Библиографическое описание:

Мясоедова Е. С., Савенкова К. А. Становление института таможенного контроля после выпуска товаров // Молодой ученый. — 2016. — №10.1. — С. 47-50.



Таможенное регулирование — это правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, их перевозкой по единой таможенной территории Союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей [1]. Исходя из приведенного определения, можно сделать вывод, что таможенный контроль является важным элементом таможенного регулирования в Российской Федерации, т. к. осуществляется таможенными органами на протяжении всего пути перемещения товара, начиная от пересечения границы и заканчивая использованием товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой. В некоторых случаях авторы указывают, что «место таможенного контроля в системе таможенного администрирования определяется тем самым комплексом мер, которые осуществляются таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства» [4]. В свою очередь под комплексом осуществляемых таможенными органами мер понимаются формы, методы и способы проведения таможенного контроля, формирующие в совокупности само содержание таможенного контроля [5]. Согласимся с авторами, указывающими, что посредством эффективного использования таможенного контроля после выпуска товаров как одного из элементов системы таможенного контроля, возможно обеспечить приемлемый уровень экономической безопасности государства [3].

Значимость таможенного контроля после выпуска товаров как инструмента регулирования развития экономики Российской Федерации характеризуют показатели федерального бюджета в части его наполнения доначисленными и взысканными таможенными платежами, штрафами по результатам проведения таможенных проверок [6]. Об устойчивой направленности работы таможенных органов на увеличение собираемости таможенных платежей свидетельствует сравнительный анализ трендов внешнеторгового оборота России и сумм денежных средств, перечисленных таможенной службой в федеральный бюджет [8]. Заметим, что «помимо фискальной составляющей, непосредственно характеризующей работу подразделений контроля после выпуска товаров, необходимо рассматривать их роль и место в разрезе всей системы таможенного администрирования [7].

Контроль использования товаров в соответствии с условиями избранной участником внешнеэкономической деятельности (далее — участник ВЭД) осуществляется на этапе постконтроля (рис. 1).

Рис. 1. Место таможенного контроля после выпуска товаров в таможенном регулировании

Современные тенденции развития внешнеторговых связей вынуждают таможенные органы сместить акцент с текущего контроля на таможенный контроль после выпуска товаров, чтобы минимизировать временные и финансовые издержки участников ВЭД на этапе декларирования и выпуска товаров. В свою очередь данный вид контроля позволит увеличить товарооборот, т. к. грузы будут перемещаться значительно быстрее.

Итак, таможенный институт таможенного контроля после выпуска товаров в Российской Федерации начал формироваться в 1993 году, когда был принят Таможенный кодекс РФ (далее — ТК РФ). Согласно статье 193 ТК РФ контроль после выпуска осуществлялся как в отношении товаров, так и транспортных средств (рис. 2).

Рис. 2. Таможенный контроль после выпуска в Таможенном кодексе РФ от 18 июня 1993 года

Стоит отметить, что ТК РФ не определяет срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров в отличие от современного законодательства, в котором говорится, что срок осуществления контроля за выпущенными товарами составляет три года. Однако в 2003 году принимается новый Таможенный кодекс РФ, где срок уже установлен (рис. 3).

Рис. 3. Таможенный контроль после выпуска в Таможенном кодексе РФ от 24 апреля 2003 года

Существенным отличием от всех предыдущих кодексов является наименование наиболее часто применимой формы таможенного контроля после выпуска [2]. До вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза контроль преимущественно проходил в форме таможенной ревизии, которая в современном законодательстве стала называться таможенной проверкой. Помимо наименования изменился и перечень объектов, которые подвергаются таможенному контролю после выпуска, так же существенно увеличился перечень по предметам проверки.

На смену Таможенному кодексу РФ 2003 года в 2010 году пришел Таможенный кодекс Таможенного союза (далее — ТК ТС), который расширил возможности таможенных органов по осуществлению контроля, как говорились ранее, в данном кодексе был установлен трехлетний срок таможенного контроля после выпуска, данный срок соответствует общему сроку исковой давности, определенному Гражданским кодексом Российской Федерации, а также сроку, определенному Налоговым кодексом для проведения налоговых проверок, что будет способствовать более эффективному взаимодействию таможенных и налоговых органов в части проведения проверочных мероприятий. ТК ТС подробно регламентированы права и обязанности должностных лиц таможенных органов и проверяемого лица при проведении таможенной проверки.

В будущем на территории Евразийского экономического союза будет действовать Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС), который на данный момент находится в разработке, однако в проект ТК ЕАЭС уже включены положения об использовании таможенными органами системы управления рисками (СУР) при проведении таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров. Так же предусмотрено категорирование лиц, совершающих таможенные операции, путем отнесения их к категориям низкого, среднего или высокого уровня риска в целях дифференцированного применения мер по минимизации рисков. Унифицирован порядок проведения таможенных проверок и применения других форм таможенного контроля после выпуска товаров.

В целях предупреждения уклонения проверяемого лица от проведения таможенного контроля после выпуска товаров в проекте ТК ЕАЭС дополнены перечни прав и обязанностей должностных лиц таможенных органов и проверяемых лиц при проведении таможенной проверки.

Таким образом, в данной статье было рассмотрено становление института таможенного контроля после выпуска товаров, начиная с Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года и заканчивая Проектом Таможенного Евразийского экономического союза. Можно сделать вывод, что институт таможенного контроля постоянно развивался, так например, в Кодексе 1993 года не был установлен срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, а в Кодексе 2003 года данных срок составлял 1 год, в ТК ТС данный срок был увеличен до 3-х лет. Так же изменениям была подвергнута «таможенная ревизия», которая в нашем современном законодательстве стала именоваться «таможенная проверка».

На основании проведенного анализа таможенных кодексов, можно предположить, что определение «Институт таможенного контроля после выпуска товаров» могло бы быть включено в понятийный состав всех кодексов и могло бы звучать как: «устойчивая форма организации совместной деятельности должностных лиц таможенных органов и иных органов государственной власти, реализующих определенные функции в таможенном контроле после выпуска товаров».

Литература:

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 года № 17 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  2. Агамагомедова С. А., Шишкина О. В. Таможенный контроль после выпуска товаров: Учебное пособие. СПб., 2014. 224 с.
  3. Кокнаева М. Д. Роль таможенного контроля после выпуска товаров в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2013.№ 2 (15). С. 10–13.
  4. Костин А. А. Место таможенного контроля в системе таможенного администрирования // Таможенные чтения — 2014. Актуальные проблемы теории и практики таможенного дела (к 20-летию Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии): Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под общ. ред. профессора А. Н. Мячина. СПб.: Санкт-Петербургский имени В. Б. Бобкова филиал РТА, 2014. С. 63–68.
  5. Костин А. А. Форма, метод и способ проведения таможенного контроля: соотношение и дефиниции // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. № 6. С. 73–80.
  6. Немирова Г. И., Лазарев Д. Ю. Роль таможенного контроля после выпуска товаров в формировании доходов федерального бюджета // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015.№ 6 (28). С. 17–23.

7. Селезнев В. Доверяй и проверяй // Таможня. 2015. № 20 http://customs.ru/attachments/article/21778/20_2015_str_7.pdf (дата обращения: 15.03.2016).

  1. Черёмухина А. В. Совершенствование методических основ таможенного контроля после выпуска товаров на основе разработки концепции целенаправленного отбора объектов таможенных проверок: Автореф. … дис. канд. экон. наук. М., 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): таможенного контроля, выпуска товаров, проведения таможенного контроля, Российской Федерации, института таможенного контроля, таможенного администрирования, Место таможенного контроля, институт таможенного контроля, Роль таможенного контроля, срок проведения таможенного, Таможенный кодекс, таможенных органов, системе таможенного администрирования, проведением таможенного контроля, «место таможенного контроля, системы таможенного, содержание таможенного контроля, системы таможенного контроля, Значимость таможенного контроля, срок таможенного контроля.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос