Совершенствование методов таможенного контроля после выпуска товаров на основе анализа международного опыта применения таможенного аудита | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Жидовленков А. А., Нетребо В. Г. Совершенствование методов таможенного контроля после выпуска товаров на основе анализа международного опыта применения таможенного аудита // Молодой ученый. — 2017. — №13.1. — С. 40-43. — URL https://moluch.ru/archive/147/41405/ (дата обращения: 15.08.2018).



Ключевые слова: таможенный контроль, таможенный контроль после выпуска товаров, таможенный аудит, посттаможенный контроль.

На современном этапе развития мировой торговли Российской Федерацией выбран путь на упрощение и гармонизацию таможенных процедур, в именно смещение таможенного контроля на этап таможенного контроля после выпуска товаров (ТК ПВТ). Упрощая таможенные операции, таможенные органы должны выполнять бюджетную функцию по сбору таможенных платежей и выявлять нарушения в области таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства РФ в таможенной сфере. В связи с этим таможенным органам приходится действовать в условиях жестких ресурсных ограничений, что предопределяет важность и актуальность рассматриваемых в работе вопросов.

Для того чтобы раскрыть сущность форм и методов таможенного контроля, которые используются за рубежом, были проанализированы источники [1-6; 9] и определение таможенного контроля, которое было основано на использовании методов аудита, предложенного в зарубежных источниках. Так, в рекомендациях к главе 6 Конвенции Киото раскрыто содержание понятия контроля, основанного на проведении таможенного аудита: «меры, предпринимаемые таможенными органами для проверки точности и достоверности сведений, указанных в таможенных декларациях, путем изучения бухгалтерских книг, счетов, систем бизнеса и всех относящихся к делу коммерческих данных, имеющихся у того или иного лица или компании». Принцип контроля на базе аудита заложен не только в Конвенции Киото, но и в Рекомендациях Европейской экономической комиссии ООН от 26-29.03.2001 № 18 «Меры по упрощению процедур международной торговли». В частности, в соответствии с п. 3.10 Рекомендаций № 18 для регулирования роста общемировых торговых потоков предусматривается ориентация государственных органов на контроль, имеющий в своем основании аудит, который, в последующем, используется для учета коммерческих операций торговых предприятий. В странах ЕС применяется таможенный контроль с использованием методов аудита после таможенного декларирования и выпуска (post clearance audit), являющихся основой таможенного контроля, и его дальнейшее развитие определено одним из направлений совершенствования системы таможенного администрирования.

Таким образом, проанализировав содержание термина «таможенный аудит», становится понятно, что сущность его заключается в осуществлении контроля достоверности сведений, указанных в таможенных декларациях, путем изучения бухгалтерских отчетов, счетов, систем бизнеса и иных коммерческих данных. Сам термин «audit» трактуется по-разному: «аудит; проверка, ревизия бухгалтерских отчетов и документов» [7], однако, по нашему мнению, основное содержание термина заключается в методах контроля – проверка бухгалтерских книг, документов и отчетности, а также во времени проведения – после выпуска товаров.

Условия работы таможенных органов в разных государствах имеют существенные различия. Например, в странах ЕС приоритеты у таможни иные, чем в России, поскольку отсутствует высокий уровень налогообложения. Таможенные службы Европы и другие торговые партнеры России не противопоставляют сбор платежей и упрощение торговли. Таможенный контроль после выпуска товаров проводится, как правило, в форме аудита. При отборе проверяемых лиц широко используются математические и статистические модели. В развитых таможенных администрациях существует тесное взаимодействие между таможенной и налоговой службой.

В настоящее время в РФ система таможенного контроля после выпуска товаров имеет некоторые проблемы, которые напрямую препятствуют дальнейшему развитию и обеспечению результативности ТК ПВТ:

 во-первых, это недостаточное методическое обеспечение ТК ПВТ;

 во-вторых, недостаточно регламентирована процедура контроля таможенной стоимости для целей ТК ПВТ;

 в-третьих, несогласованность отдельных положений Таможенного кодекса Таможенного союза с нормами других отраслей права, которые препятствую эффективной организации и проведению таможенного контроля, в том числе у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами на таможенной территории ЕАЭС;

 в-четвертых, имеются существенные проблемы отбора объектов ТК ПВТ.

Анализ проблем отбора объектов таможенных проверок после выпуска товаров, проводимый на уровне отдельной таможни, показал, что существующая практика отбора объектов таможенной проверки ориентирована в целом на систему управления рисками (СУР) и систему категорирования участников ВЭД. Таким образом, становится ясно, что на уровне таможни, информации, которую предоставляет эта система, оказывается недостаточно, так как совокупность проверяемых лиц носит достаточно динамичный во времени характер, а их деятельность связана с высоким уровнем неопределенности.

Одним из ключевых факторов, влияющих на показатели результативности таможенной проверки после выпуска товаров, является качество отбора проверяемых лиц на этапе ее организации и планирования. Изучение литературы, посвященной различным аспектам таможенных проверок после выпуска товаров, международных стандартов позволило сделать вывод о том, что методы и алгоритмы отбора участников ВЭД при планировании проверки должны определяться ее целями и увязываться с ресурсными возможностями таможни.

Практика организации таможенных проверок в подразделениях ТК ПВТ наглядно отражает отсутствие единого научно-обоснованного подхода к аналитической работе с имеющимися источниками информации, что является проблемным вопросом применение методик ТКПВТ. Что касается системного подхода к разработке плана проверок, то он приводит к снижению результативности одного из важнейших процессов таможенного контроля после выпуска товаров.

Развитие ТКПВТ заключается в совершенствовании нормативно-правового регулирования, в том числе законодательного.

Совершенствование действующих законодательных актов Российской Федерации предполагает: увеличение срока проверки достоверности сведений после выпуска товаров; закрепление на законодательном уровне возможности признания незаконно ввезенными иностранных товаров, в отношении которых отсутствуют сведения, которые свидетельствуют об их выпуске, либо когда устанавливается недостоверность этих сведений; совершенствование методик проведения специальной таможенной ревизии: а именно расширение перечня лиц, в отношении которых может проводиться таможенная ревизия; осуществление свободной оптово-розничной торговли с ввезенными товарами, перемещаемыми через таможенную границу ЕАЭС, при закреплении возможности проведения специальной таможенной ревизии у лиц, которые осуществляют операции с товарами.

Основная суть стратегии нормативно-правового регулирования, под которым понимается комплексная разработка нормативно-правовых актов в части организации и проведения таможенного контроля у лиц, имеющих отношение к перемещению (обращению) товаров через таможенную границу ЕАЭС, заключается в формировании правовых предпосылок развития механизмов и методик ТК ПВТ, которые предусматривают согласованные действия должностных лиц, осуществляющих выбор форм таможенного контроля и его проведение, обеспечивающих функционирования системы таможенного контроля [8].

Взаимодействие подразделений таможенной инспекции с другими подразделениями таможенных органов является основой обеспечения данной стратегии.

При проведении ТК ПВТ применяются методы аудита, которые заключаются в сопоставлении сведений, заявленных при таможенном декларировании с данными бухгалтерского учета и отчетности, иной коммерческой документации.

Для обеспечения единообразия применения таможенного законодательства ЕАЭС при ТК ПВТ необходима разработка методик, которые направленны на повышение эффективности ТК ПВТ.

Использование показателей правоохранительной деятельности является так же важным направлением развития ТК ПВТ, так как эти показатели входят в план совершенствования оценки эффективности мер, которые применяются при таможенном контроле после выпуска товаров.

Таким образом, для успешной реализации методик совершенствования необходимо: усиление системы взаимодействие таможенных органов с налоговыми, правоохранительными и другими контролирующими органами Российской Федерации, в целях обеспечения сквозного контроля на всех путях перемещения и оборота товаров на территории ЕАЭС; создание системы управления и контроля, которая позволяет обеспечить проверку правильности, полноты и объективности решений, принимаемых при проведении ТК ПВТ; повышение ответственности должностных лиц таможенных органов за принимаемые решения; создание единой системы планирования деятельности по ТК ПВТ, которая бы учитывала трудозатраты, эффективное распределение ресурсов таможенных органов и прогнозирование их результатов; улучшение материально-техническую базы, обеспечивающую проведение ТК ПВТ; расширение спектра используемых информационных ресурсов; проведение работ по кадровому обеспечению; повышение качества профессиональной подготовки кадров и совершенствование их знаний и навыков, а также усиление служебной дисциплины.

Развитие аналитической работы так же является ключевым аспектом совершенствования ТК ПВТ. Таким образом, аналитическая работа должна основываться на исследовании практики применения методов анализа в обобщении информации, которая имеется в распоряжении таможенных органов.

Применение комплексного анализа позволит производить выбор объектов и предметов ТК ПВТ, а также устанавливать категории участников внешнеэкономической деятельности, выявляя лиц, в отношении которых таможенный контроль после выпуска невозможен.

Стоит отметить, что применение современных информационных технологий и автоматизация деятельности не только позволят улучшить показатели эффективности работы самих таможенных органов РФ, но и создадут комплексную систему учета и анализа участников внешнеторговой деятельности, уменьшив субъективизм при принятии решений должностными лицами таможенных органов Российской Федерации. Таким образом, с помощью современных информационных технологий будет более эффективно осуществляться информационно-аналитическое обеспечение.

Литература:

  1. Агапова А.В. Развитие методики контроля таможенной стоимости ввезенных товаров с использованием методов аудита // Право и экономика. 2014. № 6 (315). С. 68-72.
  2. Агапова А.В. Контроль таможенной стоимости ввезенных товаров с использованием методов аудита // Управленческий учет. 2014. № 10. С. 77-83.
  3. Агапова А.В. Таможенный контроль на основе методов аудита // Право и экономика. 2013. № 5 (303). С. 64-67.
  4. Костин А.А., Костина О.В. Правовые и организационные основы совершенствования таможенного контроля в ЕАЭС / Актуальные проблемы развития таможенного дела: Сборник материалов научно-практической конференции факультета таможенного дела. М, 2016. С. 26-29.
  5. Костин А.А., Костина О.В. Современные тенденции развития системы таможенного контроля // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 15. С. 2076-2080.
  6. Мясоедова Е. С., Савенкова К. А. Становление института таможенного контроля после выпуска товаров // Молодой ученый. 2016. №10.1. С. 47-50.
  7. Таможенный аудит: готовимся к проверке // Таможенное обозрение. 2015. № 1.
  8. Таможенный контроль после выпуска товаров: итоги прошедшего года и новые перспективы // Корпоративный юрист. 2015. №4.
  9. Черёмухина А. В. Совершенствование методических основ таможенного контроля после выпуска товаров на основе разработки концепции целенаправленного отбора объектов таможенных проверок: Автореф. … дис. канд. экон. наук. М., 2013. 31 с.
Основные термины (генерируются автоматически): таможенный контроль, выпуск товаров, орган, лицо, аналитическая работа, нормативно-правовое регулирование, дальнейшее развитие, Российская Федерация, таможенная проверка, таможенное декларирование.


Ключевые слова

Таможенный контроль, таможенный контроль после выпуска товаров, таможенный аудит, посттаможенный контроль

Похожие статьи

Направления совершенствования таможенного контроля после...

Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование; перемещение товаров через таможенную границу; проверочные мероприятия; таможенный контроль; таможенная проверка; таможенный контроль после выпуска товаров.

Оценка результатов таможенного контроля после выпуска...

За последние годы произошли изменения во внешней торговле Российской Федерации, затронувшие многие существовавшие ранее тенденции и закономерности. В первую очередь это изменение структуры внешнеторгового оборота...

Таможенная проверка: организационный и правовой аспекты

таможенный контроль, таможенная проверка, выпуск товаров, Таможенный кодекс, проверяемое лицо, проведение, выездная таможенная проверка, таможенное декларирование, лицо, орган.

Становление института таможенного контроля после выпуска...

Таможенное регулирование — это правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, их перевозкой по единой таможенной территории Союза под таможенным контролем, временным хранением...

Таможенный контроль после выпуска товаров: современные...

таможенный контроль, выпуск товаров, таможенное законодательство, Российская Федерация, Россия, межведомственное взаимодействие, Евразийский экономический союз, внешняя торговля...

Таможенный контроль: понятие, виды, формы и методы

Ключевые слова: таможня, таможенный контроль, таможенный контроль после выпуска товаров. Нормативное регулирование порядка проведения таможенного контроля определяется главой 15 ТК ТС и главой 19 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ...

Стратегические направления совершенствования таможенного...

таможенный контроль, выпуск товаров, таможенная проверка, таможенный досмотр, Российская Федерация, Россия, таможенное регулирование, таможенное администрирование, Инструкция, таможенный орган.

Анализ деятельности таможенных органов по осуществлению...

На современном этапе развития таможенного дела России таможенный контроль после выпуска товаров является достаточно эффективным механизмом защиты экономических интересов государства.

Проблемы организации таможенного контроля после выпуска...

таможенный контроль, выпуск товаров, Российская Федерация, использование СУР, Россия, орган, внешнеторговая деятельность, система ТК, СУРА, аналитическая работа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Направления совершенствования таможенного контроля после...

Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование; перемещение товаров через таможенную границу; проверочные мероприятия; таможенный контроль; таможенная проверка; таможенный контроль после выпуска товаров.

Оценка результатов таможенного контроля после выпуска...

За последние годы произошли изменения во внешней торговле Российской Федерации, затронувшие многие существовавшие ранее тенденции и закономерности. В первую очередь это изменение структуры внешнеторгового оборота...

Таможенная проверка: организационный и правовой аспекты

таможенный контроль, таможенная проверка, выпуск товаров, Таможенный кодекс, проверяемое лицо, проведение, выездная таможенная проверка, таможенное декларирование, лицо, орган.

Становление института таможенного контроля после выпуска...

Таможенное регулирование — это правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, их перевозкой по единой таможенной территории Союза под таможенным контролем, временным хранением...

Таможенный контроль после выпуска товаров: современные...

таможенный контроль, выпуск товаров, таможенное законодательство, Российская Федерация, Россия, межведомственное взаимодействие, Евразийский экономический союз, внешняя торговля...

Таможенный контроль: понятие, виды, формы и методы

Ключевые слова: таможня, таможенный контроль, таможенный контроль после выпуска товаров. Нормативное регулирование порядка проведения таможенного контроля определяется главой 15 ТК ТС и главой 19 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ...

Стратегические направления совершенствования таможенного...

таможенный контроль, выпуск товаров, таможенная проверка, таможенный досмотр, Российская Федерация, Россия, таможенное регулирование, таможенное администрирование, Инструкция, таможенный орган.

Анализ деятельности таможенных органов по осуществлению...

На современном этапе развития таможенного дела России таможенный контроль после выпуска товаров является достаточно эффективным механизмом защиты экономических интересов государства.

Проблемы организации таможенного контроля после выпуска...

таможенный контроль, выпуск товаров, Российская Федерация, использование СУР, Россия, орган, внешнеторговая деятельность, система ТК, СУРА, аналитическая работа.

Задать вопрос