Библиографическое описание:

Печенцова К. И., Янукович А. П. Таможенная проверка: организационный и правовой аспекты // Молодой ученый. — 2016. — №10.1. — С. 54-56.



В настоящее время одним из перспективных направлений деятельности таможенных органов является перенос акцента таможенного контроля с этапа таможенного декларирования и выпуска товаров на этап контроля после выпуска товаров.

При невозможности такого переноса происходит применение мер по минимизации рисков, предусмотренных соответствующим профилем риска. В случае если возможность переноса таможенного контроля на этап после выпуска существует с использованием комплекса программных средств «Постконтроль» производится анализ массива сведений, данных и показателей по участнику внешнеторговой деятельности, предусматривающего отражения результатов анализа в электронном досье участника внешнеторговой деятельности. Значительные отклонения от индикаторов риска будут свидетельствовать о необходимости принятия соответствующих решений (о контроле по результатам анализа системы управления рисками, о проведении таможенной проверки, о передаче информации в координирующие структурные подразделения и т. д.) [6]. Незначительные отклонения от индикаторов риска позволят осуществлять так называемые профилактические таможенные проверки, планируемые из расчета 1 раз в 3–4 года.

Можно выделить следующие преимущества таможенного контроля товаров после выпуска:

 сокращение времени совершения таможенных операций и повышение результативности контроля путем отнесения на этап контроля после выпуска вопросов, которые связаны с тем, что не возможно всесторонне и полно проверить сведения, представленные участниками внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) в процессе таможенного декларирования и выпуска;

 обеспечение дополнительных поступлений в бюджет путем довзыскания таможенных и налоговых платежей, а также путем выявления схем уклонения от уплаты таможенных платежей;

 стимулирование дисциплинированности участников ВЭД, обеспечение профилактики правонарушений, улучшение качества правоохранительной деятельности таможенных органов;

 снижение транспортных и иных издержек участников ВЭД, гарантирование ускорения и увеличения внешнеторгового оборота между странами.

Этому способствует разработка, принятие и реализация следующих документов: план мероприятий по реализации Основных направлений работы по реализации принципа переноса акцента таможенного контроля с этапа таможенного декларирования и выпуска товаров на этап после выпуска товаров в государствах — членах Таможенного союза на 2015–2020 годы (принят 16.09.2015г в г. Минск) [5], «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» [3], Плана мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования» («Дорожная карта») [4], Концепция развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 года, а также иных нормативно-правовых актов ФТС России.

Согласно разработанной таможенной технологии во исполнение указанных выше документов, при проведении таможенного контроля после выпуска товаров применяется комплексный подход, который заключается в том, что при подготовке и проведении таможенной проверки учитываются взаимосвязанные факторы, создавшие условия для нарушения таможенного законодательства, осуществляется активное внутриведомственное и межведомственное взаимодействие. Кроме того, обязательно проводится анализ результатов принятых мер и обеспечивается их дальнейшее использование в системе управления рисками (рис.).

Рис. Комплексный подход в рамках проведения таможенного контроля после выпуска [7]

При подготовке к проведению таможенных проверок у должностных лиц таможенных органов возникает ряд организационных вопросов. Во-первых, необходимо определить объект проверки. Разумеется, что таможенные органы не в силах проверить всех участников ВЭД, к тому же это влечет большие временные затраты. Выбирая объекты таможенного контроля, должностные лица проводят обширную аналитическую работу, в результате которой составляются информационно-аналитические справки, содержащие полное обоснование целесообразности проведения проверочных мероприятий в отношении тех или иных лиц.

В соответствии со статьей 94 ТК ТС основным принципом таможенного контроля после выпуска товаров является принцип выборочности. Выбирая объекты проверки, должностные лица уполномоченных подразделений учитывают такие критерии как: репутация участника ВЭД, индекс его деловой активности, анализ результатов предыдущих проверок его деятельности и др.

На этапе подготовки к проведению таможенной проверки оформляется предписание на проверку, после чего должностными лицами таможенных органов составляется план проверки. Для наибольшей результативности необходимо разработать стратегию и тактику проведения проверочных мероприятий, так как они не должны быть чрезмерными, иначе проведение таможенного контроля будет неприемлемо.

Важно отметить, что осуществление таможенной проверки строится на внутриведомственном и межведомственном взаимодействии. Например, в части выбора объектов контроля, выявления взаимосвязанных нарушений в сфере ВЭД, борьбы со схемами уклонения от уплаты платежей наиболее целесообразно взаимодействие с ФНС России.

В настоящее время идет активная работа над совершенствованием организации и проведения таможенным проверок. Таможенными органами разрабатываются различные методы выбора объектов проверки, непосредственного осуществления проверок, взаимодействия с иными ведомствами и участниками ВЭД, совершенствуется законодательство в данной области. Особое внимание следует уделить разработке проекта Таможенного кодекса ЕАЭС [2], в котором более подробно раскрыты положения о таможенной проверке.

Проведя постатейный сравнительный анализ действующего Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) [1] и проекта Таможенного кодекса ЕАЭС можно выделить некоторые особенности, которые касаются таможенной проверки.

В действующем ТК ТС, в статье 122, посвященной таможенной проверке, не приводится определение данной формы таможенного контроля, когда проект Таможенного кодекса ЕАЭС освещает данное определение: «таможенная проверка — форма таможенного контроля, заключающаяся в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, и (или) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с настоящим Кодексом или законодательством государств-членов, с документами бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией, полученной в порядке, установленном настоящим Кодексом или законодательством государств-членов» [2].

В статье 332 проекта Таможенного кодекса ЕАЭС, касающейся камеральной таможенной проверки, добавились пункты 4–6, которые отсутствуют в ТК ТС, которые указывают, что срок, необходимый для представления документов и сведений, лицом, в отношении которого проводится таможенная проверка, должен быть достаточным и может быть продлен на основании мотивированного обращения лица.

Так же статья 333 проекта Таможенного кодекса ЕАЭС включает пункт, отражающий сведения, которые должно содержать Решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверке. В ТК ТС этот пункт отсутствует. В новом законодательстве расширен перечень оснований для назначения внеплановых выездных проверок. Данная статья отражает, какие сведения должны содержаться в документе, оформленном по результатам выездной таможенной проверки.

В проекте Таможенного кодекса ЕАЭС расширены права должностных лиц таможенных органов при проведении таможенной проверки. В новые пункты выделено: использование технических средств, а также программных продуктов, предназначенных для обработки информации, представленной проверяемым лицом в электронном виде; соблюдение служебной этики.

В части, касаемой прав и обязанностей проверяемого лица (ст. 336 проекта Таможенного кодекса ТК ЕАЭС), дополнен пункт прав: «проверяемое лицо, может требовать у должностных лиц предъявление решения (предписания), а так же получить его копию; присутствовать при проведении выездной таможенной проверки; пользоваться иными своими правами». В части обязанностей, проверяемое лицо должно обеспечить проведение инвентаризации при проведении проверки; обеспечить возможность отбора проб и образцов, при назначении таможенной экспертизы; давать письменные и устные пояснения.

В статью 337 проекта Таможенного кодекса ЕАЭС о предоставлении документов и сведений для целей проведения таможенной проверки, добавлен пункт 3, который отражает следующие обязанности: лица, которые связаны с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами, обязаны предоставить по требованию таможенных органов копии документов и иную информацию по операциям и расчетам.

Таким образом, таможенный контроль после выпуска товаров, а в частности такая форма таможенного контроля как таможенная проверка, является важным и перспективным направлением в работе таможенных органов. Совершенствование законодательства, а также порядка осуществления таможенных проверок в данной области будет способствовать уменьшению издержек при совершении таможенных операций, увеличению товарных потоков и развитию мировой торговли в целом.

Литература:

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 года № 17 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  2. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.12.2014 № 233 «О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  3. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р (ред. от 15.04.2014) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  4. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р (ред. от 12.12.2015) «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  5. Об утверждении Основных направлений работы по реализации принципа переноса акцента таможенного контроля с этапа таможенного декларирования и выпуска товаров на этап после выпуска товаров в государствах — членах Таможенного союза на 2015–2020 годы: Решение Объединённой коллегии таможенных служб государств — членов Таможенного союза от 17 сентября 2014 г. № 12/3 // http://www.translation-centre.am/pdf/Trans_ru/EAEU_Vor/OKTS/OKTS_2014_12_3_ru.pdf (дата обращения: 15.04.2016).
  6. Костин А. А., Костина О. В. Современные тенденции развития системы таможенного контроля // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 2076–2080. URL: http://e-koncept.ru/2016/96335.htm (дата обращения: 18.04.2016).
  7. Селезнев В. Таможенный контроль: результаты и перспективы // Таможня. 2016. № 6 (389) http://www.customs.ru/attachments/article/22818/6_2016_str_5.pdf (дата обращения: 15.04.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): таможенного контроля, таможенной проверки, Таможенного кодекса ЕАЭС, выпуска товаров, проекта Таможенного кодекса, таможенных органов, Таможенного союза, проведении таможенной проверки, акцента таможенного контроля, таможенного декларирования, этапа таможенного декларирования, выездной таможенной, выездной таможенной проверки, таможенной проверке, форма таможенного контроля, ТК ТС, проведении выездной таможенной, переноса акцента таможенного, членах Таможенного союза, «Совершенствование таможенного администрирования».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос