Инвестиционная привлекательность России сегодня: точка зрения иностранных инвесторов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Мировая экономика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 29.05.2017

Статья просмотрена: 3223 раза

Библиографическое описание:

Крапонина, Ю. Э. Инвестиционная привлекательность России сегодня: точка зрения иностранных инвесторов / Ю. Э. Крапонина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 47-51. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/222/12531/ (дата обращения: 23.11.2024).



С 2014 года в стране произошел ряд событий, повлиявших на инвестиционный климат в России и настроение присутствующих иностранных инвесторов. Наиболее важными из них стали введение санкций в отношении России, падение цен на нефть, что в свою очередь привело к существенному ухудшению макроэкономической ситуации, нестабильному курсу рубля, затруднениям в привлечении иностранных финансовых средств, высоким процентным ставкам, ограничениям во внешней торговле и сложностям в работе на отраслевых рынках.

Осложнение международных отношений и ухудшение макроэкономической ситуации в России отчетливо отразились на настроениях иностранных инвесторов, когда в 2014 году объем прямых иностранных инвестиций в экономику России сократился на 70 % — до 21 млрд. долл. США, достигнув минимального уровня с 2006 года [1].

Во втором полугодии 2014 года Банк России впервые с 2005 года зафиксировал чистый отток прямых иностранных инвестиций [2]. Кризисные явления четче обозначили основные, с точки зрения инвесторов, проблемы инвестиционного климата в России. К традиционным проблемам, связанным с государственным управлением и бюрократией, добавляется неблагоприятная экономическая ситуация, снижающая привлекательность национального рынка и затрудняющая работу на нем, а также неуверенность в последовательности проводимой на национальном уровне экономической политики.

Рис. 1. Ежеквартальный приток/отток ПИИ в российские компании за 2011-2 кв. 2016 гг., млрд. руб. [4]

Данное исследование стоит рассматривать как анализ существующих проблем и препятствий для привлечения прямых иностранных инвестиций именно с точки зрения самих инвесторов, являющихся членами Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.

У основной массы (77 %) беспокойство вызывают частые изменения в нормативно-правовом поле, т. е. иностранные компании желают более стабильных условий для работы в России. Иностранные компании выступают за введение моратория на разработку и вступление в силу новых законодательных инициатив, существенно меняющих условия ведения бизнеса в России. При этом 90 % респондентов, осуществляющих инвестирование в РФ, считают текущую экономическую ситуацию в стране неблагоприятной и ожидают снижения привлекательности России для иностранных компаний. Но, несмотря на это, чуть менее половины участников опроса ожидают роста активности в своей отрасли и планируют расширять присутствие в России (39 %) и около 31 % намерены сохранять объемы присутствия на российском рынке.

По большей части планы ведения деятельности в России в значительной степени связаны с локализацией производства и привлечением большего количества российских поставщиков. Более половины иностранных инвесторов готовы увеличивать использование российских компонентов и сырья в своем производстве [3]. Однако одновременно выражают свои опасения по поводу политики импортозамещения, ожидая, что основные действия в этой сфере будут сведены к ограничению конкуренции и сложностью входа компаний с иностранным капиталом на российский рынок. Наиболее привлекательными отраслями в ближайшие пару лет, по мнению инвесторов, будут такие отрасли как электроэнергетика (44 %), фармацевтическая промышленность (39 %) и телекоммуникационные услуги (28 %). Однако реальная картина несколько отличается от проведенного опроса, если посмотреть на рис. 2.

Рис. 2. Структура прямых иностранных инвестиций в экономику РФ в первом квартале 2016 г., % [4]

Качество нормативно-правового поля неоднородно, в большой степени не соответствует ожиданиям инвесторов. Так, например, сфера налогообложения вызывает наименьшие нарекания со стороны иностранных инвесторов (67 %). Отмечается приближение этой области к международному уровню, что объясняется все более широким распространением международных стандартов финансовой отчетности среди российских компаний. Негативные тенденции связаны с постоянным введением новых налогов, сборов и квазисборов, компенсирующих принимаемые послабления в налоговой нагрузке. Отмечаются значительные позитивные сдвиги в области таможенного (40 %) и финансового регулирования (37 %). Вместе с тем по-прежнему существуют значительные проблемы, связанные с административными процедурами (23 %) и техническим регулированием (10 %), что в сочетании с низкой эффективностью госаппарата и «судебной системы» серьезно затрудняет работу компаний [1].

Однако среди позитивных моментов иностранные инвесторы отмечают, что российские деловые партнеры готовы учиться и повышать уровень качества до стандартов иностранных компаний, а также происходит значительное улучшение инвестиционного климата на региональном уровне. Более половины респондентов указывают на то, что региональные органы власти прилагают больше усилий к улучшению инвестиционного климата, чем несколько лет назад, и готовы совершенствовать условия ведения бизнеса для того, чтобы привлечь инвестиции иностранных компаний на территорию своих регионов.

Итак, нормативно-правовое регулирование остается важным фактором, оказывающим значительное влияние на привлекательность инвестиционного климата в России. Исследование показывает, что иностранные компании отмечают достаточно много позитивных изменений, которые произошли в сфере нормативно-правового регулирования в последние годы [2].

Позитивные изменения:

– принятие Таможенного кодекса и технических регламентов в рамках Таможенного союза;

– внедрение принципов электронного документооборота в ряде сфер операционной деятельности;

– конкретизация правоприменения в таможенной сфере;

– внедрение Федеральной контрактной системы;

– Закон о территориях опережающего развития;

– работа по внедрению долгосрочных контрактов;

– предоставление льготы на налог на имущество при реализации инвестиционной инициативы;

– совершенствование миграционного учета высококвалифицированных специалистов;

– использование финансовых инструментов для поддержки инвесторов [1].

И хотя внедрение и реализация отдельных инициатив все еще малоэффективны и находится на низком уровне, сам факт улучшения и движения навстречу позитивным изменениям рассматривается участниками инвестиционной деятельности в положительном ключе.

Несмотря на ряд позитивных действий в настоящий момент, иностранные инвесторы отмечают наличие значительного количества проблем, среди которых:

– Закон об ограничении иностранного капитала в СМИ;

– Закон о нежелательных организациях;

– Закон о запрете заемного руда;

– ужесточение регулирования оборота алкогольной продукции;

– резкие изменения учетной ставки;

– запрет импорта продовольствия в Россию;

– ограничение доступа иностранных компаний к участию в системе госзакупок [1].

Для значительного улучшения инвестиционного климата в России, по мнению представителей иностранного бизнеса, важно совершенствовать нормативно-правовую среду по следующим направлениям:

– активизация усилий по снижению административной нагрузки за счет сокращения бюрократических процедур. Респонденты признают, что Правительство РФ осознает важность указанных задач и реализует отдельные инициативы, однако уровень бюрократии остается высоким. Необходимо дальнейшее упрощение процедур вывода продукции на рынок без ущерба для ее качества, а также уменьшение сроков взаимодействия бизнеса с государством;

– принятие мер по повышению прозрачности и эффективности законодательства за счет устранения избирательности правовой системы, создания предсказуемых правил игры для всех участников рынка. Для повышения прозрачности инвестиционного процесса необходимо исключить скрытые требования к инвесторам;

– дальнейшая либерализация миграционного законодательства, которая позволяет привлекать высококвалифицированных иностранных специалистов — носителей международного опыта;

– снижение уровня государственного контроля экономической деятельности компаний-инвесторов: отказ от устаревших норм промышленной безопасности, сокращение избыточных требований к сырью и продукции, гармонизация отечественных и международных стандартов сырья и продукции [3].

Также, по мнению иностранных инвесторов, основным препятствием для нормального функционирования своей деятельности на территории РФ является низкая эффективность эффективности взаимодействия с органами власти. Они отмечают следующие особенности коммуникации с исполнительными органами власти:

– сложность в установлении контактов;

– закрытость;

– нежелание некоторых федеральных органов исполнительной власти вовлекаться в решение вопросов иностранных инвесторов;

– недостаточность обратной связи на запросы;

– непоследовательность и избирательность в вопросах правоприменения;

– непрозрачность процедур принятия решений.

Среди наиболее эффективных инструментов отмечается работа Консультативного совета по иностранным инвестициям, которая удовлетворяет и даже превосходит ожидания по работе с органами государственной власти, решению проблем инвесторов и совершенствованию инвестиционного климата.

Кроме того, у иностранных компаний вызывает сомнение целесообразность чрезмерного количества проверок и аудитов (дублирование контрольно-надзорных функций), превышение проверяющими органами своих полномочий, а также наличие большого объема бюрократических требований. По мнению иностранных инвесторов, по-прежнему требует серьезного внимания проблема высокого уровня коррупции.

Для снижения негативного влияния указанных факторов представители иностранных компаний при выстраивании коммуникаций с властями делают ставку на личные контакты (29 %). Вторым по эффективности является участие в составе постоянно действующих консультативных совещательных органах (24 %), в бизнес-ассоциациях и отраслевых объединениях (20 %), а также участие в проекте по оценке регулирующего воздействия нормативных правовых актов (17 %) [1].

Отдельно стоит отметить взаимодействие иностранных компаний с российскими бизнес партнерами. Одним из наиболее значимых факторов, определяющих результативность коммуникаций, является уровень доверия к иностранным компаниям. С одной стороны, 48 % респондентов отметили, что иногда возникают ситуации, в которых по отношению к ним проявляется недостаточный уровень доверия, но более половины опрошенных отметили, что такие ситуации возникают редко. С другой стороны, именно низкий уровень доверия (и связанный с этим рост временных затрат на решение вопросов) в наибольшей мере вызывает беспокойство инвесторов при обсуждении вопросов ведения бизнеса на территории РФ. В целом респонденты отмечают, что предпринимательская среда в России за последние несколько лет существенно улучшилась и сейчас воспринимается инвесторами как умеренно комфортная не оказывающая неблагоприятное воздействие на инвестиционный климат страны. В ряде отраслей это происходит благодаря готовности партнеров адаптироваться к требованиям корпоративных стандартов крупных иностранных компаний. Со своей стороны, инвесторы содействуют такой адаптации через внедрение систем обучения партнеров, сертификации, систем проверки, мониторинга исполнения обязательств, служб внешних контролеров. В то же время стоит отметить, что данный подход иностранных компаний распространяется на все страны, включая Россию [2].

Отдельно стоит обратить внимание, что коммуникации с внутренними сотрудниками вызывают наименьшие сложности у иностранных компаний, работающих на территории России. Другая особенность в работе с людьми является адаптация менталитета российского персонала к корпоративным стандартам и культуре работодателя. Для этого в компаниях используются системы адаптации и обучения, после которых сотрудники понимают преимущества соответствия требованиям, предъявляемым работодателем. Также система универсальных корпоративных ценностей, не привязанных к культурным особенностям, которые являются ядром корпоративной культуры компаний, оказывают сильную поддержку, формируя вовлеченность и доверие со стороны персонала. Наибольшие сложности на начальном этапе у некоторых компаний вызывал уровень профессиональной подготовки кадров. Однако система обучения, разработанная под отраслевую специализацию компаний, позволяет преодолеть влияние этого фактора. Стоит отметить, что иностранные работодатели на территории России воспринимают работу с персоналом как важный вклад в развитие потенциала сотрудников. Большинство опрошенных позиционируют свою деятельность как миссию по развитию профессионального уровня россиян, улучшению инфраструктуры, повышению количества рабочих мест в регионах, укреплению тем самым экономики страны. В целом, иностранные компании являются привлекательным работодателем для российских сотрудников, что обеспечивается хорошими условиями труда, а также открытостью и прозрачностью политики компании в сфере развития персонала.

Что касается работы в регионах, то иностранные компании, отмечают, что инвестиционный климат в регионах значительно улучшился в последние годы. Большую роль в этом процессе играет внедрение Регионального инвестиционного стандарта, разработанного Агентством стратегических инициатив (документ определяет требования к органам власти по работе с инвесторами), дорожных карт по улучшению инвестиционного климата, и набора показателей эффективности деятельности в этой области, включаемых в оценку деятельности губернаторов. Вторым фактором, повышающим интерес регионов к иностранным инвестициям, является усиление региональной конкуренции за инвестиции на фоне ухудшения макроэкономической ситуации. Все чаще региональные власти готовы серьезно бороться за инвесторов, подтверждать заинтересованность конкретными действиями, и количество таких регионов увеличивается. Эти факторы привели к тому, что региональные власти начали уделять больше внимания как аспектам, связанным с инвестиционным климатом, так и взаимоотношениям с инвесторами. Повышение интереса регионов к иностранным инвестициям все еще ограничивается чрезмерной централизацией власти, а также особенностями бюджетной системы (в части распределения налогов). Среди наиболее частых проблем, возникающих при работе в регионах, инвесторы указывают на бюрократию и административные барьеры, 34 % респондентов отметили эту проблему как наиболее острую [1]. По-прежнему требуют внимания вопросы качества транспортной инфраструктуры (22 %) и доступности кадров с необходимой квалификацией (16 %).

Таким образом, с точки зрения иностранных инвесторов, в российской экономике все еще много проблем, что делает ее не самой привлекательной страной для вложения инвестиций, но также есть огромной потенциал, чтобы переступить все барьеры и сложности.

Литература:

  1. Инвестиционный климат в России: мнение иностранных инвесторов // EY. Совершенствую бизнес, улучшаем мир. URL: http://www.ey.com/ru/ru/services/strategic-growth-markets/ey-investment-climate-in-russia-foreign-investor-perception
  2. Как изменились инвестиции в Россию // Издательский дом Коммерсант.ru . URL: http://www.kommersant.ru/doc/3118747
  3. Проблемы привлечения иностранного капитала в качестве инвестиций в экономику России // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по материалам XL студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2016 —№ 11(40) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/11(40).pdf
  4. Статистика внешнего сектора // Центральный Банк Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, инвестиционный климат, компания, инвестор, работа, инвестиция, макроэкономическая ситуация, проблема, значительное улучшение, Консультативный совет.