Проблемы стратегического планирования в Российской Федерации на муниципальном уровне | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 сентября, печатный экземпляр отправим 2 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 15. Экономика

Опубликовано в

LXXXVI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, сентябрь 2024)

Дата публикации: 03.09.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Дымова, Т. В. Проблемы стратегического планирования в Российской Федерации на муниципальном уровне / Т. В. Дымова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/520/18623/ (дата обращения: 18.09.2024).

Препринт статьи



В Российской Федерации действует такой механизм, как стратегическое планирование, который направлен на эффективное и сбалансированное достижение целей в рамках социально-экономического развития страны и ее регионов. При достаточно долгой истории развития, стратегическое планирование и на сегодняшний день имеет ряд недочетов как в процессе его организации, так и при реализации мероприятий.

В статье рассмотрены одни из основных проблем стратегического планирования в России на муниципальном уровне.

Ключевые слова: стратегическое планирование, органы местного самоуправления, стратегия, муниципальное образование.

Начало современного стратегического планирования в России можно отнести к 2014 году, так как именно 28 июня 2014 года был принят федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который на сегодняшний день является основным в данной сфере. Важным является также и тот факт, что именно в данном законе было впервые законодательно установлено, что стратегическое планирование в Российской Федерации осуществляется и на муниципальном уровне. Однако по истечении длительного промежутка времени, при значительном развитии и успехах, стратегическое планирование нельзя назвать полностью успешным в рамках его реализации на различных уровнях и в рамках нормативно-правового регулирования.

Так, например, при работе над стратегическим планированием в западных странах характерна именно осведомительная форма представления. Текст стратегий больше похож на манифест, чем на официальный документ, в котором используются лозунги и большой объем иллюстраций, которые делают стратегию более наглядной и доступной для широких слоев населения. При этом часто в стратегию включаются только цели самой высокой важности, а ориентированные на их достижение менее масштабные задачи выносятся в отдельные программы [3].

В России же стратегическое планирование уходит в управленческую сторону. Текст составляется сложно для восприятия населением, в структуру системы целеполагания нередко включаются задачи частного порядка, которые больше характерны для муниципальных программ; включаются даже конкретные мероприятия. Однако за последние годы ситуация меняется. В России все более популярным становится, при разработке сложно воспринимаемого стратегического документа, подготовка и его краткой наглядной версии в формате презентации.

Еще одной проблемой выступает необходимость включения в стратегию целей и задач, для решения которых необходимо выйти за рамки полномочий органов местного самоуправления, а именно: существует ли такая возможность. Ведь для достижения некоторых целей может понадобиться помощь сторонних организаций, но при этом стратегия утверждается органом местного самоуправления и при таком раскладе получается, что муниципалитет возьмет на себя обязательства, обеспечить выполнение которых не может [2, 3].

Так, в Федеральном законе № 172-ФЗ сказано, что к полномочиям органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования отнесены разработка, рассмотрение, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления. Однако в том же законе указано, что стратегия — это документ, определяющий цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования, то есть можно сказать, что стратегия носит комплексный характер, выводящий ее за установленные рамки полномочий органов местного самоуправления [2].

Например, в стратегии муниципалитета может быть сказано, что ряд стратегических задач, определенных стратегией, не относится к полномочиям органов местного самоуправления, в связи с чем требуется помощь исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации для реализации данных задач. При этом механизмы организации и реализации такой помощи не ясны и остаются под вопросом.

Также проблемой при разработке стратегических документов является отсутствие статистических данных, необходимых для проведения комплексного анализа социально-экономического положения муниципального образования. Множество данных просто отсутствуют на порталах, в связи с чем приходится делать дополнительные запросы, ответы на которые не всегда поступают. Также статистические данные не всегда отражают действительное положение рассматриваемых индикаторов [4].

Еще одна трудность — выбор подхода разработки стратегии по отраслям или по существующим проблемам. При отраслевом подходе формирование системы направлений и главных целей стратегии ведутся в разрезе таких блоков деятельности муниципалитета как экономический, социальный, инфраструктурный, градостроительный и других. При разработке стратегии по существующим проблемам муниципального образования сначала эти проблемы выявляются и затем выстраивается комплекс целей и задач для их решения, которые требуют согласованных действий различных ведомств, так как зачастую проблемы оказываются межотраслевыми [3].

Кажется, что второй подход более практичен и эффективен, однако имеются свои недостатки. Так, при первой, отраслевой, разработке стратегия принимает удобный и уже знакомый формат: рабочие группы формируются на основе структурных подразделений органа местного самоуправления, приглашая представителей общественных и иных организаций из той же отраслевой сферы. Для применения же второго подхода требуется высокий уровень согласованности действий внутри органа местного самоуправления и контроль процесса планирования, однако на практике это до сих пор остается проблематичным.

Причем проблематичным остается не только взаимодействие прямых участников стратегического планирования, участвующих при разработке и утверждении стратегий и программ, но и взаимодействие между гражданами и органами власти. Законодательством о стратегическом планировании закреплена лишь одна форма общественного контроля — общественные обсуждения. Выбор именно этой формы контроля можно объяснить тем, что общественные обсуждения можно проводить в более удлиненные сроки и в дистанционной форме [1, 2].

Проблемой же является отсутствие активного участия граждан и недостаточная информированность населения, которую должны обеспечивать органы местного самоуправления. И одной осведомленности о своих правах и возможности их реализовать также недостаточно. Необходимо, во-первых, чтобы такая возможность все-таки была успешно реализована, путем создания и ведения в должном порядке соответствующих сайтов; во-вторых, чтобы информация была понятно и доступно представлена, о чем уже говорилось ранее.

Таким образом, стратегическое планирование в Российской Федерации реализуется масштабно и довольно успешно, нормативно-правовая база охватывает достаточно объемный спектр направлений и вопросов, однако же открытые вопросы все еще присутствуют и требуют более детального и, конечно, законодательно закрепленного решения.

Литература:

  1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 14.02.2024). — Текст: электронный. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 01.07.2024).
  2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 июня 2014 № 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023). — Текст: электронный. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 01.07.2024).
  3. Фонд «Институт экономики города». Стратегическое планирование на местном уровне: монография — Москва: Институт экономики города, 2023. — Текст: электронный. — URL: https://urbaneconomics.ru/sites/default/files/stratplanirovanie.pdf (дата обращения: 01.07.2024).
  4. Виленский, А. В. Проблемы стратегического планирования муниципального уровня / А. В. Виленский // Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. — 2023. — № 13. — Текст: электронный. — URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-economy-2023–6/b35-vilenskii.pdf (дата обращения: 03.07.2024).