Статья посвящена оценке инвестиционного потенциала региона и пути его улучшения на примере Республики Саха (Якутия).
Ключевые слова: инвестиции, оценка инвестиционного климата, инвестиционная привлекательность
Проблема привлечения инвестиций является одной из главных проблем современного общества. Удовлетворить всю потребность в инвестиционных ресурсах практически невозможно, они ограничены. Данное положение особенно актуально в условиях финансово-экономического кризиса, так как инвесторы еще более точно оценивают возможные объекты инвестирования. На готовность инвестора осуществить вложения оказывает большое влияние инвестиционная привлекательность объекта инвестирования. [1]
Существуют различные методики оценки инвестиционного климата региона, такие как: методика Института экономики РАН; методика Совета по изучению производительных сил (СОПС); методика Шахназарова, Ройзмана, Гришиной; методика рейтингового агентства «Эксперт РА» и т. д.
Использование большинства из перечисленных методик, требует проведения ряда дорогостоящих и трудоемких экспертных процедур, а также не дает возможности убедиться в том, что полученные результаты является адекватными. Это происходит из-за того, что отсутствует «встроенный» в методику объективный критерий достоверности.
Вследствие этого, существует потребность в утверждении на законодательном уровне прозрачной единой методики оценки инвестиционного климата региона. Данная методика должна быть наглядна и понятна, чтобы при желании ей могли воспользоваться как инвесторы, оценивающие потенциальные объекты инвестирования, так и все желающие привлечь инвестиционные ресурсы.
Под инвестиционным климатом в рыночной экономике понимается совокупность политических, экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих в данный момент государству (региону) и привлекающих либо отталкивающих потенциальных инвесторов. [2]
Можно выделить три подхода к оценке инвестиционного климата.
Первый подход базируется на оценке совокупности макроэкономических показателей, таких как: динамика ВВП, характер и динамика распределения национального дохода и объемов производства промышленной продукции; состояние законодательного регулирования инвестиционной деятельности; пропорции сбережения и потребления; ход приватизационных процессов, развитие отдельных инвестиционных рынков, в том числе фондового и денежного.
Второй подход основывается на взаимосвязанной характеристике широкого набора факторов, которые влияют на инвестиционный климат. К ним можно отнести: общие условия хозяйствования; характеристика экономического потенциала; зрелость рыночной среды в регионе; политические факторы; организационно- правовые; финансовые факторы; социальные и социокультурные факторы.
Для факторного анализа обобщающим показателем инвестиционного климата является сумма множества средневзвешенных оценок по группам факторов:
Q =∑Xj × Pj
где Q — обобщающая взвешенная оценка инвестиционного климата;
Xj — средняя балльная оценка j-го фактора для региона;
Pj — вес j-го фактора.
Третий подход строится на оценке риска инвестиций. При этом в качестве элементов, которые формируют инвестиционный климат региона, производится анализ двух направлений оценки инвестиционных рисков. Первое направление со стороны инвестиционного потенциала, второе направление со стороны социально-экономического потенциала. [3]
В настоящее время, инвестиционный климат Республики Саха (Якутия) складывается из следующих составляющих: факторы производства и сферы приложения капитала, в совокупности образующие инвестиционный потенциал республики; правовая система, которая обеспечивает стабильность в деятельности инвестора; инвестиционный риск — совокупность переменных факторов риска инвестирования; человеческий капитал региона; средства, поступающие из федерального бюджета и внебюджетных источников, потребительская емкость экономики региона; инвестиционная емкость республики.
Таблица 1
SWOT-анализ Республики Саха (Якутия)
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1) Политическая стабильность в стране. 2) Высокая обеспеченность природными ресурсами: значительные запасы нефти, газа, угля, леса, гидроэнергоресурсов. 3) Значительные перспективы роста газонефтедобычи и электроэнергетики, ориентированного на международные и общероссийские рынки. 4) Экономическое лидерство на Дальнем Востоке по объему ВРП (производственные ресурсы), промышленной продукции, экспорту, доходам бюджета (финансовые ресурсы), вводу жилья. 5) Высокий уровень инвестиционной активности. 6) 8-е место по уровню инвестиций в основной капитал среди субъектов Российской Федерации. 7) Реализация программных документов по формированию благоприятного инвестиционного климата. 8) Эффективно функционирующая региональная исполнительная власть, конструктивно работающая с основными субъектами экономической деятельности. 9) Стабильные кредитные рейтинги Республики Саха (Якутия). 10) Наличие специализированной организации по привлечению инвестиций, венчурной компании, наличие отдельного органа исполнительной власти в сфере инноваций, наличие в республике крупных научных и образовательных центров (инновационные ресурсы). 11) Наличие трудовых ресурсов (трудовой потенциал). 12) Благоприятная демографическая ситуация |
1) Экстремальные природно — климатические условия, обусловливающие ограниченные возможности производства и удорожание затрат в капитальном строительстве. 2) Неразвитость инженерной и социальной инфраструктуры, наличие ветхого жилья и изношенных коммунальных сетей. 3) Неразвитость дорожной сети и объектов транспортной инфраструктуры, сезонное функционирование основных транспортных магистралей, изолированность от единой транспортной сети Российской Федерации. 4) Изолированность энергорайонов Якутской энергосистемы, отсутствие связи с ОЭС Востока и Сибири. 5) Значительный износ объектов электроэнергетики. 6) Неустойчивое финансовое положение большинства организаций (неудовлетворительная структура баланса). 7) Низкий уровень капитализации функционирующих в республике организаций, уменьшающий их финансовые и инвестиционные возможности. 8) Слабое присутствие федеральных институтов развития и собственных финансовых институтов развития. 9) Отсутствие стимулирующего регионального законодательства в сфере государственно-частного партнерства. 10) Высокая степень зависимости республиканского бюджета от федеральных трансфертов. 11) Низкая доступность долгосрочных финансовых ресурсов |
Возможности |
Угрозы |
1) Появление новых мировых центров экономического развития в Азии (Китай, Индия и др.). 2) Создание экспортно — ориентированных зон опережающего развития. 3) Новые технологические изменения, усиливающаяся роль инноваций, возникновение альтернативных источников энергии, новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий и др. 4) Реализация политического курса на последовательное создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата и поддержку предпринимательства. 5) Стимулирование развития высокотехнологичного сектора экономики и инновационной деятельности |
1) Снижение конкурентоспособности по сравнению с другими субъектами Российской Федерации по привлечению инвестиций в результате отсутствия собственной системы активного привлечения инвестиций. 2) Усиление глобальной конкуренции, в том числе на рынках капиталов, технологий и рабочей силы. 3) Опасность «демографической ямы» в период с 2015 г. по 2025 г., сокращение доли трудоспособного населения в результате миграционного оттока трудоспособного населения. 4) Отставание в развитии новых технологий. 5) Моноспециализация экономики республики. 6) Интегральные риски (экологический, экономический, финансовый, управленческий, криминальный) |
К сдерживающим факторам, препятствующим привлечению инвестиций в республику, можно отнести следующее:
1) экономико-географическое положение, которое лимитирует возможности региона с точки зрения диверсификации экономики. Оно складывается, с одной стороны, из территориальной и транспортной удаленности региона, его внутриматерикового положения, а с другой — из неблагоприятных климатических условий, что является естественным препятствием для активного освоения территории;
2) неразвитость транспортных и энергетических коммуникаций, высокий износ основных фондов в жилищно-коммунальной сфере, сохраняющееся относительно неустойчивое финансовое положение большинства организаций (неудовлетворительная структура баланса);
3) низкий уровень инновационной активности;
4) высокая степень зависимости государственного бюджета Республики Саха (Якутия) от федеральных трансфертов;
5) недостаточное количество высококвалифицированных кадров;
6) высокая стоимость привлекаемых кредитов. [4]
Как видим (табл.1), республика характеризуется достаточным инвестиционным потенциалом, умеренными рисками, а также проработанной нормативной правовой базой в инвестиционной сфере. Но степень использования инвестиционного потенциала, имеющегося на территории региона, пока недостаточна. Таким образом, формирование благоприятного инвестиционного климата региона возможно за счет активного вовлечения в хозяйственную деятельность потенциала региона. Прежде всего, требуется совершенствование нормативной правовой базы в сфере инвестиций. Основными мероприятиями по совершенствованию нормативной и правовой базы инвестиционной деятельности и по созданию благоприятного инвестиционного климата являются:
– совершенствование налоговой политики с целью уменьшения налогового бремени на предприятия республики и снижение административных барьеров;
– снижение административного вмешательства государства в производственные процессы предприятий;
– приватизация предприятий, находящихся в государственной собственности;
– разработка и совершенствование республиканских нормативно-правовых и законодательных актов, регулирующих инвестиционную деятельность;
– совершенствование страховой политики с целью уменьшения имущественных, инвестиционных рисков государства и инвесторов.
Необходимы новые подходы в региональной инвестиционной политике РС(Я). На данном этапе развития в качестве основных способов привлечения инвестиций в экономику региона возможно использование облигационных займов, привлечение стратегических финансовых инвесторов, внедрение института концессионных соглашений, создание благоприятного законодательного климата с предоставлением государственных гарантий, повышение информационной открытости предприятий республики, содействие малому бизнесу и т. п. При определении дальнейших перспектив социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) одной из главных задач является реализация активной инвестиционной политики, нацеленной на обеспечение высоких и качественных темпов экономического роста за счет активизации инновационных процессов. [5] В результате реализация этих мер приведет к повышению инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата республики.
Литература:
- О. Ю. Джакети. Оценка инвестиционного климата региона. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://m.cyberleninka.ru/article/n/otsenka-investitsionnogo-klimata-regiona-1/ (дата обращения: 09.01.17)
- Инвестиции: учебник для вузов / Т. В. Теплова. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. — 724 с. — Серия: учебники НИУ ВШЭ.
- Г. Г. Фeтиcов. Методы оценки инвестиционного климата регионов России и пути его улучшения. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.elitarium.ru/ocenka_investicionnogo_klimata/ (дата обращения: 08.01.17)
- Инвестиционная стратегия Республики Саха (Якутия). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old.sakha.gov.ru/special/node/84713/ (дата обращения: 09.01.17)
- Н. М. Сомова. Инвестиционный климат региона. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy-lib.com/investitsii-v-innovatsionnom-razvitii-regionalnoy-ekonomiki (дата обращения: 09.01.17)