Автор: Бирюкова Ольга Юрьевна

Рубрика: 19. Логистика и транспорт

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Самара, август 2017)

Дата публикации: 07.08.2017

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Бирюкова О. Ю. Процессный подход к организации планирования и моделирования потоков в логистических системах и цепях поставок [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 122-124.



В статье проанализирован процессный подход к планированию и моделированию цепей поставок. Сделан вывод об эффективности процессного подхода в силу его гибкости при моделировании и детализации бизнес-процессов в цепях поставок.

Ключевые слова: управление цепями поставок, бизнес-процессы в цепях поставок, процессный подход к управлению, аутсорсинг бизнес-процессов в цепях поставок

Внешняя среда, в которой осуществляются логистические операции, постоянно претерпевает изменения под воздействием рынка и условий конкуренции. Для того, чтобы своевременно и адекватно реагировать на эти изменения, любой компании нужна методология планирования и проектирования логистической системы, позволяющая учитывать сложившиеся обстоятельства и оценивать возможные альтернативы ее развития. В логистике сегодня активно развивается новое направление — проектирование цепи поставок. Это новый вид логистических систем, управление которыми с позиций минимизации общих затрат, увеличения прибыли, улучшения обслуживания потребителей и снижения влияния на систему факторов неопределенности, называют управлением цепями поставок.

Управление цепями поставок (SCM, Supply Chain Management), как отмечают специалисты — это интеграция ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного потребителя и охватывающих всех посредников и поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц [4; 5; 8]. Основными объектами планирования и моделирования в цепях поставок является сетевая структура и протекающие в них бизнес-процессы. Существуют объектный и процессный подходы к определению цепи поставок.

С точки зрения объектного подхода цепь поставок — это связная структура бизнес-единиц, объединенная отношениями поставщики — фокусная компания — потребители в процессе создания и реализации товаров в рыночных условиях, имеющих ценность для конечного потребителя.

С точки зрения процессного подхода цепь поставок — это последовательность потоков и процессов, которые имеют место между различными контрагентами (звеньями) цепи и комбинируются для удовлетворения требований потребителей в товарах и услугах. Именно этот подход к планированию цепи поставок, повышению конкурентоспособности логистических систем, как считают специалисты [2; 3; 6], является наиболее перспективным. Его развитие связано с формированием рынка потребителя и развитием аутсорсинговых технологий [7].

Вопрос о количестве ключевых бизнес-процессов в цепях поставок является дискуссионным. По мнению Дж. Стока и Д. Ламберта [10] управление цепями поставок есть управление восемью ключевыми бизнес-процессами: взаимодействие с потребителем; обслуживание потребителей; управление спросом; выполнение заказов; управление производственным потоком; снабжение; разработка продукции и доведения ее до коммерческого использования; управление возвратными потоками. А. Харрисон и Р. ван Хоук в состав ключевых бизнес-процессов включают также маркетинг и розничные продажи. SCOR-модель определяет цепочку поставок, как пять интегрированных бизнес-процессов: планирование цепи; снабжение; производство; распределение; возврат [3; 4].

Независимо от количества бизнес-процессов и охватываемых каждым процессом бизнес-функций, на первое место должно быть поставлено интегрирование ключевых бизнес-процессов по всей цепи поставок и управление этими процессами. Предпосылками развития методологии процессного подхода к моделированию и интегрированному планированию в цепях поставок, как отмечают специалисты [1; 5; 9], явилось:

– развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя, что послужило толчком к развитию логистики в целом и, в частности, развитию информационных технологий управления взаимоотношениями с клиентами, поставщиками и посредниками, таких как CRM (Customer Relationship Management), SRM (Supplier Relationship Managagement) и ERM (E-business Relationship Management);

– использование процессного подхода в качестве межотраслевого стандарта управления цепями поставок (SCOR-модели);

– отсутствие иерархически связанных математических моделей в рамках процессного подхода. SCOR-модель является описательной моделью, что является ее основным недостатком. Планирование в цепях поставок требует применения математических моделей и формальных алгоритмов в рамках процессного подхода и SCOR-моделирования.

Управление логистическими системами (сетями, цепями поставок, каналами) является относительно новой областью применения процессного подхода. Тем не менее, анализ функционирования логистических систем, накопленные теоретические знания о развитии методов моделирования бизнес-процессов в цепях поставок позволяют сформулировать ряд принципов процессного подхода. Процессный подход к планированию и моделированию цепи поставок базируется на следующих принципах: конкуренции цепей поставок; аутсорсинга бизнес-процессов в цепях поставок; интеграции операций и процессов; тотальных (совокупных) затрат; компенсации издержек посредникам по основным бизнес-процессам в цепях поставок; клиентоориентированности цепи поставок; нормирования рисков в цепях поставок; виртуализации запасов и резервирования каналов поставок; независимости и достаточного разнообразия бизнес-процессов; иерархичности в моделях бизнес-процессов.

При несомненной важности всех вышеперечисленных принципов следует отметить, что в основе теории процессного подхода к планированию и моделированию цепи поставок лежит технология аутсорсинга бизнес-процессов [7]. Интегрированное планирование цепи поставок — задача логистического оператора, который формирует структуру цепи поставок и задает требования к бизнес-процессам, поставляемым аутсорсерам. Для этого у оператора должны быть инструментальные средства для интеграции моделей разных процессов (алгоритмы интеграции моделей).

В процессе моделирования и интегрированного планирования цепи поставок должно быть обеспечено достаточное разнообразие сценариев бизнес-процессов. Отдельные бизнес-процессы должны быть независимыми и оптимальными с позиций их владельца. Эти условия являются необходимыми, поскольку позволяют решать задачи моделирования для не связанных между собой бизнес-процессов. Таким образом, третьим важнейшим принципом является принцип независимости и достаточного разнообразия бизнес-процессов.

Различия между процессным и объектным подходами к планированию и моделированию цепи поставок заключаются в следующем. Во-первых, независимо от метода моделирования (SCOR-, структурное или функциональное моделирование) при процессном подходе всегда разрабатываются описательные модели. Возможности оптимизации бизнес-процессов в рамках описательных моделей ограничены, что является основным недостатком данного подхода. В рамках объектного подхода разрабатываются математические модели, как правило, сетевые графы или модели математического программирования. Например, разработку плана автотранспортной доставки или оптимизацию размещения распределительного центра можно выполнить путем создания и оптимизации соответствующей модели линейного или нелинейного программирования.

Во-вторых, при процессном подходе используются различные уровни описания процессов. Например, SCOR-модель включает в себя три уровня детализации процессов (глобальный уровень, конфигурационный уровень и элементный уровень), функциональная модель в нотации IDEF0 включает в себя контекстную диаграмму и диаграммы декомпозиции (количество уровней декомпозиции в данной модели может быть произвольным). В рамках объектного подхода независимо от вида модели, которой представлен объект моделирования, описание этого объекта является всегда одноуровневым. Как правило, цепи поставок представляют собой большие и сложные динамических систем, одноуровневое описание которых представляет собой серьезную проблему. Именно метод описания объекта моделирования является основным недостатком объектного подхода к моделированию цепи поставок.

Сравнительный анализ двух подходов к планированию и моделированию цепи поставок позволяет сделать следующие выводы: во-первых, процессный подход является более гибким в плане описания объекта моделирования, так как предполагает различные уровни детализации (декомпозиции) бизнес-процессов в цепях поставок; во-вторых, опираясь на описательные модели в рамках процессного подхода сложно выполнить оптимизацию бизнес-процессов, поэтому необходимо на основании SCOR-моделей, структурных или функциональных моделей разрабатывать математические модели бизнес-процессов.

Литература:

  1. Барков, С.А., Зубков В. И. Социология организаций. — М.: Юрайт, 2013.
  2. Барков С. А. Сетевые отношения как организационная инновация и основа экономической и социальной безопасности // Логистика и безопасность России / Под ред. Т. М. Степанян. — М.: МАКС Пресс, 2016.
  3. Бочкарев А. А. Планирование и моделирование цепи поставок. — М.: Издательство Альфа-Пресс, 2008.
  4. Дыбская В. В., Сергеев В. И. и др. Логистика. Полный курс МВА / Под ред. В. И. Сергеева. — М.: Эксмо, 2009.
  5. Иванов Д. А. Управление цепями поставок. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009.
  6. Охотников И. В. Международная конкурентоспособность России как синергия экономических, социальных и политических институтов страны // Проблемы безопасности российского общества. — 2014. — № 1.
  7. Охотников, И.В., Сибирко, И. В. Природа рынка логистического аутсорсинга: трансформация транзакционных действий в транзакционные услуги // Логистика. — 2014. — № 2.
  8. Сергеев В. И. Управление цепями поставок. — М.: Издательство Юрайт,2014.
  9. Сибирко И. В., Охотников И. В. Государство и рынок: модели эффективного взаимодействия / Охотников И. В., Сибирко И. В. // Предпринимательство. — 2013. — № 8.
  10. Сток Дж.Р., Ламберт Д. М. Стратегическое управление логистикой / Пер. с англ. 4-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): цепи поставок, цепях поставок, цепями поставок, процессного подхода, моделированию цепи поставок, Управление цепями поставок, управление цепями поставок, подхода цепь поставок, ключевых бизнес-процессов, цепей поставок, объектного подхода, рамках процессного подхода, планированию цепи поставок, моделированию цепей поставок, проектирование цепи поставок, определению цепи поставок, управлением цепями поставок, достаточного разнообразия бизнес-процессов, клиентоориентированности цепи поставок, планирование цепи поставок.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос