В статье рассматриваются направления инновационного развития Республики Саха (Якутия). Приводится сравнение показателей эффективности применения инновационной политики субъекта по отношению к другим субъектам РФ, и приводятся решения для повышения значений показателей. Также рассматривается ресурсное обеспечение программы научно-технического и инновационного развития республики на 2012–2019 годы.
Ключевые слова: инновационная политика, Республика Саха (Якутия), менеджмент, управление, инновационный менеджмент, управление инновациями
Инновационная политика Республики Саха (Якутия), как субъекта Российской федерации направлена на выполнение стратегических целей развития субъекта с учетом особенностей и конкурентных преимуществ региона, достижение максимума инновационного потенциала республики. В соответствии со Стратегией инновационного развития России на период до 2020 г., главной целью создание емкого внутреннего рынка, заполненного качественными товарами, производимыми реальными секторами отечественной экономики [1]. Запуск программы по ускорению научно-технического и инновационного развития состоялся в 2012 году [2]. На данный момент времени уже можно проанализировать некоторые промежуточные результаты и дать рекомендации по улучшению программы.
Институт статических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» подготовил аналитический доклад от 2015 года, в котором проведен анализ инновационного развития 83 российских регионов на основе комплексных рейтинговых оценок [3]. Этот доклад позволяет объективно и количество оценить показатели, которые характеризуют потенциал науки и техники, социально-экономические условия для проведения экономический деятельности. Рейтинг составлен по показателям 2013 года.
Если исходить из общих выводов по показателю российского регионального индекса, который был составлен исходя из методики, описанной в данном аналитическом докладе, то Республика Саха (Якутия) в 2013 году показывала положительную тенденцию и улучшение условий для инновационных процессов. Собранная информация по индексам для республики показана в таблице 1.
Таблица 1
Индексы исубиндексы инновационного развития РС(Я)
Индекс |
Место |
Изменение по сравнению с 2012 годом |
Российский региональный инновационный |
55 |
5 |
Социально-экономические условия инновационной деятельности |
77 |
-1 |
Научно-технический потенциал |
50 |
-7 |
Инновационная деятельность |
47 |
17 |
Качество инновационной политики |
43 |
0 |
Исходя из таблицы, в которой собраны данные по общему индексу и четырем субиндексам, следует вывод о том, что для развития инновационных процессом в целом необходимо улучшить социально-экономические условия для инновационной деятельности.
Улучшению показателей данного субиндекса должны способствовать такие мероприятия как: увеличение уровня работников занятых в высокотехнологичных отраслях промышленного производства — данный показателей является крайне низким — на порядок меньше чем в среднем по стране, повышение удельного веса организаций, имеющих доступ к высокоскоростного интернету — аналогично на порядок меньше среднего по стране. Самым положительным социально-экономическим фактором является показатель внутреннего регионального продукта в расчете не одного занятого в экономике региона, согласно которому республика занимает 11 место по стране.
Доля населения с высшим образованием и количество студентов прямо влияет на социально-экономические условия для инновационной деятельности. На основании исследования, которое было проведено в 2014 году, позиции Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова — лидера на рынке высшего образования в Республике Саха (Якутия) — можно сказать, что в РС (Я) произошел резкий обвал рынка предоставления услуг в области высшего профессионального образования. Во многом это можно объяснить пассивными действиями лидера рынка СВФУ и проигрышем в борьбе за абитуриента с центральными вузами страны [4]. Данный факт влияет на инновационные процессы, т. к. в субиндексе социально-экономический условий учитывается удельный вес населения в возрасте 25–64 лет с высшим образованием, а также удельный вес студентов обучающихся по программам высшего образования. В целом величины данных показателей в абсолютном выражении являются более низкими по сравнению со среднероссийскими.
Таблица 2
Индекс научно-технического потенциала РС(Я)
Показатель |
Место по стране |
Удельный вес лиц, имеющих ученую степень |
14 |
Отношение объема поступлений от экспорта технологий к ВРП |
25 |
Удельный вес занятых исследованиями и разработками в среднегодовой численности занятых в экономике региона |
28 |
Число статей, опубликованных в рецензируемых журналах, индексируемых в РИНЦ, в расчете на 10 исследователей |
32 |
Внутренние затраты на исследования и разработки в расчете на одного исследователя |
36 |
Число патентных заявок на изобретения, поданных в Роспатент национальными заявителями |
41 |
Внутренние затраты на исследования и разработки в процентах к ВРП |
47 |
Число передовых производственных технологий, разработанных в регионе |
50 |
Отношение среднемесячной заработной платы работников, занятых исследованиями и разработками |
54 |
Удельный вес организаций предпринимательского сектора в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки |
57 |
Удельный вес средств организаций предпринимательского сектора в общем объеме затрат на исследования и разработки |
60 |
Индекс научно-технического потенциала показывает отрицательную динамику. По сравнению со значением показателя среднего российского региона финансирование научных исследований и разработок в республике менее значительно. По стране республика занимает 55 место по этому показателю. Сильной стороной субъекта является большое количество и качество научных кадров — 29 место из 84. С другой стороны эти научные кадры являются не задействованные в научной работе и разработках, о чем говорит соответствующий показатель — примерно в 2 раза ниже среднего по стране. Из этого следует, что необходимо увеличивать количество разработок и тем самым увеличивать количество научных кадров, задействованных в них
Бурное развитие сферы информационных технологий можно подтвердить теми фактами, что в последнее время проходит большое количество мероприятий, которые направлены на создание кадровой и производственных баз в республике. К примерам таких мероприятий следует отнести хакатоны, презентации стартапов, конференции разработчиков игр и конкурсы профессиональной направленности. Успех соотечественников также дает хороший пример в данном направлении. На данный момент эти мероприятия сконцентрированы главным образом в г. Якутске, который является культурным, научным и административном центром Республики Саха (Якутия). В 2016 году планируется начать строительство парка информационных технологий в г. Якутске, который откроет новые пути для развития в регионе отраслей экономики, которые свойственны постиндустриальной стадии развитии общества. В качестве организаций, которые выступят реализаторами проекта позиционируются следующие организации: Корпорация развития Республики Саха (Якутия), Фонд развития Дальнего Востока и байкальского региона, а также частный инвестор компания «Мерлион» и его дочернее предприятие «Тегрус». Данный проект оценивается в сумму 1 миллиард рублей, и должен быть построен к 2018 году, который ознаменован столетием республики. Само строительство данного парка является примером государственно-частного партнерства и сотрудничества. Об успешности данного мероприятия пока судить рано, успешность его покажет уже ближайшее время.
В реализации строительства парка информационных технологий в г. Якутске участвует технопарк «Якутия», которые должен обеспечить IT парк резидентами. В данное время в технопарке находится около 20 предприятий, которые специализируются в области информационных технологий. Бурное развитие сферы IT в республике и большое количество мероприятий с подобной тематики направлены на создание кадровой базы республике в этой сфере. К этому времени регион должен подготовить достаточное количество кадров для того, чтобы заполнить строящийся парк резидентами. Большое количество успешных предприятий, задействованных в инновационной деятельности, которые по определению находятся в технопарке будет в большей степени способствовать улучшению показателя среднемесячной заработной платы работников, задействованных в инновационной деятельности, а также само количестве предприятий занимающихся подобной деятельности будет повышать показатель количества задействованных и количество предприятий с подобной деятельностью.
Для того чтобы улучшились позиции в вышеприведенном рейтинге необходимо решить поставленные выше задачи путем корректировки инновационной политики республики. Регулированием деятельности в области инновационной политики в Республике занимается учреждение Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по инновационной политике и науке, который был организован 29 июня 2011 года в рамках реализации государственной политики РФ по инновационно-технологическому развитию [5].
В заключении следует сказать, что недостатком рассмотренного и примененного в статье метода выявления проблемных мест в реализации долгосрочных целей инновационного развития субъекта является большой временной промежуток, который требуется для подготовки данного масштабного отчета по всем субъектам РФ. Для повышения эффективности инновационного развития Республики Саха (Якутия) следует обращать первоочередное внимание на те показатели, которые занимают нижние позиции в ранжированных таблицах данного исследования. Во многом повышению совокупного рейтинга будет способствовать развитие инновационной инфраструктуры, а именно строительство технопарка, который специализируется в области информационных технологий, а также проведение большого количества мероприятий, направленных на развитие науки и технического прогресса в приоритетных областях, которые проводятся в последние годы в регионе.
Литература:
- О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.: распоряжение Правительства РФ [от 8 декабря 2011 г. № 2227-р] О рынке ценных бумаг: федеральный закон: [от 22 апр. 1996 г. № 39-ФЗ: в посл. ред. от 28 июля 2012 г.] [Электронный ресурс]. — Электронные дан. — Справочная правовая система «ГАРАНТ.РУ».
- О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Научно-техническое и инновационное развитие Республики Саха (Якутия) на 2012–2019 годы: Указ Президента Республики Саха (Якутия) [от 12 октября 2011 г. № 953]
- Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 3. / М: НИУ ВШЭ, 2015, — 248 с.
- Исследование позиции Северо-Восточного федерального университета на рынке высшего образования Республики Саха (Якутия). Спатарь А. В. / Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014 № 34.
- Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.06.2011 N 274 «Об утверждении Положений о Государственном комитете Республики Саха (Якутия) по инновационной политике и науке и его коллегии».