О возможности применения системы стратегического планирования на региональном уровне развития экономики
Автор: Пуляев Андрей Владимирович
Рубрика: 15. Региональная экономика
Опубликовано в
Дата публикации: 04.12.2017
Статья просмотрена: 267 раз
Библиографическое описание:
Пуляев, А. В. О возможности применения системы стратегического планирования на региональном уровне развития экономики / А. В. Пуляев. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 197-200. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13408/ (дата обращения: 17.12.2024).
В статье излагаются некоторые результаты исследований по разработке прогнозов экономических показателей, проводится анализ достоинств и недостатков двух федеральных законов: «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» и «О стратегическом планировании в Российской Федерации», обсуждаются преимущества Тульской области с точки зрения ее экономического развития, а также приоритетные направления развития Тульской области, изложенные в «Программе социально-экономического развития Тульской области на период до 2021 года».
Ключевые слова: государственное планирование, стратегическое планирование, прогнозирование, стратегия, план, программа социально-экономического развития
На современном этапе развития региона формируется капиталистическая модель рыночных отношений. При этом существует направление, в рамках которого рассматривается применение на практике модели стратегического планирования экономики.
Данная методология не является новой, но являет собой попытку адаптировать систему планирования к рыночным условиям региона, что в условиях международной санкционной политики, может стать инновацией, способной придать новый импульс развитию промышленных предприятий и коммерческих организаций.
Если вспомнить историю, то методология экономического планирования восходит к созданному 22 февраля 1922 г. Госплану СССР, главной задачей которого являлась разработка единого общегосударственного хозяйственного плана и путей его применения.
Если говорить упрощенно, то это была попытка своеобразного программирования экономики на достижение определенного результата в разных сферах социально-экономической и культурной жизни, но главное в промышленном и сельскохозяйственном секторах региональной экономики страны.
Так на период с 60-х по 90-е гг. XX в. для советской экономики было важным обеспечить пропорциональное развитие народного хозяйства страны и регионов. Было необходимо обеспечить рост и эффективность промышленного производства, и, следовательно, военно-промышленного комплекса страны. Поэтому было необходимо в рамках социальной политики повышать жизненный уровень населения страны и регионов.
Достичь этих целей, советская экономика, смогла лишь частично в военно-промышленном комплексе страны, так как от него зависел государственный суверенитет и безопасность страны.
Нужно отметить, что в период с 70-х по 80-е гг. XX в. для эффективного планирования стали применять экономико-математическую концепцию СОФЭ. Особенно важно, что при разработке данной концепции особое внимание придавалось принципу оптимальности, который требовал последовательно учитывать объективные цели общества и реальные средства их достижения всегда, когда приходится принимать любое экономическое решение, на любом уровне управления региональной экономикой.
Исходя из этого, режим оптимального функционирования экономики рассматривался представителями данной концептуальной теории как такой, при котором достигается оптимальное использование всех ресурсов общества: природных, трудовых, производственных и т. д., что способствовало достижению объективных целей этого общества.
Данная теория, подверглась резкой критике к концу 80-х гг. XX в., но постепенно ее основные положения принимались и становились общепринятыми вплоть до начала кардинальных рыночных реформ.
В рамках рассматриваемой концепции, сложилась концепция программно-целевого планирования и управления. Данное направление углублялось в вероятностно-статистический подход к изучению экономических явлений на уровне региона.
Февраль 1986 г. стал новой отправной точкой в развитии идеи стратегического планирования экономики. Именно в это время был основан Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, который, еще до 1991 г. имел название — Институт экономики и прогнозирования научно-технического прогресса АН СССР.
Основными задачами института была разработка комплексных прогнозов развития региональной экономики страны в краткосрочной и долго-срочной перспективе; разработка стратегий развития регионов в рамках приоритетов общехозяйственного развития; прогнозно-аналитические исследования в интересах крупных хозяйствующих субъектов, таких как РАО «Газпром» и др., и органов государственного управления РФ, таких как Государственная Дума РФ и др.; совершенствование методологии и методики комплексного социально-экономического прогнозирования.
Открытие нового академического института свидетельствовало о том, что руководство страны уделяло большое внимание вопросам разработки прогнозов развития народного хозяйства и его отдельных отраслей.
Проблеме экономического прогнозирования посвящено большое число работ как российских, так и зарубежных авторов. На наш взгляд представляют большой интерес исследования, проводимые Хомяковым В. Н. В частности, им был разработан комплексный статистический метод прогнозирования системы экономических показателей [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9].
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что теоретическая основа планирования перешла в плоскость и законодательное поле современных российских регионов.
В частности, об этом свидетельствует принятый в 1995 г. закон № 115 — ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ» [1]. Данный закон заложил концептуальную основу регулирования плановых показателей и формирования прогнозов развития на федеральном уровне. На региональном уровне данная концептуальная основа нашла отражение в местных программах социально-экономического развития, что дало регионам возможность стратегического планирования территориального развития. Это видно на примере Тульской области. За 15 лет, благодаря умелому планированию, была заложена система кластерного развития, что дает стимул в инвестировании промышленного и туристического сектора региональной экономики, как движущей силы социально-экономического развития.
В частности, этому способствовал Федеральный закон N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», утвержденный 11 июля 2014г. [2].
Именно этот закон, обосновал необходимость окончательного применения планирования в реалиях региональной экономики.
Так была окончательно сформирована система стратегического планирования в России. Впервые вводится период планирования от 6 до 12 лет, что позволяет обеспечить преемственность основных целей и задач социально-экономического развития на уровне экономики всей страны и регионов в отдельности.
Были введены приоритетные направления социально-экономического развития региона. Впервые муниципальные образования стали рассматриваться как неотъемлемый элемент стратегии и планирования развития региональных госпрограмм.
Был введен мониторинг и контроль реализации программ стратегического планирования региональной экономики как инновация в государственном и муниципальном управлении, что улучшило систему принятия решений.
В этом программном документе закладывается схема планирования территории и социально-экономического развития.
24 марта 2016 г. состоялась встреча тогда еще врио губернатора Тульской области Алексея Дюмина с представителями общественности, на которой были представлены основные направления социально-экономического развития региона на ближайшие годы и определены следующие стратегические приоритеты:
‒ Достойная жизнь на малой Родине;
‒ Образование будущего: кадры для промышленности;
‒ Новая индустриализация;
‒ Здоровый и сильный регион;
‒ Экономический прорыв;
‒ Агроиндустрия — возрождение села;
‒ Сохранение наследия и развитие туризма;
‒ Совершенствование эффективности системы государственного управления.
Проанализировав каждое направление, можно сказать, что особенностью стратегического планирования в регионе становиться уклон в сторону развития условий жизни для населения, материально-технической и кадровой базы для промышленной индустрии, туризма, как особого направления привлечений инвестиций и формирования имиджа региона, сельского хозяйства, как основы продовольственного потенциала региона.
Но в тоже время, это и отработка новых экономических идей, призванных в рамках региона доказать эффективность стратегического планирования и способности региональных властей обеспечить эффективность малого и среднего бизнеса по каждому из направлений стратегии.
Важным нововведением является и то, что региональные программы развития, признанные успешными по итогам мониторинга, автоматически становятся основами федеральных программ развития и совершенствуют методологию их реализации.
Так на уровне субъекта РФ система стратегического планирования повторяет структуру системы стратегического планирования на федеральном уровне. Исходя из этого, по нашему мнению, в регионе должна быть разработана стратегия социально-экономического развития на период до 12-ти лет. Стратегия является основой для разработки государственных программ субъекта РФ и региональной схемы территориального планирования. В обязательном порядке должен быть разработан план мероприятий по реализации стратегии.
Все это в дальнейшем обеспечит поступательное и плавное развитие региона, но главное это позволит выстроить целостную систему прогнозирования и статистических исследований, позволяющих в дальнейшем применить данную методологию уже в рамках всей России.
Также в соответствии с федеральным законодательством, в регионе могут быть разработаны стратегии социально-экономического развития части территории субъекта РФ, т. е. отдельных муниципальных образований, для которых потребуется выработка особых целей, задач и направлений развития.
Данный шаг станет важной инновацией в территориальном планировании и развитии, так как впервые муниципальные образования стали важным элементом всей региональной экономики и важными зонами для инвестиций и развития промышленности.
При этом, по нашему мнению, важно помнить, что на федеральном уровне, стратегическое планирование должно основываться на долгосрочном прогнозе социально-экономического развития региона, который разрабатывается каждые 6 лет, на 12 и более лет, долгосрочном бюджетном прогнозе субъекта РФ и прогнозе социально-экономического развития региона на среднесрочный период.
Все вместе это позволит сформировать комплексную систему планирования и прогнозирования на уровне региона, что будет способствовать большей эффективности принимаемых решений региональными властями.
Таким образом, если говорить о возможности применения стратегического планирования в рамках экономики региона, то можно заключить, что на сегодняшний день это необходимость и возможность обеспечить наилучшее развитие региона на перспективу. Это расширяет возможности реализовать инновационные идеи в промышленности, бизнесе и жизнедеятельности населения, что благоприятно отразиться на территориальном развитии региона в целом.
Литература:
1. Федеральный закон РФ от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ (ред. от 03.07.2016 с изменениями, вступившими в силу с 04.07.2016) «О стратегическом планировании в Российской Федерации». — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 27, ст. 4210.
3. Хомяков В. Н. Комплексный статистический метод прогнозирования макроэкономических показателей / В. Н. Хомяков // Развитие статистических методов в прикладных моделях экономического прогнозирования: Сборник научных трудов. — М.: ЦЭМИ АН СССР, 1982. С. 62–81.
4. Хомяков В. Н. Построение обобщенных прогнозов экономических показателей / В. Н. Хомяков // Вестник Академии. Научный журнал. — М.: Мо-сАП, 2009. — № 1. — С. 46–48.
5. Хомяков В. Н. Кибернетика, закон необходимого разнообразия и разработка прогнозов экономических показателей. Часть 1 / В. Н. Хомяков // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. — Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. — Вып.1. Ч.1. — С. 129–143.
6. Хомяков В. Н. Кибернетика, закон необходимого разнообразия и разработка прогнозов экономических показателей. Часть 2 / В. Н. Хомяков // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. — Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. — Вып.3. Ч.1. — С. 20–33.
7. Хомяков В. Н. Интервальное прогнозирование системы экономиче-ских показателей с помощью комплексного статистического метода // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2016, № 1. — С. 304–311.
8. Хомяков В. Н. Прогнозирование экономических показателей: постановка задачи и метод ее решения // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. — Тула: Изд-во ТулГУ, 2017. Вып.1. Ч.1. — С. 148–153.
9. Хомяков В. Н. Комплексный статистический метод прогнозирования системы экономических показателей: сущность, особенности, вычислительные аспекты // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2017, № 1. — С. 200–204.
Ключевые слова
стратегия, стратегическое планирование, прогнозирование, план, государственное планирование, программа социально-экономического развитияПохожие статьи
Стратегические приоритеты развития территорий опережающего социально-экономического развития в г. о. «Город Лесной»
В статье анализируются потенциал развития территории ГО «Город Лесной», причины специфики его развития и возможности опережающего социально-экономического развития. Исследуются ключевые стратегические приоритеты для муниципального развития, такие как...
Направления инновационного развития Республики Саха (Якутия)
В статье рассматриваются направления инновационного развития Республики Саха (Якутия). Приводится сравнение показателей эффективности применения инновационной политики субъекта по отношению к другим субъектам РФ, и приводятся решения для повышения зн...
Концепция социально-экономического развития города Красногорска
Научная статья посвящена разработке концепции социально-экономического развития муниципального образования на примере города Красногорск. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования основы устойчивого развития города Красногорск...
Проблемы стратегического планирования в Российской Федерации на муниципальном уровне
В Российской Федерации действует такой механизм, как стратегическое планирование, который направлен на эффективное и сбалансированное достижение целей в рамках социально-экономического развития страны и ее регионов. При достаточно долгой истории разв...
Анализ программно-целевого метода государственного регулирования развития отрасли животноводства в Амурской области
В статье рассмотрен программно-целевой метод государственного регулирования одной из важнейших отраслей сельского хозяйства — животноводства. От эффективности поддержки животноводческой отрасли зависит продовольственная безопасность отдельных регионо...
Информационные технологии в цивилистическом процессе
В статье рассматриваются некоторые направления информатизации, информационных технологий в цивилистическом процессе в контексте федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы», Концепции информационной политики суде...
К вопросу о выполнении «дорожной карты» по оплате труда на примере сферы государственного здравоохранения Санкт-Петербурга
Для исполнения указа «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Президента Российской Федерации, в Санкт-Петербурге принята Программа развития здравоохранения Санкт-Петербурга до 2020 года. Важным пунктом является выполнение ц...
Системный подход к развитию медико-спортивного комплекса
В данной статье рассматривается системный подход к созданию медико-спортивного комплекса для подготовки спортсменов. Ставятся задачи, реализуемые в рамках подобного комплекса мероприятий, основываясь на Стратегии развития физической культуры и спорта...
Механизмы формирования стратегий развития предприятия, организации
Данная статья посвящена изучению механизмов формирования стратегий развития предприятий и организаций. В статье рассматриваются основные этапы стратегического планирования, включая анализ внешней и внутренней среды, выбор стратегий развития и их реал...
Перспективы развития железнодорожного транспорта в России
В статье рассмотрены основы Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года, обосновывается необходимость ее разработки и реализации. Проведен анализ текущих данных по основным показателям перевозочной деятельности транспорта с целью н...
Похожие статьи
Стратегические приоритеты развития территорий опережающего социально-экономического развития в г. о. «Город Лесной»
В статье анализируются потенциал развития территории ГО «Город Лесной», причины специфики его развития и возможности опережающего социально-экономического развития. Исследуются ключевые стратегические приоритеты для муниципального развития, такие как...
Направления инновационного развития Республики Саха (Якутия)
В статье рассматриваются направления инновационного развития Республики Саха (Якутия). Приводится сравнение показателей эффективности применения инновационной политики субъекта по отношению к другим субъектам РФ, и приводятся решения для повышения зн...
Концепция социально-экономического развития города Красногорска
Научная статья посвящена разработке концепции социально-экономического развития муниципального образования на примере города Красногорск. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования основы устойчивого развития города Красногорск...
Проблемы стратегического планирования в Российской Федерации на муниципальном уровне
В Российской Федерации действует такой механизм, как стратегическое планирование, который направлен на эффективное и сбалансированное достижение целей в рамках социально-экономического развития страны и ее регионов. При достаточно долгой истории разв...
Анализ программно-целевого метода государственного регулирования развития отрасли животноводства в Амурской области
В статье рассмотрен программно-целевой метод государственного регулирования одной из важнейших отраслей сельского хозяйства — животноводства. От эффективности поддержки животноводческой отрасли зависит продовольственная безопасность отдельных регионо...
Информационные технологии в цивилистическом процессе
В статье рассматриваются некоторые направления информатизации, информационных технологий в цивилистическом процессе в контексте федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы», Концепции информационной политики суде...
К вопросу о выполнении «дорожной карты» по оплате труда на примере сферы государственного здравоохранения Санкт-Петербурга
Для исполнения указа «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Президента Российской Федерации, в Санкт-Петербурге принята Программа развития здравоохранения Санкт-Петербурга до 2020 года. Важным пунктом является выполнение ц...
Системный подход к развитию медико-спортивного комплекса
В данной статье рассматривается системный подход к созданию медико-спортивного комплекса для подготовки спортсменов. Ставятся задачи, реализуемые в рамках подобного комплекса мероприятий, основываясь на Стратегии развития физической культуры и спорта...
Механизмы формирования стратегий развития предприятия, организации
Данная статья посвящена изучению механизмов формирования стратегий развития предприятий и организаций. В статье рассматриваются основные этапы стратегического планирования, включая анализ внешней и внутренней среды, выбор стратегий развития и их реал...
Перспективы развития железнодорожного транспорта в России
В статье рассмотрены основы Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года, обосновывается необходимость ее разработки и реализации. Проведен анализ текущих данных по основным показателям перевозочной деятельности транспорта с целью н...