Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, ее преимущества и пути совершенствования
Авторы: Шеховцова Юлия Анатольевна, Зинаков Евгений Александрович
Рубрика: 5. Общественно-экономическая структура
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, февраль 2018)
Дата публикации: 18.01.2018
Статья просмотрена: 10606 раз
Библиографическое описание:
Шеховцова, Ю. А. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, ее преимущества и пути совершенствования / Ю. А. Шеховцова, Е. А. Зинаков. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 34-37. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/264/13637/ (дата обращения: 16.11.2024).
Произведен краткий сравнительный анализ Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года с государственной стратегией экономической безопасности Российской Федерации от 1996 года, а также с отдельными положениями Стратегии национальной безопасности США от 1999 года и 2015 года.
Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, военные угрозы, стратегия, контроль.
Одной из наиболее актуальных проблем развития экономики России является на сегодняшний день проблема ее экономической безопасности. О том, насколько актуальна эта проблема, можно судить по следующим данным (табл. 1).
Таблица 1
Индикаторы экономической безопасности государства
Индикатор |
Пороговое значение (по методикеВ.К.Сечагова [6, с. 36] / С.Ю.Глазьева [3, с. 164]) |
Фактическое значение (2015г.) [5] |
Доля инвестиций в основной капитал, в % к ВВП |
25 / 25 |
18 |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в % от общей численности населения |
7 / 7 |
13,3 |
Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах |
8 / 8 |
15,7 |
Уровень монетизации, М2 на конец года в % к ВВП |
50 / 50 |
39,7 |
Отгруженная инновационная продукция, в % ко всей промышленной продукции |
15 / - |
7,9 |
Как видно из таблицы 1, ряд индикаторов экономической безопасности нашей страны выходит за границы своих пороговых значений, а некоторые индикаторы (например, коэффициент фондов) превышают свое пороговое значение в 2 раза.
Значимым шагом на пути решения проблемы экономической безопасности России стало утверждение новой Стратегии экономической безопасности [1]. Необходимость разработки этого документа назрела уже давно, поскольку предыдущая Стратегия экономической безопасности страны [2], утвержденная еще в 1996 году, очевидно, перестала отвечать современным вызовам и угрозам.
Неоспоримое преимущество новой Стратегии состоит в том, что в ней впервые обращено внимание на военно-политические угрозы экономической безопасности страны: «усилилась тенденция распространения на сферу экономики вызовов и угроз военно-политического характера». В качестве адекватного ответа на эти вызовы и угрозы Стратегия допускает использование «комплекса политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных, дипломатических, военных, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации».
Надо сказать, что до недавнего времени военным угрозам экономической безопасности в нашей стране должного внимания не уделялось. И это несмотря на то, что в западном общественно-политическом дискурсе по проблемам экономической безопасности на протяжении десятилетий преобладала воинственная риторика.
Так, в Стратегии национальной безопасности США 1999 года говорилось: «Мы будем делать все возможное для защиты этих [жизненно важных] интересов, в том числе, когда это необходимо и уместно, использовать нашу военную мощь в одностороннем порядке и решительно» [7]. При этом к жизненно важным интересам США вышеупомянутая стратегия в числе прочего относила экономическое благосостояние американского общества, защиту энергетики, банковского дела и финансов. По словам профессора экономики Национального университета обороны США Дональда Лосмана, «это заявление свидетельствует о том, что Америка готова использовать военную силу для достижения экономических целей» [8]. Похожее утверждение было сделано и Стратегии национальной безопасности США 2015 года: «Соединенные Штаты будут применять военную силу, при необходимости используя ее в одностороннем порядке, когда этого потребуют наши непреходящие интересы: … когда в опасности окажется наша жизнь и благосостояние» [9].
Итак, новая Стратегия экономической безопасности Российской Федерации предусматривает адекватные ответы на военно-политические вызовы и угрозы отечественной экономики. Помимо этого преимуществом данной Стратегии является то, что в ней впервые утверждается перечень индикаторов экономической безопасности, а также конкретизируется ответственность за ее выполнение. В частности, определяется орган государственной власти, обязанный разработать и впоследствии осуществлять меры по реализации Стратегии экономической безопасности (Правительство Российской Федерации), устанавливаются сроки разработки данных мер (3 месяца) и форма отчетности по итогам их осуществления (ежегодный доклад о состоянии экономической безопасности Российской Федерации и мерах по ее укреплению).
Вместе с тем есть отдельные направления, по которым вышеупомянутую Стратегию можно было бы усовершенствовать, например, перераспределить полномочия по осуществлению контроля ее реализации между органами государственной власти. В соответствии с утвержденной Стратегией указанные полномочия возложены на Правительство Российской Федерации, то есть на тот же самый орган, который отвечает ее выполнение. По сути, это означает не контроль, а самоконтроль. Представляется, что функцию контроля реализации Стратегии экономической безопасности целесообразно возложить на Счетную палату Российской Федерации, являющуюся постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля).
Еще одно актуальное направление, по которому можно было бы усовершенствовать вновь принятую Стратегию экономической безопасности, состоит в том, чтобы установить пороговые значения для предусмотренных этой Стратегией индикаторов. Дополнение перечня указанных индикаторов их пороговыми значениями повысит степень объективности оценки экономической безопасности государства, упростит процедуру контроля реализации Стратегии экономической безопасности, придаст конкретики этому документу.
Существует несколько способов определения пороговых значений индикаторов экономической безопасности. Например, их можно установить:
– на среднемировом уровне;
– на уровне, достигнутом экономически развитыми странами;
– на уровне, обеспечивающем достижение некоторой цели.
Последний из перечисленных выше способов представляется нам наиболее предпочтительным. В качестве цели, достижению которой должно служить преодоление пороговых значений индикаторов экономической безопасности, считаем целесообразным принять создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, то есть ту цель, на которую согласно Конституции Российской Федерации, должна быть направлена политика государства.
Вопрос о том, какие условия обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, так же, как и вопросы о сроках достижения этих условий, о количественно измеряемых признаках того, что они достигнуты, о пороговых значениях индикаторов экономической безопасности, преодоление которых обеспечит достижение вышеупомянутых условий, предлагается решить в два этапа.
Не первом этапе представляется целесообразным вынести указанные вопросы на обсуждение экспертного сообщества — специально созданной группы влиятельных политиков, экономистов, представителей бизнес-сообщества и общественных организаций. Результатом экспертного обсуждения вышеназванных вопросов должны стать несколько альтернативных проектов программы реализации Стратегии экономической безопасности.
На втором этапе считаем необходимым вынести указанные проекты на всенародное обсуждение, по итогам которого принять один из них в качестве Программы реализации Стратегии экономической безопасности и приступить к ее выполнению.
Преимущества вышеизложенного подхода к обоснованию пороговых значений индикаторов экономической безопасности состоят следующем.
Во-первых, такой подход обеспечивает взаимную согласованность всех индикаторов экономической безопасности, преобразует их в стройную систему из хаотичного нагромождения показателей, улучшение одних из которых зачастую возможно только за счет ухудшения других.
Во-вторых, такой подход имеет ценный положительный побочный эффект — укрепление доверия общества к Стратегии экономической безопасности и мерам по ее реализации; доверия, без которого не обеспечить выполнение указанной Стратегии и без которого эта Стратегия рискует остаться на бумаге, как и большинство других документов стратегического планирования, принятых до нее. Повышение доверия общества к данному нормативно-правовому акту (в случае реализации предлагаемого подхода) будет обеспечено за счет вовлечения широких слоев населения в процесс принятия решений в области экономической безопасности. В самом деле, «доверие к закону укрепляется, если общество чувствует, что оно участвовало в работе над проектами законов или через своих представителей, или непосредственно» [4, с. 9].
Итак, подведем краткие итоги.
- Уровень экономической безопасности Российской Федерации является на сегодняшний день неприемлемо низким.
- Существенное значение в укреплении экономической безопасности России имеет утверждение в 2017 году новой Стратегии экономической безопасности.
- Преимущества данной Стратегии перед ранее действовавшей Стратегией экономической безопасности 1996 года: учет военных угроз экономической безопасности, наличие перечня индикаторов экономической безопасности, конкретизация ответственности за ее выполнение.
- Для повышения эффективности реализации вновь принятой Стратегии экономической безопасности функцию контроля за ее осуществлением следует возложить на Счетную палату Российской Федерации.
- Для повышения степени объективности оценки экономической безопасности государства, упрощения процедуры контроля реализации вновь принятой Стратегии экономической безопасности и придания конкретики этому документу необходимо дополнить установленные им индикаторы их пороговыми значениями.
Литература:
1. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения: 6.01.2018).
2. О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положениях): указ Президента Российской Федерации от 29.04.1996 г. № 608 // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92725/ (дата обращения: 6.01.2018).
3. Глазьев С. Ю. Геноцид. Россия и новый мировой порядок. Стратегия экономического роста на пороге XXI века. — М.: Астра семь, 1997. — 187 с.
4. Корнаи Я. Честность и доверие в переходной экономике // Вопросы экономики. — 2003. — № 9. — С. 4–17.
5. Российский статистический ежегодник. 2016: Статистический сборник. — М.: Росстат, 2016. — 725 с.
6. Сенчагов В. К. Как обеспечить экономическую безопасность России // Российская Федерация сегодня. — 2007. — № 6. — С. 36–37.
7. A National Security Strategy For a New Century. December 1999 // Военная политика США: российская перспектива / Институт США и Канады РАН, Российский гуманитарный научный фонд. URL: http://www.usmilpol.ru/ (дата обращения: 6.01.2018).
8. Losman D. Economic Security A National Security Folly? // Policy Analysis. — 2001. — August.
9. National Strategy Security. February 2015 // Военная политика США: российская перспектива / Институт США и Канады РАН, Российский гуманитарный научный фонд. URL: http://www.usmilpol.ru/ (дата обращения: 6.01.2018).
Ключевые слова
стратегия, контроль, национальная безопасность, экономическая безопасность, военные угрозыПохожие статьи
Анализ финансовых аспектов стратегии национальной безопасности РФ
В статье рассмотрены финансовые аспекты старой (принята 12 мая 2009 г.) и новой (принята 31 декабря 2015 г.) стратегий национальной безопасности РФ, государственной стратегии экономической безопасности.
Основные направления обеспечения экономической безопасности России в современных условиях
В данной статье представлены определения сущность экономической безопасности. Предложены рекомендации для решения проблем экономической безопасности современной России. Современное социально-экономическое положение России определяет актуальность пос...
Приоритеты национальной безопасности современной России
В статье раскрыты основные приоритеты национальной безопасности современной России. Проанализированы нормативные правовые акты, регламентирующие основные направления национальной безопасности. Прослеживается взаимосвязь концепции национальной безопас...
Угрозы экономической безопасности России
Целью данной работы является раскрытие сущности и структуры понятия экономической безопасности. Исследовать основные рискообразующие факторы и угрозы, негативно влияющие на экономическую и финансовую ситуацию в России. Определить меры способствующие ...
Современное нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения экономической безопасности
В статье рассматриваются нормативные правовые основы обеспечения экономической безопасности в современной России. Даются предложения для дальнейшего совершенствования нормативно-правовых актов при обеспечении экономической безопасности Российской Фед...
Анализ экономической безопасности России
В данной статье проведен анализ текущего состояния экономики и финансовой системы, также анализ основных показателей экономической безопасности России, которые влияют на экономическую устойчивость и стабильность страны. По мнению авторов, приведенных...
Развитие фармацевтического рынка Российской Федерации в 2008–2014 годах
На основе ретроспективного анализа данных 2008–2014 гг сделаны выводы о промежуточных итогах развития фармацевтического рынка Российской Федерации с учетом реализации федеральной целевой программы развития фармацевтической и медицинской промышленност...
Взаимосвязь между национальной и региональной экономической безопасностью: термины, виды (компоненты)
Статья посвящена экономической безопасности. Затронута тема истоков формирования экономической безопасности в России. Проведя сопоставление определений, приведенных в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года и ...
Финансовый мониторинг в Российской Федерации на современном этапе
Статья посвящена финансовому мониторингу и его месту в системе экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе. Затрагиваются проблемы финансовой безопасности страны и задачи, которые решаются благодаря системе финансового монито...
Стратегия развития организации в условиях угрозы ее экономической безопасности
В статье рассматривается важность и необходимость учета уровня экономической безопасности при разработке стратегии развития организации. Предложен подход к формированию стратегии развития предприятия на основе управления экономической безопасностью.
Похожие статьи
Анализ финансовых аспектов стратегии национальной безопасности РФ
В статье рассмотрены финансовые аспекты старой (принята 12 мая 2009 г.) и новой (принята 31 декабря 2015 г.) стратегий национальной безопасности РФ, государственной стратегии экономической безопасности.
Основные направления обеспечения экономической безопасности России в современных условиях
В данной статье представлены определения сущность экономической безопасности. Предложены рекомендации для решения проблем экономической безопасности современной России. Современное социально-экономическое положение России определяет актуальность пос...
Приоритеты национальной безопасности современной России
В статье раскрыты основные приоритеты национальной безопасности современной России. Проанализированы нормативные правовые акты, регламентирующие основные направления национальной безопасности. Прослеживается взаимосвязь концепции национальной безопас...
Угрозы экономической безопасности России
Целью данной работы является раскрытие сущности и структуры понятия экономической безопасности. Исследовать основные рискообразующие факторы и угрозы, негативно влияющие на экономическую и финансовую ситуацию в России. Определить меры способствующие ...
Современное нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения экономической безопасности
В статье рассматриваются нормативные правовые основы обеспечения экономической безопасности в современной России. Даются предложения для дальнейшего совершенствования нормативно-правовых актов при обеспечении экономической безопасности Российской Фед...
Анализ экономической безопасности России
В данной статье проведен анализ текущего состояния экономики и финансовой системы, также анализ основных показателей экономической безопасности России, которые влияют на экономическую устойчивость и стабильность страны. По мнению авторов, приведенных...
Развитие фармацевтического рынка Российской Федерации в 2008–2014 годах
На основе ретроспективного анализа данных 2008–2014 гг сделаны выводы о промежуточных итогах развития фармацевтического рынка Российской Федерации с учетом реализации федеральной целевой программы развития фармацевтической и медицинской промышленност...
Взаимосвязь между национальной и региональной экономической безопасностью: термины, виды (компоненты)
Статья посвящена экономической безопасности. Затронута тема истоков формирования экономической безопасности в России. Проведя сопоставление определений, приведенных в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года и ...
Финансовый мониторинг в Российской Федерации на современном этапе
Статья посвящена финансовому мониторингу и его месту в системе экономической безопасности Российской Федерации на современном этапе. Затрагиваются проблемы финансовой безопасности страны и задачи, которые решаются благодаря системе финансового монито...
Стратегия развития организации в условиях угрозы ее экономической безопасности
В статье рассматривается важность и необходимость учета уровня экономической безопасности при разработке стратегии развития организации. Предложен подход к формированию стратегии развития предприятия на основе управления экономической безопасностью.