Библиографическое описание:

Серёмина Р. Н., Смолина Е. С. Таможенный контроль: понятие, виды, формы и методы [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 166-169. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/222/12539/ (дата обращения: 18.12.2017).



В данной статье проводится анализ основополагающих аспектов процедуры таможенного контроля в рамках нашей страны, а также уделяется внимание завершающей его стадии — таможенному контролю после выпуска товаров.

Ключевые слова: таможня, таможенный контроль, таможенный контроль после выпуска товаров

Нормативное регулирование порядка проведения таможенного контроля определяется главой 15 ТК ТС и главой 19 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 30 декабря 2012 г.) «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Тем не менее, ни в одном из указанных актов не присутствует законодательное закрепление понятия таможенного контроля.

В широком смысле таможенный контроль представляет собой вид государственного контроля, который осуществляется исключительно органами таможенной службы [5, С. 53].

Таможенный контроль это одно из средств реализации таможенной политики Российской Федерации, которое представляет собой совокупность мер, осуществляемых органами таможенной службы в целях обеспечения соблюдения всеми участниками таможенно-правовых отношений требований норм таможенного законодательства. Его основной целью является идентификация с помощью всевозможного рода проверок соответствия проводимых участниками таможенно-правовых отношений операций и действий в области таможенного дела требованиям норм таможенного законодательства и выявление на базе этого таможенных правонарушений, т. е. нарушений таможенных правил.

Значение таможенного контроля в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности обусловливается стандартом 6.1 Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции): «Все товары, включая транспортные средства, поступающие на или убывающие с таможенной территории, независимо от того, облагаются ли они пошлинами и налогами, подлежат таможенному контролю» [2, С. 35]. Таким образом, объектом таможенного контроля является любой товар, который перемещается через таможенную границу Таможенного союза.

Общие условия таможенного контроля тесно связаны с правовыми таможенными принципами, однако, не поглощаются ими всецело. Кроме того, они имеют меньший уровень общности, что объясняется тем, что они стоят на ступень ниже относительно принципов таможенного права, так как они регулируют действия органов таможенной службы, а не конкурирующих норм [24, C. 277].

На основе анализа положений отдельных глав Таможенного кодекса, а именно 15 и 16 глав, были выявлены следующие классификационные группы общих условий таможенного контроля:

− выбор таможенных действий;

− временная продолжительность таможенного контроля;

− помещение товаров и транспортных средств под таможенный контроль;

− допустимость проверки подлинности сведений, содержащихся в таможенных документах;

− места проведения таможенного контроля;

− обязанность управомоченных лиц предъявлять документы органам таможенной службы;

− неприемлемость причинения вреда при проведении процедуры таможенного контроля;

− использование средств технической поддержки при осуществлении таможенного контроля;

− всевозможные меры, которые предпринимаются и принимаются в отношении отдельных товаров и их групп [1].

Указанный перечень общих условий таможенного контроля не является доскональным и исчерпывающим.

Традиционно выделяют следующую группу принципов таможенного контроля:

1) принцип выборочности;

2) принцип достаточности;

3) принцип взаимодействия таможенных органов с таможенными органами иностранных государств сообразно с международными договорами, с другими контролирующими государственными органами, а также с непосредственными участниками деятельности внешнеэкономического масштаба;

4) принцип использования системы управления рисками [4, С. 99].

Система управления рисками (СУР) базируется на эффективном использовании имеющихся ресурсов органов таможенной службы для предупреждения нарушений таможенного законодательства таможенной службы и применяется для идентификации товаров, транспортных средств в международной перевозочной практике, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, а также степени реализации таможенного контроля.

Для выявления товаров, транспортных средств различной категории, документов и лиц, подлежащих проверке, а также степени доскональной проверки таможенными органами применяются всевозможные методы анализа рисков. Федеральная таможенная служба России, являющаяся уполномоченной в области таможенного дела, идентифицирует стратегию таможенного контроля, основываясь на системе мер оценки рисков. Такой тип стратегии конкретизируется документами, к которым применен ограниченный доступ.

Переходя к основным формам таможенного контроля, следует подчеркнуть, что они перечислены в главе 16 Таможенного кодекса Таможенного союза, к ним относится:

  1. Проверка документов и сведений.
  2. Устный опрос.
  3. Получение объяснений.
  4. Таможенное наблюдение.
  5. Таможенный осмотр.
  6. Таможенный досмотр.
  7. Таможенный досмотр личного характера.
  8. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков.
  9. Таможенный осмотр помещений и территорий.
  10. Учет товаров, которые находятся под контролем таможенных органов.
  11. Проверка системы учета товаров и отчетности по ним.
  12. Таможенная проверка. [1], [6, С. 145]

Таким образом, таможенный контроль, являющийся одним из ключевых элементов таможенного законодательства, позволил идентифицировать и предупредить случаи нарушения установленных норм и правил, касающихся перевозки объектов таможенного контроля через границы Таможенного союза.

В завершение настоящей статьи хотелось бы отметить тот факт, что важнейшим этапом таможенного контроля является его завершающая фаза — контроль после выпуска товаров.

С принятием Таможенного кодекса Таможенного союза произошло расширение инструментов таможенного контроля после выпуска товаров. В частности, усиление этого блока связано с введением таких форм таможенного контроля, как учет товаров находящихся под таможенным контролем, проверка системы учета товаров и отчетности, камеральная и выездная таможенная проверка. ТК ТС предусматривает и увеличение срока проведения постконтроля с одного года до трех лет, а также возможность проверять лиц, напрямую или косвенно участвующих в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру.

Основная задача проверочной деятельности — обеспечить достоверность заявленных декларантом сведений (о весе, стоимости, коде, стране происхождения товара и т. д.), влияющих на исчисление и уплату таможенных платежей. Решается эта задача с помощью выборочных проверок участников ВЭД, осуществляющих внешнеэкономические операции с максимальным риском нарушения таможенного законодательства. Таким образом, таможенный контроль после выпуска товаров проводится исключительно в отношении рисковых поставок. И основным принципом данной работы является выборочность.

Таможенная проверка как одна из действенных мер по минимизации рисков обеспечивает выявление, пресечение и предупреждение правонарушений и преступлений в области таможенного дела, создание условий для ускорения таможенного оформления добросовестных участников ВЭД и формирование честной конкуренции.

В целом же концепция усиления и развития таможенного контроля после выпуска товаров призвана создать реальный барьер на внутреннем рынке РФ на пути распространения контрафактных и контрабандных товаров, а также товаров, ввезенных на территорию РФ с нарушением таможенного законодательства.

В связи с образованием Таможенного союза возникает риск ввоза на территорию РФ товаров, происходящих из стран дальнего зарубежья, под видом товаров, происходящих из Республики Белоруссия или Казахстан. Данное обстоятельство требует усиления контроля со стороны подразделений таможенной инспекции, осуществляющих проверку факта выпуска товаров на внутреннем рынке Российской Федерации.

В то же время добропорядочным участникам ВЭД беспокоиться не о чем, так как таможенные органы, прежде чем провести проверочные мероприятия, должны располагать данными, которые могут свидетельствовать о нарушении таможенного законодательства [7].

Таким образом, таможенный контроль после выпуска товаров способствует ускорению процедур таможенного декларирования, поскольку после проведения проверочных мероприятий ряд незаконопослушных участников ВЭД уходит с рынка, что, во-первых, позитивно сказывается на процессах таможенного декларирования честных бизнесменов, а, во-вторых, помогает устранению недобросовестной конкуренции.

Литература:

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза, глава 15, глава 16 // действующая редакция с обновлениями от 12.08. 2015 г.
  2. Васильев Р. И. Правовое регулирование таможенного контроля // журнал «Административное и муниципальное право», рубрика «Полицейское право» — № 7–2011 г.
  3. Ириашвили Н. Д., Рассолов М. М. Таможенное право // 5-е изд., перераб. и доп. — Москва — 2011 г.
  4. Логинова А. С., Демичев А. А. Основы таможенного дела: учебник // ИЦ «Интермедия» — СПб.: 2014 г.
  5. Романов Д. В. Развитие системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации // журнал «Вестник Орловского государственного аграрного университета» — № 6 — том 15. – 2011 г.
  6. Якушевская Е. А., Развитие системы управления рисками как фактор повышения эффективности таможенного администрирования // журнал «Таможенная политика России на Дальнем Востоке» — № 1– Владивосток — 2014 г.
  7. Интернет-портал «Федеральная таможенная служба. Южное таможенное управление» // [Электронный ресурс]: http://yutu.customs.ru/, дата обращения: 22.05.2017 г.
Основные термины (генерируются автоматически): таможенного контроля, таможенного законодательства, выпуска товаров, таможенного дела, Таможенного союза, области таможенного дела, таможенный контроль, форм таможенного контроля, условий таможенного контроля, норм таможенного законодательства, принципов таможенного, общих условий таможенного, таможенной службы, процедуры таможенного контроля, проведения таможенного контроля, таможенного декларирования, таможенного законодательства таможенной, понятия таможенного контроля, Значение таможенного контроля, объектом таможенного контроля.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос