Теоретические аспекты условного выпуска товаров в Евразийском экономическом союзе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Шевченко Ж. Д. Теоретические аспекты условного выпуска товаров в Евразийском экономическом союзе // Молодой ученый. — 2017. — №13.1. — С. 52-55. — URL https://moluch.ru/archive/147/41393/ (дата обращения: 27.05.2018).



Ключевые слова: таможенный контроль, выпуск товаров, условно выпущенные товары, учет товаров, находящихся под таможенным контролем.

Процесс помещения товаров под избранную декларантом таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза (далее – ТК ТС), и завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой [1, ст. 174].

Согласно ст. 196 ТК ТС сроки выпуска товаров включают время проведения таможенного контроля. По результатам таможенного контроля таможенные органы принимают одно из следующих решений:

1) о выпуске товаров (выдают разрешение на использование товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой);

2) об условном выпуске;

3) о приостановлении выпуска товаров;

4) об отказе в выпуске товаров.

В соответствии с ТК ТС к условно выпущенным относятся только такие товары, которые, во-первых, помещаются под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления. Во-вторых, для отнесения товара к условно выпущенному необходимо соблюдение одного из следующих условий:

1) в отношении товара применяются льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами (такой товар может быть использован только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот, и считается условно выпущенным до момента прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов);

2) ограничения по пользованию и (или) распоряжению товаром связаны с представлением лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, необходимых для выпуска товаров после такового (такой товар запрещен к передаче третьим лицам, а в случаях, если ограничения на ввоз товара установлены в связи с проверкой его качества и безопасности, – запрещен к использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме; товар приобретет статус товаров Союза после представления соответствующих документов);

3) государством – членом Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз) в отношении товара применяются более низкие ставки ввозных таможенных пошлин, чем установленные Единым таможенным тарифом ЕАЭС (может использоваться только в пределах территории государства – члена ЕАЭС, таможенным органом которого осуществлен их выпуск, до момента уплаты ввозных таможенных пошлин в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом ЕАЭС, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров).

Согласно законодательству Российской Федерации о таможенном деле к условно выпущенным товарам также относятся:

1) компоненты товара, ввозимого отдельными товарными партиями в течение установленного периода времени в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде (запрещены к передаче третьим лицам и считаются условно выпущенными до момента принятия таможенным органом решения о выпуске товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой);

2) товары, помещенные под таможенные процедуры таможенного склада (в том числе без фактического размещения товаров на таможенном складе), беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза (допуска), реэкспорта, таможенного транзита, уничтожения, под специальную таможенную процедуру, применяемую к товарам, ввозимым в Российскую Федерацию (считаются условно выпущенными до приобретения ими статуса товаров Союза, фактического уничтожения или вывоза из Российской Федерации за пределы Союза либо отказа в пользу государства);

3) иные товары в случаях, определяемых Правительством Российской Федерации [2, ст. 222].

Таможенные органы ведут учет условно выпущенных товаров посредством применения такой формы таможенного контроля как учет товаров, находящихся под таможенным контролем (далее – учет товаров). В соответствии со ст. 176 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» порядок и формы учета таможенными органами товаров, находящихся под таможенным контролем, определяются Федеральной таможенной службой. Для обеспечения единообразного проведения должностными лицами таможенных органов учета условно выпущенных товаров разработан и применяется в настоящее время Порядок учета таможенными органами условно выпущенных товаров, находящихся под таможенным контролем [3].

Особенностью условно выпущенных товаров является то, что они сохраняют статус иностранных товаров и считаются находящимися под таможенным контролем до приобретения ими статуса товаров Союза после наступления случаев, определенных п. 5 ст. 200 ТК ТС. Отнесение условно выпущенного товара к иностранному объясняется прежде всего возможностью дальнейшего таможенного контроля целевого использования такого товара [4, с. 240]. Учет условно выпущенных товаров ведется таможенными органами в журнале учета условно выпущенных товаров, находящихся под таможенным контролем, с учетом штатных программных средств. В случае утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем при завершении действий таможенной процедуры в другом таможенном органе необходимые сведения для заполнения журнала направляются в таможенный орган, в котором товар был помещен под таможенную процедуру, предусматривающую условный выпуск [3].

Запрещены пользование условно выпущенными товарами, передача их во владение или в пользование, продажа условно выпущенных товаров либо распоряжение ими иным способом в нарушение установленных запретов и (или) ограничений на пользование и распоряжение такими товарами. Несоблюдения установленных законодательством РФ правил влечет привлечение лица, нарушившего установленный запрет, к административной ответственности [5, ч. 1 ст. 16.20].

В целях стимулирования привлечения в Россию иностранных инвестиций установлено, что условный выпуск предусмотрен в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал с применением льгот по уплате ввозной таможенной пошлины, при условии, что товары:

− не являются подакцизными;

− относятся к основным производственным фондам;

− ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала [6].

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 23.07.1996 № 883 в случае реализации вышеупомянутых товаров необходимо уплатить таможенные пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Таким образом, в данном подзаконном акте установлен единственный случай актуализации обязанности по уплате таможенных пошлин.

В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 728 [7] в случае выхода иностранного лица из состава учредителей (участников) организации, воспользовавшейся тарифной льготой в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, а также при совершении этой организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на товары, ввезенные с освобождением от таможенных пошлин, либо при передаче таких товаров во временное пользование, обязательство по уплате таможенных пошлин подлежит исполнению в соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС. Соответственно, данное положение увеличивает перечень случаев, наступление которых прекращает действие льготы и приводит к актуализации обязанности по уплате таможенных пошлин в отношении таких товаров.

В связи с этим представляет интерес Постановление Верховного Суда РФ по делу о признании незаконным и отмене постановления о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Звезда Кубани» (далее – ООО «ЗК») к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за незаконные пользование или распоряжение условно выпущенными товарами [8].

Из материалов дела следует, что ООО «ЗК» было освобождено от уплаты таможенных платежей в отношении технологического оборудования, ввезенного в Российскую Федерацию в 2003 г. иностранным участником ООО «ЗК» в качестве вклада в уставный капитал. Ввезенное технологическое оборудование было передано в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Кубанский Профиль» (далее – ООО «КП») по договору в 2008 г., который впоследствии пролонгировался вплоть до 2012 г.

При проведении таможенного контроля Краснодарская таможня, установив факт передачи ООО «ЗК» технологического оборудования во временное пользование другому лицу и неуплаты соответствующих таможенных пошлин, возбудила дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.20 КоАП РФ.

Отметим, что порядок регулирования, установленный Решением КТС от 15.07.2011 № 728, ухудшил положение ООО «ЗК», которое имело разумные ожидания, что предоставленные льготы при условном выпуске товаров не будут отменены. Исходя из общепризнанных международных и конституционных принципов правовой определенности, предсказуемости правового регулирования и недопустимости действия с обратной силой норм закона, ухудшающих положение граждан и юридических лиц, у ООО «ЗК» не возникло обязанности по соблюдению новых ограничений для сохранения действия таможенной льготы в отношении спорного имущества, либо по уплате таможенных пошлин в случае продолжения отношений с ООО «КП» по аренде спорного имущества. При таких обстоятельствах, инкриминируемые ООО «ЗК» действия не образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.20 КоАП РФ.

Действительно, для принятия справедливого решения по делу необходимо руководствоваться общими принципами права, в том числе принципом поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования [8]. В связи с этим следует надлежащим образом гарантировать права и законные интересы субъектов длящихся правоотношений в случае внесения изменений в нормативные параметры их реализации, в том числе при включении в состав таможенного законодательства Союза акта, нормы которого в определенной степени ухудшают правовое положение определенных лиц.

В научной литературе рассматривались и другие проблемные аспекты, связанные с условным выпуском товаров. Так, Сладкова А.А. уделила внимание вопросам, связанным с моментом прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин в отношении условно выпущенных товаров [9].

Следует отметить, что проект Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее – проект ТК ЕАЭС) [10] отдельно выделяет положение о том, что товары, помещаемые под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и в отношении которых применены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, до приобретения ими статуса товаров Союза остаются условно выпущенными при их помещении:

1) под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории при вывозе таких товаров или частей товаров с таможенной территории ЕАЭС для их ремонта;

2) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления для завершения действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории.

Таким образом, таможенное законодательство Союза при соблюдении определенных условий закрепляет возможность условного выпуска товаров, при котором товары обладают особым правовым статусом, сохраняют статус иностранных и продолжают находиться под таможенным контролем. ТК ТС в зависимости от причины, по которой товар приобрел статус условно выпущенного, устанавливает соответствующие особенности, среди которых: использование товаров исключительно в целях, соответствующих условиям предоставления льгот, запрет передачи товаров третьим лицам, возможность использования только в пределах территории государства-члена ЕАЭС, таможенным органом которого осуществлен выпуск.

Литература:

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010. № 50. Ст. 6615.
  2. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 48. Ст. 6252.
  3. Приказ ФТС России от 13.01.2011 № 74 «Об утверждении Порядка учета таможенными органами условно выпущенных товаров, находящихся под таможенным контролем» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2011. № 12.
  4. Костин А.А. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств. СПб.: ИЦ Интермедия, 2013. 344 с.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  6. Постановление Правительства РФ от 23.07.1996 № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996. № 31. Ст. 3759.
  7. Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 728 «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза» // СПС «Консультант Плюс».
  8. Постановление Верховного Суда РФ от 27.06.2016 N 308-АД16-2953 по делу № А32-9717/2014 // СПС «Консультант Плюс».
  9. Сладкова А.А. Некоторые проблемные вопросы, связанные с условным выпуском товаров // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Право». 2015. № 3.С. 175-184.
  10. Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 16.11.2016 № 19 «О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» // Официальный сайт ЕЭК. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01411972/ico_22112016_19 (дата обращения: 20.01.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): таможенных пошлин, ввозных таможенных пошлин, Российской Федерации, таможенную процедуру, уплате таможенных пошлин, таможенным контролем, выпуске товаров, товаров Союза, выпуска товаров, сумм ввозных таможенных, статуса товаров Союза, таможенного контроля, законодательства Российской Федерации, Собрание законодательства Российской, выпуском товаров, заявленной таможенной процедурой, ТК ТС, Таможенного союза, уплаты таможенных пошлин, уплате ввозных таможенных.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос