В статье рассматривается актуальность, проблемы и особенности развития МИП в РС (Я), а также условия их эффективного развития. В работе проведен анализ развития МИП в РС (Я). На основе этого анализа обоснована необходимость государственной поддержки.
Ключевые слова: инновации; малые инновационные предприятия; инновационная деятельность; наука.
Стратегическим фактором любого предприятия и экономики страны в целом на современном этапе развития государства становятся инновации, внедрение которых будет способствовать достижению устойчивого экономического роста. Кроме государственного регулирования, во всех субъектах Российской Федерации проводится политика развития инновационной деятельности.Особое внимание данной сфере уделяется и в Республике Саха (Якутия). Республика Саха (Якутия) является лидеромпо социально-экономического развитию Дальнего Востока. По абсолютным значениям показателей ВРП, промышленного и сельскохозяйственного производства на душу населения республика стабильно входит в первую десятку регионов России, в последние годы здесь наблюдаются положительные тенденции развития экономики, опережающими темпами происходит внедрение информационных технологий с экономику и сферу управления.
Для начала определим для себя понятие «инновация». В литературе насчитываются огромное количество различных определений. По мнению Агаркова С. А., Кузнецовой Е. С., Грязновой М. О. [1] инновация – это развивающийся комплексный процесс создания, распространения и использования новой идеи, которая способствует повышению эффективности работы предприятия. Что касается малых инновационных предприятий, то это такие предприятия, которые занимаются разработкой и внедрением производство наукоемких технологий и изделий. Основная цель создания малых инновационных предприятий (МИП) – это коммерциализация и практическое внедрение результатов интеллектуальной деятельности ученых [2].
Инновационное развитие республики определено реализацией Схемы - 2020 и характеризуется диверсификацией отраслевой структуры экономики и совершенствованием ее пространственной организации, ростом инвестиционных затрат на технологические инновации. Ключевым фактором инновационного развития республики на период до 2020 года и дальнейшую перспективу является формирование региональных производственно- экономических кластеров. Территории реализации масштабных инвестиционных проектов в энергетическом, транспортном, нефтегазовом комплексах станут центрами притяжения факторов производства, полюсами экономического роста и генераторами инновационного развития всех сфер экономики и социальной̆ жизни республики [5].
На современном этапе развития Республики Саха (Якутия) число организаций, выполняющих научные исследования и разработки, по типам организаций представлены в таблице 1.
Таблица 1
2008 |
2009 |
2010 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Всего |
22 |
22 |
23 |
24 |
24 |
24 |
Государственный сектор |
19 |
18 |
19 |
17 |
17 |
17 |
научно-исследовательские институты |
16 |
15 |
16 |
13 |
13 |
13 |
прочие |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
Предпринимательский сектор |
2 |
2 |
2 |
4 |
4 |
4 |
научно-исследовательские институты |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
проектные организации строительства |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
прочие |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
Сектор высшего профессионального образования |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
университеты и другие высшие учебные заведения |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
По данным, приведенным в таблице, видно, что число организаций, занимающихся научными исследованиями и разработки, за период с 2008 по 2014 гг. остается почти неизменным. Но количество образовательных учреждений высшего профессионального образования, занимавшихся научными исследованиями и разработками, выросло в 3 раза.
Таблица 2
Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками
|
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Численность персонала - всего |
2537 |
2359 |
2258 |
2249 |
2380 |
2378 |
2314 |
2315 |
в том числе: |
||||||||
исследователи |
1388 |
1284 |
1179 |
1176 |
1279 |
1252 |
1254 |
1304 |
техники |
415 |
357 |
411 |
431 |
455 |
450 |
457 |
425 |
вспомогательный персонал |
293 |
281 |
282 |
248 |
263 |
227 |
227 |
311 |
прочий персонал |
441 |
437 |
386 |
394 |
383 |
449 |
376 |
275 |
По данным, приведенным в таблице, видно, что численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, за период с 2007 по 2014 гг. незначительно уменьшилась, в основном это потери касательно категории "прочий персонал" (почти в 2 раза). По прежнему наибольшую часть персонала составляют исследователи.
Таким образом, развитие МИП в Республике Саха (Якутия) находится на начальной стадии, но имеет значительную перспективу роста, сдерживающими силами служат следующие проблемы:
- Низкий уровень выживаемости малых инновационных компаний (МИП). Государственное финансирование недостаточно результативно сказывается на развитии инноваций, тем самым их не удается довести до стадии конечной реализации;
- Нехватка квалифицированных кадров для разработки и дальнейшей реализации инновационных проектов;
- Высокие барьеры доступа малых и средних компаний на промышленные рынки республики. Стратегией развития малого предпринимательства в РС (Я) поставлена задача – рост числа предприятий, занятых в сфере здравоохранения, ЖКХ, информационных и транспортных услугах, науке – до 50% (в 12 раз по сравнению с 2007 годом), компаний, занятых в строительстве и обрабатывающей промышленности – в 4-5 раз (от 130 тысяч до 500 тысяч компаний) [4];
Таким образом, рост числа малых и средних компаний в целевых сферах не соответствует имеющемуся потенциалу, создаваемые малые инновационные компании ликвидируются, отдельные результаты НИОКР, финансируемые из государственного бюджета не находят применения в хозяйственном обороте и устаревают, огромные инвестиционные затраты не служат воспроизводству инноваций, отсутствуют источники достоверной информации о потребностях и возможностях в инновационной сфере региона, инновационный стиль хозяйствования не пропагандируется [3].
Для решения вышеуказанных проблем, требуется изменить систему финансирования малых инновационных предприятий. Необходим переход от базового финансирования научных исследований к программно-целевому. Поддержка МИП должна стать главным приоритетом государственной политики республики. Эта политика должна носить стратегический характер и направлена наосуществление технологического прорыва по перспективным направлениям научно - технической деятельности. Это будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию малых инновационных предприятий Республики Саха (Якутия).
Литература:
- Агарков С.А., Кузнецова Е.С., Грязнова М.О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика, Учебное пособие. - Издательство "Академия Естествознания", 2011.
- Официальный сайт СВФУ им. М.К. Аммосова, раздел «Малые инновационные предприятия» [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://s-vfu.ru/universitet/innovatsii/malye-innovatsionnye-predpriyatiya/.
- Степанова Н.А. Актуализация инновационной функции малого предпринимательства в Республике Саха (Якутия). //Москва: «Региональная экономика: теория и практика» - No 12 (69) – 2008 г. с. 45-51.
- Стратегия поддержки развития малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) на среднесрочную перспективу. Утверждена Протоколом заседания Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Саха (Якутия) от 9 июня 2008 г.
- Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, принятая Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) No 411 от 5 сентября 2006 года и одобренная Правительством Российской Федерации на заседании от 8 февраля 2007 года.