методами являются: избежание или уклонение от риска; диссипация риска; диверсификация риска; страхование риска; поглощение риска (принятие риска на себя); трансферт (передача) рисков другому хозяйствующему субъекту; лимитирование риска [2, С. 33].

Четвертый этап — предотвращение и контролирование рисков — предусматривает конкретные организационно-технические мероприятия на основе определенных ранее планов и программ. В рамках этого направления, в частности, осуществляются следующие мероприятия: мониторинг рисков; прогнозирование рисков; информирование руководства о грозящих опасностях и выработка рекомендаций в связи с этим; специальные организационно — технические мероприятия в рамках программ предотвращения и контролирования рисков (обучение персонала; закупка специального оборудования для ликвидации последствий катастроф и аварий; внедрение систем электронного контроля за функционированием оборудования).

Уже давно существует некоторые принципы, по отношению к которым выбирают меры контроля, воздействующие на факторы и уровень риска. Один из них — АLARP (As Low as Reasonably Practicable Principle) принцип: настолько мало, насколько разумно практически. Он предполагает, что при управлении рисками необходимо получит ответ на следующие три вопроса: а) риск настолько велик, что от него следует отказаться или б) риск изначально был или сделан настолько незначительным, что не представляет угрозы; в) риск является средним, между первым и вторым уровнями, указанными выше; он был снижен до минимального уровня с учетом соотношения прибыли и расходов от снижения риска. Согласно пункту в) принцип ALARP требует снижения риска до реально осуществимого разумного уровня или до максимально низкого уровня в практически разумных пределах. Если риск находится между двумя самыми крайними точками (неприемлемый диапазон и широко приемлемый диапазон) и принцип ALARP был соблюден, то в результате риск становится допустимым в данном конкретном приложении [6, С. 95].

Заключительным этапом в процессе управления рисками является оценка результатов риск-менеджмента. Оценка результатов проводится на базе широкого массива собранной информации и имеет целью корректировки методик анализа риска, оценку эффективности использования отдельных инструментов риск-менеджмента, эффективности затрат на управление рисками в целом. Рекомендации и выводы, полученные в ходе оценке результатов, используются при реализации последующих решений.

Рассмотренная модель управления рисками выстроена в соответствии с классическим подходом риск-менеджмента. Успех в управлении рисками в цепях поставок зависит от эффективности системы информационной поддержки риск-менеджмента, обусловленной интеграционным уровнем используемых технических средств, программного обеспечения, квалификацией персонала, широтой охвата внутренней информационной сети. В идеальном варианте, необходимо, таким образом, настроить информационную систему предприятия, чтобы она сама выявляла приоритеты, и узкие места, и выдавала наиболее совершенные варианты действий для управления рисками.

Для оперативного управления рисками в цепях поставок применяют системы SCEM — Supply Chain Event Management [5, С. 40–41]. Системы SCEM (Supply Chain Event Management — управление событиями в цепи поставок) предназначены для выявления нарушений и отклонений в выполнении работ, таких, как запаздывание или поломка транспортного средства, превышение уровня страхового запаса, отклонения в производственных процессах и т. д. В случае возникновения отклонения SCEM-система идентифицирует затрагиваемые участки цепи поставок и оповещает их о причинах и последствиях нарушений.

В последние годы ряд крупных фокусных компаний эффективно внедряет системы SCMo (Supply Chain Monitoring). В отличие от описанной выше SCEM-системы, системы SCMo не представляют собой сложные оптимизационные алгоритмы, а предназначены исключительно для визуализации реального протекания процессов в цепи поставок, главным образом в области контроля уровня запасов и использования мощностей.

В рамках системы SCMo проектируется так называемый пульт управления (control station), устанавливаемый в фокусной компании. Менеджер цепи поставок получает комплексный взгляд на текущую ситуацию в цепи поставок и имеет возможность составления различных аналитических отчетов по поведению участников цепи поставок. Участники других звеньев цепи поставок имеют подобную информацию непосредственно по своим поставщикам. Информацию в систему вводят сами поставщики, например, с помощью Интернет. Системы SCMo не являются мощными оптимизационными системами, однако эффективность их использования подтверждается на практике. В первую очередь, это связано с психологическим аспектом возникающей прозрачности системы, что приводит к повышению уровня ответственности поставщиков.

Таким образом, для эффективного использования различных инструментов управления рисками в цепях поставок необходима система риск-менеджмента, построенная на основе единого информационного пространства — среды интегрированного планирования и управления цепи поставок, координации и коммуникации участников цепочек поставок. Система риск-менеджмента включает в себя определенные логически взаимосвязанные этапы, реализация которых представляет собой многоступенчатый процесс, имеющий своей целью уменьшить, или компенсировать ущерб для всех учеников цепи поставок при наступлении неблагоприятных событий.

Литература:

  1. Барков, С.А., Зубков, В. И. Социология организаций. — М.: Юрайт, 2013.
  2. Бродецкий Г. Л. Управление рисками в логистике. — М.: Академия, 2010.
  3. Иванов, А., Охотников, И. Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в России /А. П. Иванов, И. В. Охотников // Журнал для акционеров. — 2010. — № 9–10.
  4. Иванов Д. А. Управление цепями поставок. — СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2009.
  5. Некрасов, А. Г. Основы менеджмента безопасности цепей поставок / А. Г. Некрасов. — М.: МАДИ, 2011.
  6. Охотников И. В., Сибирко И. В. Риск-менеджмент на железнодорожном транспорте в условиях реформ. — М. МАКС Пресс, 2013.
  7. Охотников, И.В., Сибирко, И. В. Природа рынка логистического аутсорсинга: трансформация транзакционных действий в транзакционные услуги // Логистика. — 2014. — № 2.
  8. Сергеев В. И. Управление цепями поставок. — М.: Издательство Юрайт, 2014.
  9. Сибирко, И. В., Охотников, И. В. Государство и рынок: модели эффективного взаимодействия / Охотников И. В., Сибирко И. В. // Предпринимательство. — 2013. — № 8.
Основные термины (генерируются автоматически): цепи поставок, цепями поставок, цепей поставок, цепях поставок, управления цепи поставок, участников цепи поставок, управления рисками, Управление цепями поставок, управлению цепями поставок, управления цепями поставок, управление цепями поставок, управлении цепями поставок, безопасность цепи поставок, управления риском, устойчивость цепей поставок, безопасность цепей поставок, цепей поставок связано, звеньев цепи поставок, управлении рисками, участки цепи поставок.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос