В работе описаны актуальные проблемы инвестиционного климата города Санкт-Петербурга в контексте привлечения прямых иностранных инвестиций. Даны практические рекомендации по улучшению инвестиционного климата. Рассмотрена возможность применения опыта Республики Татарстан в контексте увеличения объема прямых иностранных инвестиции в экономику города.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный климат, прямые иностранные инвестиции, инвестиционная политика
Одной из наиболее актуальных проблем для экономики Санкт-Петербурга является привлечение иностранных инвестиций. С 2003 по 2013 год объем иностранных инвестиций в Санкт-Петербург увеличился в 19 раз с 696 миллионов до 13,4 миллиардов долларов США [2]. Но в 2014 году он стал сокращаться и составил лишь 59 % от показателей 2013 года. За 9 месяцев 2015 года по данным Центробанка России в экономику Санкт-Петербурга поступило 5,3 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 1,3 % меньше показателя аналогичного периода 2014 года. Данные по объему иностранных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга представлены в таблице 1.
Таблица 1
Иностранные инвестиции в экономику Санкт-Петербурга
Год |
Инвестиции (млн долл.) |
Абс. Отклонение (млн долл.) |
Темп изменения% |
2011 |
6121 |
890 |
117,0 |
2012 |
10767 |
4646 |
175,9 |
2013 |
13431 |
2664 |
124,7 |
2014 |
7912 |
-5519 |
58,9 |
2015(январь-сентябрь) |
5302 |
-689 |
98,7 |
Подобная негативная динамика во многом связана с инвестиционными рисками. Высоки инвестиционные риски для иностранных инвесторов, связанные с утратами собственности в России и доходности, отсутствием гарантий со стороны государства по защите прав инвесторов.
Хотя законодательство Санкт-Петербурга в целом способствует привлечению инвестиций, та его часть, которая связана с защитой интересов иностранных инвесторов проработана крайне слабо. На региональном законодательном уровне отсутствуют мероприятия по защите иностранного капитала и инвестиционных проектов.
Негативные тенденции видны не только в объеме иностранных инвестиций, но и в их структуре, где большую часть занимают прочие инвестиции. Это обусловлено низкой конкурентоспособностью прямых инвестиций (ПИИ) относительно альтернативы размещения активов в торговые и прочие кредиты (с быстрым оборотом) и вкладов зарубежных юридических лиц в российских банках, которые составляют большую часть в составе прочих иностранных инвестиций.
В отличие от прямых инвестиций, отмеченные формы обладают не только более высокой доходностью, но и большей защищенностью от инвестиционных рисков, что наглядно отражено в структуре иностранных инвестиций, где в 2013 г. основная их часть (87,39 %) была представлена в форме «прочих инвестиций» и включала в себя торговые и другие кредиты. Прямые инвестиции составили 10,3 % и лишь около 2,31 % представлены портфельными инвестициями.
Для осуществления стратегических планов развития городу необходимо увеличить долю прямых иностранных инвестиций.
Для этого следует закрепить внормативных документах права и обязанности иностранных инвесторов и городской администрации по отношению друг к другу. Отсутствие ясности в городском законодательстве не просто отпугивает иностранных инвесторов, но и усиливает коррупционное давление. По данным совместного исследования, проведенного Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) и аудиторской компанией KPMG, в 2013 году коррупция стала причиной остановки одного из каждых 7 инвестиционных проектов в России, в т. ч. и в Санкт-Петербурге [5].
С целью противодействия коррупции в 2014 году в Санкт-Петербурге начал работу Уполномоченный по защите прав предпринимателей. Из 378 обращений, поступивших в аппарат Уполномоченного за девять месяцев 2014 года, наибольшее количество жалоб связано с нарушением прав предпринимателей в сфере земельных и имущественных отношений [3].
С 1 января 2009 года действует Закон Санкт-Петербурга от 29.10.2008 № 674-122 «О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге». Данный закон конкретизирует задачи, принципы, основные направления и формы противодействия коррупции в Санкт-Петербурге.
Основным программным документом, в соответствии с которым в городе ведется антикоррупционная работа, является План противодействия коррупции в Санкт-Петербурге, который утверждается правительством Санкт-Петербурга на два года.
С 2014 года в самостоятельный раздел городского плана выделены мероприятия по реализации антикоррупционной политики в сфере экономики, использования государственного имущества, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
Однако пока существуют пробелы в законодательстве проблема коррупции по-прежнему будет актуальна.
Неясность в плане согласования иностранных инвестиционных проектов привела к тому, что завод по производству грузовых автомобилей немецкой компании MAN заработал в Петербурге только в 2013 году, хотя и был готов к работе годом ранее [4].
Из-за проблем с порядком взаимодействия властей города и иностранных инвесторов при подключении к городским коммуникациям в 2010 году в центре коррупционного скандала оказалась шведская фирма IKEA, проигнорировавшая факт передачи взятки фирмой-подрядчиком для разрешения ситуации с энергоснабжением торгового центра «МЕГА» в Санкт-Петербурге.
С целью развития экономических мер привлечения прямых иностранных инвестиций необходимо изучить опыт одного из самых благоприятных регионов России для привлечения ПИИ — Республики Татарстан. Объем ПИИ, которые были привлечены в Татарстан за январь-сентябрь 2015 года составил 439,9 млн долларов, что на 10 % превышает показатель января-сентября 2014 года [6].
Почти 80 % ПИИ в Татарстане приходится на долю особой экономической зоны «Алабуга». ОЭЗ «Алабуга» является самой большой особой экономической зоной промышленно-производственной специализации в России. Она создана в конце декабря 2005 года. Занимаемая ОЭЗ площадь — 2000 га. Предоставляемые на территории ОЭЗ «Алабуга» льготы для инвесторов представлены в таблице 2.
Таблица 2
Льготы для резидентов ОЭЗ «Алабуга»
Налог |
% |
Транспортный налог (первые 10 лет) |
0 |
Налог на землю (первые 10 лет) |
0 |
Налог на имущество (первые 10 лет) |
0 |
Налог на прибыль (первые 5 лет) |
2 |
Налог на прибыль (вторые 5 лет) |
7 |
Налог на прибыль (до 2055 года) |
15,5 |
Таможенные пошлины и НДС на иностранные товары |
0 |
Налоговые каникулы, предоставленные органами государственной власти на региональном уровне, длятся от 5 до 10 лет. Резидентам предоставляется гарантия неизменности налоговых льгот в течение срока существования особой экономической зоны.
Резиденту предоставляется земельный участок необходимой площади, к которому уже подведены все автомобильные дороги, инженерные сети (тепло, электричество, газ, вода, телекоммуникации. Подключение к сетям осуществляется бесплатно.
В ОЭЗ «Алабуга» действуют 48 компаний-резидентов. Выручка управляющей компании в 2015 году выросла на 40 % вследствие увеличения количества действующих резидентов и оказываемых резидентами услуг и составила 731,51 млн рублей. (в 2014 г. — 521,78 млн). Расходы по основной деятельности также значительно выросли и составили 1 млрд 521 млн руб., что на 30 % выше 2014 года — 1 млрд 085 млн [6]. Рассмотрим соотношение расходов управляющей компании с объемами привлеченных ПИИ.
Таблица 3
Отношение объема ПИИ к расходам ОАО ОЭЗ ППТ «Алабуга»
Показатель/Год |
2013 |
2014 |
2015 |
Среднее значение |
ПИИ(млн долл.) |
398,4 |
348,5 |
352,7 |
366,53 |
Расходы(млн руб.) |
822 |
1085 |
1521 |
1142,67 |
Отношение |
0,48 |
0,32 |
0,23 |
0,35 |
В среднем на каждый рубль затрат приходится 0,35 доллара ПИИ. Сокращение этого показателя в последние два года обусловлено ухудшением экономической и политической ситуации.
Согласно Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года, объем ПИИ в городскую экономику должен составлять:
1) по консервативному сценарию — 1,5 млрд долл.
2) по умеренно-оптимистическому сценарию — 3,9 млрд долл.
3) по инновационному сценарию — 5,4 млрд долл [1]
Следовательно, если власти Петербурга предпримут меры по созданию схожих с ОЭЗ «Алабуга» условий для привлечение иностранных инвесторов, то предполагаемые затраты при каждом из возможных сценариев составят:
1) 1,5: 0,35 = 4,28 млрд рублей;
2) 3,9: 0,35 = 11,14 млрд рублей;
3) 5,4: 0,35 = 15,42 млрд рублей.
Следует понимать, что подобные расчеты являются приблизительными и по мере изменения ситуации в стране будут нуждаться в корректировке в зависимости от многих факторов, например, цен на электроэнергию, грузоперевозки, теплоснабжение, инфляции и др. В будущем разумно создание собственной системы корректирующих коэффициентов для осуществления подобных расчетов.
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что механизм привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга нуждается в серьезных корректировках: недоработанность городского законодательства и коррупционное давление значительно снижают привлекательность города для иностранных инвесторов.
В качестве возможной меры по увеличению объема прямых иностранных инвестиций в работе изучен опыт Республики Татарстан, точнее экономические условия в ОЭЗ «Алабуга». Если администрация города решит обеспечить иностранным инвесторам схожие экономические условия, то на каждый рубль государственных затрат придется приблизительно 0,35 долларов ПИИ.
Литература:
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 мая 2014 года N 355 «О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года» // Официальный текст ИПС "Кодекс", 13.05.2014
- Кукшин А.М., Судейко В.Е.Иностранные инвестиции в экономике Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2013 году: Статистический сборник. — СПб.: Петростат, 2014. — 60 с.
- Модель Н.П. Проблема коррупционного давления на бизнес // Эксперт Северо-Запад. — 2015. № 26-27 (709) — c.34.
- Райбман Н.В.Завод MAN под Петербургом год не может получить лицензию // Ведомости. — 2013. № 3241. — с.27
- Оценка инвестиционного климата российских регионов глазами иностранных инвесторов: Совместное исследование КПМГ и РСПП. — М.: РСПП, 2013. — С. 103.
- Официальный портал Агентства Инвестиционного развития Республики Татарстан [Электронный ресурс] URL: http://tida.tatarstan.ru (дата обращения: 30.12.2016)