Факторы инновационного развития Республики Саха (Якутия) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 12.04.2016

Статья просмотрена: 301 раз

Библиографическое описание:

Шеина, И. С. Факторы инновационного развития Республики Саха (Якутия) / И. С. Шеина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.3 (112.3). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28405/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье рассматривается настоящее положение дел в инновационной сфере одного из крупнейших регионов Северо-востока Российской Федерации, а именно Республики Саха (Якутия). Таким образом, выявлены проблемы социально-экономического развития в области инновационной деятельности и пути их решения, также рассматривается факторы сопутствующие инновационному развитию региона.

Ключевые слова: инновации, социально-экономическое развитие, наука и технологии.

Характерной чертой развития мирового сообщества выступает развитая социально-экономическая система, в которой важную роль занимает инновационная деятельность как фактор, обеспечивающий высокие конкурентные преимущества экономики страны. Инновационная деятельность в целом заключается в новых подходах и значительной модернизации форм и методов использования ресурсов, в процессе создания новых или усовершенствованных видов продукции, услуг, методов организации производства и управления. Важным составляющим социально-экономической системы страны является инновационное развитие регионов, который способствует раскрытию инновационного потенциала как региона, как и страны в целом, и его рациональному использованию.

Роль Республики Саха (Якутия) в инновационном развитии страны обусловлена наличием высокого уровня активности межсекторного взаимодействия промышленности, малого бизнеса и науки. Основным приоритетом в развитии инноваций является научно-техническая сфера,подкрепляющаяся хорошей ресурсной базой Республики Саха (Якутия). В качестве примера можно привести следующие данные:

- добыча алмазов в Республике Саха (Якутия) занимает более 98 % алмазодобывающей промышленности в Российской Федерации;

- по добыче угля Республика Саха (Якутия) занимает первое место в Российской Федерации;

- добыча золота в Республике Саха (Якутия) занимает 24 % золотодобывающей промышленности Российской Федерации;

- в Эльконском районе на юге Республики Саха (Якутия) находятся богатые урановые руды общим объемом в 600 тысяч тонн. обуславливает использование новых добывающих технологий с минимальным экологическим риском.

Для более наглядного примера распределения затрат на технологические инновации, предлагается таблица 1.

Таблица 1

Затраты на технологические инновации организаций промышленности и сферы

услуг по видам экономической деятельности

2012

2013

2014

Всего, млн. рублей

2378,8

3875,6

3584,2

в том числе по видам экономической деятельности:

добыча металлических руд

-

5,7

105,3

добыча прочих полезных ископаемых

1492,3

2468,8

1948,6

производство пищевых продуктов, включая напитки

2,5

4,2

15,5

издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации

2,9

1,7

3,3

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

-

12,2

21,8

производство медицинских изделий; средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования; часов

6,2

6,1

6,3

производство мебели и прочей продукции, не включенной в другие группировки

16,5

3,2

0,6

производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды

492,7

1302,8

1362,7

сбор, очистка и распределение воды

0,5

1,0

66,9

связь

339,8

15,4

5,6

предоставление прочих видов услуг

6,4

4,2

4,1

Научные исследования и разработки

19,0

50,2

43,5

Исходя из вышесказанного, нужно отметить все более повышающуюся долю затрат на инновационные разработки именно в сфере добычи полезных ископаемых, которые на 2014 год составляют 54,37% от общего числа затрат. На второй позиции находятся разработки в области производства, передачи и распределения электроэнергии, газа, пара и горячей воды, составляющие 38,02% от общего числа затрат.

Большую роль в инновационном развитии региона играют многопрофильные научно-образовательные комплексы, которые занимаются разработкой и внедрениеминновационных технологий в предприятия Республики Саха (Якутия). Основными представителями этих комплексов являются «Технопарк “Якутия”», венчурная компания «Якутия», Арктический инновационный центр Северо-Восточного федерального университета.

Тем не менее, на данный момент влияние инновационной политики Республики Саха (Якутия) на деятельность предприятий является маловыраженным. Проводящиеся исследования организаций на наличие инновационной активности показывают следующее (Таблица 2) [3]:

Таблица 2

Уровень инновационной активности организаций

2012

2013

2014

Число организаций, занимающихся инновационной деятельностью всего, единиц

27

37

37

в процентах от общего числа обследованных организаций

6,7

7,9

8,5

в том числе:

число организаций, занимавшихся технологическими инновациями, единиц

21

32

31

в процентах от общего числа обследованных организаций

5,2

6,8

7,1

число организаций, занимавшихся маркетинговыми инновациями, единиц

6

6

5

в процентах от общего числа обследованных организаций

1,5

1,3

1,1

число организаций, занимавшихся организационными инновациями, единиц

9

10

10

в процентах от общего числа обследованных организаций

2,2

2,1

2,3

Таким образом становится заметна положительная динамика доли организаций занимающихся инновационной деятельностью, число которых за анализируемый период возросло на 26,87%.

Таблица 3

Объем инновационных товаров, работ, услуг

2012

2013

2014

Отгружено товаров собственного произ-водства, выполнено работ и услуг собс-твенными силами организациями промышленности, млн. рублей

289895,5

299502,7

371843,1

в том числе:

инновационные товары, работы, услуги

735,2

7584,4

5897,6

из них:

вновь внедренные или подвергавшиеся значительным технологическим изменениям в течение последних трех лет

495,9

7043,3

5897,6

подвергавшиеся усовершенствованию в течение последних трех лет

239,3

541,0

-

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами организация-ми сферы услуг, млн. рублей

16109,4

18642,8

18043,8

в том числе:

инновационные товары, работы, услуги

317,3

1784,1

246,7

Исходя из данных таблицы 3, можно сделать вывод, что с повышающимся количеством организаций, осуществляющих инновационную деятельность, повышается и объем ее результатов, соответственно за анализируемый период объем инновационных товаров в промышленности вырос на 28,27%, в сфере услуг – 12,01%.

Основными препятствиями на пути развития инновационной политики Республики Саха (Якутия), являются: недостаток финансовых средств, нехватка производственных площадей, отсутствие квалифицированных кадров, также, непреодоленная пока, проблема труднодоступности региона (высокие транспортные издержки) и проблема невостребованности создаваемых продуктов (отсутствие налаженных каналов сбыта).

В рамках проблемы недостатка финансового обеспечения, повышается роль государственной поддержки. В 2013—2017 годы с учетом реализации Государственной программы научно-технического и инновационного развития Республики Саха (Якутия) будет направлено не менее 1 млрд. рублей (по второму варианту — не менее 1,5 млрд. руб.), в том числе[2]:

- на развитие научного потенциала Республики Саха предусмотрено не менее 900 млн. руб., направленных на развитие грантовой системы финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, сохранение и развитие научно-технического потенциала Республики Саха (Якутия);

- на формирование и развитие инновационной инфраструктуры и трансфер технологий — 150 млн. руб. (500 млн. руб.), в том числе на формирование инфраструктуры региональной инновационной системы, финансовую поддержку инновационных проектов, информационное обеспечение инновационной деятельности.

Результатом проведения грамотной политики,в области стимулирования инновационных разработок, становится положительная динамика подачи заявок на патенты и выдачи самих патентов (табл. 4).

Таблица 4

Сведения о поступлении заявок на выдачу патентов на изобретения и полезные

модели и выдаче патентов на них

2012

2013

2014

Изобретения

Подано заявок

75

96

89

Выдано патентов

56

49

62

Полезные модели

Подано заявок

27

49

33

Выдано патентов

34

26

40

Исходя из данных таблицы 4, становится заметна в целом динамика роста за анализируемый период, так как количество заявок на изобретения и полезные модели выросло на 18,67% и на 22,22% соответственно, а количество выданных патентов на изобретения и полезные модели на 10,71% и на 17,65% соответственно.

Таким образом, за анализируемый период, можно заметить инновационный скачок в Республике Саха (Якутия), который был достигнут благодаря грамотной разработкеконцепций и программ инновационного развития, а также благодаря поддержке инициатив организаций, посредством финансирования, предоставления грантов. Однако несмотря на большие шаги, существуют и препятствия на пути инновационного развития, как труднодоступность региона, риск невостребованности инновационных товаров и услуг, отсутствие квалифицированных кадров и т.д.

В вязи с этим главными задачами социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2020 г. являются[1]:

- создание транспортной, энергетической и информационной инфраструктуры, обеспечивающей конкурентоспособное развитие базовых отраслей производства, комфортные условия проживания и коммуникативную свободу населения;

- осуществление масштабной диверсификации экономики с опорой на топливно-энергетический блок развитие существующих и создание новых направлений в минерально-сырьевом комплексе, стимулирование ювелирного и гранильного производства, создание наукоемких высокотехнологичных производств, учитывающих северную специфику, развитие черной и цветной металлургии, лесного комплекса, туризма и малого бизнеса;

- развитие материальной и совершенствование законодательно-организационной базы строительной отрасли для обеспечения реализации крупных инвестиционных проектов и ускорения жилищного строительства.

Большое внимание будет уделено тематике научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок, будет продолжена работа по патентно-лицензионному обеспечению результатов НИОКР по государственному заказу Республики Саха (Якутия) в целях защиты интеллектуальной собственности. Ожидаемый конечный результат решения задачи к 2017 г. — иметь не менее 100 заявок на объекты патентного права в собственности Республики Саха (Якутия), количество предприятий, осуществляющих инновационную деятельность достигнет 30 единиц.

Планируется расширить сотрудничество с институтами развития, в том числе ГК «Роснанотех», Российской венчурной компанией, ИЦ «Сколково» и другими. Внедрение новых наукоемких технологий должно также осуществляться через собственные институты развития инновационной инфраструктуры, создаваемые в рамках Инвестиционной стратегии Республики Саха (Якутия) для обеспечения взаимодействия государства и бизнеса в развитии экономики республики.

Литература:

  1. Указ от 12 октября 2011 года N 953 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Научно-техническое и инновационное развитие Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы».
  2. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) «Прогноз Социально-экономического развития РС (Я) на 2013—2017 годы».
  3. Официальный портал Федеральной службы государственной статистики: http://www.gks.ru/.
Основные термины (генерируются автоматически): Якутия, инновационная деятельность, Республика Саха, анализируемый период, общее число, Российская Федерация, число организаций, работа, таблица, услуга.


Ключевые слова

инновации, социально-экономическое развитие, наука и технологии

Похожие статьи

Инновационный потенциал Республики Саха (Якутия)

В данной статье рассматривается инновационный потенциал Республики Саха (Якутия), представлены результаты анализа рейтинговых оценок инвестиционного потенциала субъектов Дальневосточного федерального округа и динамика инновационной активности республ...

Инновационное развитие региона на примере Республики Саха (Якутия)

В данной статье проанализировано инновационное развитие Республики Саха (Якутия), рассмотрен инновационный рейтинг субъектов Российской Федерации, выделены основные проблемы внедрения инноваций в Республике.

Анализ инновационного развития Республики Саха (Якутия)

В данной статье рассматривается уровень инновационной деятельности Республики Саха (Якутия). Проведен анализ основных показателей инновационной деятельности региона, как основополагающих составляющих инновационной инфраструктуры региона. Также привед...

Анализ инновационной экономики Республики Саха (Якутия)

В данной статье рассматривается уровень инновационной деятельности Республики Саха (Якутия). Проведен анализ основных показателей инновационной деятельности региона, как основополагающих составляющих инновационной инфраструктуры региона. Также привед...

Инновации, как движущая сила ДВФО

В данной статье рассмотрена инновационная деятельность Дальневосточного федерального округа и регионов России в период за 2010-2014 г.г. Проанализированы затраты на технологические инновации субъектов Дальнего Востока и технологические инновации феде...

Проблемы и перспективы развития научно-технического потенциала России, обеспечение конкурентоспособности страны на международном рынке технологий

В данной статье раскрыта роль научно-технического потенциала Российской Федерации в сохранении её конкурентоспособности на мировой арене. Выявлены проблемные точки, а также перспективы развития научно-технического сектора России.

Повышение инновационной активности в агропромышленном комплексе как фактор устойчивого развития внешнеэкономической деятельности России

В статье анализируется необходимость внедрения инноваций в агропромышленный комплекс России, рассматриваются наиболее перспективные способы перехода на инновационный тип развития, а также изучаются новейшие нормативно-правовые акты в данной сфере.

Экономический потенциал региона на примере Республики Бурятии

В данной статье рассматриваются вопросы социально-экономического развития регионов Российской Федерации, а в частности Республики Бурятия. Особое внимание уделено анализу экономического потенциала республики. На основе, проведённого анализа, были опр...

Перспективы и проблемы развития малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия)

В данной статье рассматриваются перспективы и проблемы развития малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия). Проанализированы проблемы, которые замедляют развитие малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия).

Развитие малых инновационных предприятий в Республике Саха (Якутия)

В статье рассматривается актуальность, проблемы и особенности развития МИП в РС (Я), а также условия их эффективного развития. В работе проведен анализ развития МИП в РС (Я). На основе этого анализа обоснована необходимость государственной поддержки.

Похожие статьи

Инновационный потенциал Республики Саха (Якутия)

В данной статье рассматривается инновационный потенциал Республики Саха (Якутия), представлены результаты анализа рейтинговых оценок инвестиционного потенциала субъектов Дальневосточного федерального округа и динамика инновационной активности республ...

Инновационное развитие региона на примере Республики Саха (Якутия)

В данной статье проанализировано инновационное развитие Республики Саха (Якутия), рассмотрен инновационный рейтинг субъектов Российской Федерации, выделены основные проблемы внедрения инноваций в Республике.

Анализ инновационного развития Республики Саха (Якутия)

В данной статье рассматривается уровень инновационной деятельности Республики Саха (Якутия). Проведен анализ основных показателей инновационной деятельности региона, как основополагающих составляющих инновационной инфраструктуры региона. Также привед...

Анализ инновационной экономики Республики Саха (Якутия)

В данной статье рассматривается уровень инновационной деятельности Республики Саха (Якутия). Проведен анализ основных показателей инновационной деятельности региона, как основополагающих составляющих инновационной инфраструктуры региона. Также привед...

Инновации, как движущая сила ДВФО

В данной статье рассмотрена инновационная деятельность Дальневосточного федерального округа и регионов России в период за 2010-2014 г.г. Проанализированы затраты на технологические инновации субъектов Дальнего Востока и технологические инновации феде...

Проблемы и перспективы развития научно-технического потенциала России, обеспечение конкурентоспособности страны на международном рынке технологий

В данной статье раскрыта роль научно-технического потенциала Российской Федерации в сохранении её конкурентоспособности на мировой арене. Выявлены проблемные точки, а также перспективы развития научно-технического сектора России.

Повышение инновационной активности в агропромышленном комплексе как фактор устойчивого развития внешнеэкономической деятельности России

В статье анализируется необходимость внедрения инноваций в агропромышленный комплекс России, рассматриваются наиболее перспективные способы перехода на инновационный тип развития, а также изучаются новейшие нормативно-правовые акты в данной сфере.

Экономический потенциал региона на примере Республики Бурятии

В данной статье рассматриваются вопросы социально-экономического развития регионов Российской Федерации, а в частности Республики Бурятия. Особое внимание уделено анализу экономического потенциала республики. На основе, проведённого анализа, были опр...

Перспективы и проблемы развития малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия)

В данной статье рассматриваются перспективы и проблемы развития малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия). Проанализированы проблемы, которые замедляют развитие малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия).

Развитие малых инновационных предприятий в Республике Саха (Якутия)

В статье рассматривается актуальность, проблемы и особенности развития МИП в РС (Я), а также условия их эффективного развития. В работе проведен анализ развития МИП в РС (Я). На основе этого анализа обоснована необходимость государственной поддержки.

Задать вопрос