Библиографическое описание:

Ширнина Е. А. Совершенствование таможенного декларирования в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза // Молодой ученый. — 2017. — №13.1. — С. 55-57. — URL https://moluch.ru/archive/147/41412/ (дата обращения: 23.05.2018).



Ключевые слова: таможенное декларирование, Евразийский экономический союз, ТК ЕАЭС, таможенные операции, электронная форма декларирования, отказ в регистрации таможенной декларации.

Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС, Союз) начал функционировать с 1 января 2015 года. 26 декабря 2016 года главы государств-членов ЕАЭС подписали Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС, Кодекс). Вступление его в силу планируется не ранее 1 июля 2017 года. Однако уже сейчас в результате анализа норм утвержденного проекта ТК ЕАЭС видны существенные отличия от действующего Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее – ТК ТС, Таможенный кодекс).

Значимые нововведения затронули область декларирования товаров. В первую очередь, расширился список сведений, которые должны содержаться в декларации на товары [1, ст. 106]. К новым обязательным сведениям относятся: информация о товарном знаке, наименовании места происхождения товара, являющемся объектом интеллектуальной собственности, цене в соответствии с коммерческими документами. Кроме этого необходимо указывать сведения не только о декларанте, таможенном представителе, отправителе и получателе товаров, но и о продавце и покупателе товаров. Что касается сведений, указываемых в транзитной декларации, то они останутся неизменными.

В действующем ТК ТС в пункте 3 статьи 179 указано, что таможенное декларирование может производиться как в письменной, так и в электронной формах [2]. Однако письменная форма все же являлась продолжительное время обязательной, а электронная – некой альтернативой, выбор которой осуществлял декларант [3, п. 4 ст. 322]. Но с 1 января 2014 года таможенное декларирование товаров стало в основном проводиться в электронной форме. Так, доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общем количестве оформленных деклараций на товары, при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях, в 2016 году составила 99,95 % [4]. С вступлением в силу ТК ЕАЭС таможенное декларирование будет осуществляться декларантом или таможенным представителем лишь в электронной форме [1, ст. 104].

Применение письменной формы возможно только в отношении товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки, товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в случае помещения товара под таможенную процедуру таможенного транзита, а также при использовании транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве таможенной декларации и в других случаях, установленных Евразийской экономической комиссией и законодательством государств-членов о таможенном регулировании [1, п. 4 ст. 104]. Однако нельзя лишить декларанта возможности подачи декларации, поэтому при невозможности использования электронной формы в связи с техническими проблемами, у него есть право на подачу таможенной декларации в письменной форме [5, с. 45-48].

Применение электронного декларирования стало основой для внедрения новых перспективных таможенных технологий. Необходимо подчеркнуть, что в новом Кодексе содержится положение о возможности совершения отдельных таможенных операций посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов [1, ст. 82]. Данная норма позволяет применять технологию автоматической регистрации таможенной декларации, поданной в виде электронного документа, без участия должностного лица таможенного органа, что, безусловно, позволит сократить время совершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием. Так уже в 2016 году было автоматически зарегистрировано более 520 тысяч деклараций на товары (далее – ДТ) (в 2015 году – около 110 тысяч ДТ), в том числе 478,6 тысячи ДТ – поданных в соответствии с таможенной процедурой экспорта, 36,9 тысячи ДТ – в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления и 4,8 тысячи ДТ – в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны (в части Калининградской области) [4].

Также усовершенствованы положения, касающиеся порядка изменения и дополнения заявленных сведений и отзыва таможенной декларации. Для этих целей в статьях 112 и 113 ТК ЕАЭС предлагается использовать как письменный, так и электронный вариант подачи мотивированного обращения декларанта.

В статье 183 ТК ТС установлено, что при подаче таможенной декларации необходимо представить таможенному органу все имеющиеся у декларанта документы, на основании которых она заполнена. Перечень этих документов также определяется Таможенным кодексом, однако указано, что при применении электронного декларирования их число может сократиться [2, п. 2 ст. 183].

Нововведением в ТК ЕАЭС является то, что при подаче декларации на товары теперь не нужно представлять документы, подтверждающие заявленные в ней сведения [1, п. 5 ст. 109]. Однако на момент подачи таможенной декларации такие документы должны быть в наличии у декларанта, за исключением случаев, установленных правом ЕАЭС. В связи с этим в литературе высказывается мнение о том, что с точки зрения временных и трудозатрат при подготовке к процессу помещения товара под таможенную процедуру «мало что изменится», так как в любом случае придется подготавливать пакет документов, сопровождающих подачу декларации [6, с. 4-5].

Следует отметить, что вступление нового Кодекса в силу влечет за собой изменение срока регистрации или отказа в регистрации таможенной декларации таможенным органом. Ранее этот срок составлял максимум 2 часа с момента подачи таможенной декларации. С момента вступления в силу ТК ЕАЭС он сократится до 1 часа. В ТК ЕАЭС также уточнены основания для отказа в регистрации таможенной декларации: не соблюдена форма таможенного декларирования; структура и формат электронной таможенной декларации или электронного вида письменной таможенной декларации не соответствуют установленной форме; не соблюдены особенности таможенного декларирования товаров. В ТК ЕАЭС правовая норма об оформлении отказа в регистрации таможенной декларации, если это предусмотрено законодательством государств-членов о таможенном регулировании, дополняется обязательством таможенного органа указать рекомендации по устранению причин, послуживших основанием для отказа [1, п. 6 ст. 111].

В статье 194 ТК ТС установлены особенности таможенного декларирования товаров в исключительных случаях. Однако подробная информация в 27 главе Таможенного кодекса имеется лишь о предварительном таможенном декларировании. Иные особенности установлены на уровне национального законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании [3], которые теперь будут раскрыты в новом Кодексе:

− статья 114. Предварительное таможенное декларирование;

− статья 115. Неполное таможенное декларирование;

− статья 116. Периодическое таможенное декларирования;

− статья 117. Особенности таможенного декларирования товара, перемещаемого через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде.

В заключение следует выделить основные нововведения проекта ТК ЕАЭС, касающиеся таможенного декларирования товаров и таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией и отзывом таможенной декларации, изменением (дополнением) сведений, заявленных в таможенной декларации:

1) оптимизация перечня сведений, которые указываются в декларации на товары;

2) приоритет электронного таможенного декларирования и применение письменного декларирования лишь в исключительных случаях;

3) закрепление возможности совершения отдельных таможенных операций, связанных с таможенным декларированием, посредством информационной системы таможенных органов без непосредственного участия должностных лиц;

4) возможность подачи таможенной декларации без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена;

5) уменьшение срока регистрации или отказа в регистрации таможенной декларации таможенным органом;

6) унификация подходов к неполному и периодическому таможенному декларированию [8, с. 202].

Данные положения, закрепленные в ТК ЕАЭС, являются новыми в правовом регулировании порядка совершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием товаров, но они частично уже были реализованы таможенными органами государств-членов Союза на практике, поэтому результат от вступления их в силу должен быть положительным.

Литература:

  1. Распоряжение от 12.08.2016 № 13 «О проекте Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: https://docs.eaeunion.org/docs/ru-ru/01411004/ico_15082016_13 (дата обращения: 21.03.2017).
  2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010. № 50. Ст. 6615.
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010. № 48. Ст. 6252.
  4. Отчет об исполнении основных показателей работы таможенных органов Российской Федерации за IV квартал и 2016 год // Официальный сайт Федеральной таможенной службы. Сведения о деятельности ФТС России. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=24823:-iv-2016-&catid=565:2016-&Itemid=2677 (дата обращения: 22.03.2017).
  5. Искоскова М.В. Электронное декларирование в новом кодексе // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2015. №1-2. С. 45-57.
  6. Баландина Г.В. Кодекс возможностей // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2017. № 2. С. 3-18.
  7. Гревцева Л.Г., Аносов А.В. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: возможности и перспективы // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. 2015. №5. С. 198-203.
  8. Moskalenko O.A., Kostin A.A., Kostina O.V. Transformation of Russian Customs Policy in modern conditions / Science, Technology and Higher Education: Materials of the III international research and practice conference. Westwood, 2013. С. 245-251.
Основные термины (генерируются автоматически): таможенной декларации, ТК ЕАЭС, регистрации таможенной декларации, подачи таможенной декларации, таможенной декларации таможенным, ТК ТС, таможенного декларирования, таможенное декларирование, таможенном регулировании, таможенных операций, таможенной процедурой, декларации таможенным органом, таможенного декларирования товаров, Российской Федерации, подаче таможенной декларации, подачу таможенной декларации, отзыва таможенной декларации, качестве таможенной декларации, письменной таможенной декларации, электронной таможенной декларации.


Ключевые слова

Евразийский экономический союз, таможенное декларирование, таможенные операции, ТК ЕАЭС, электронная форма декларирования, отказ в регистрации таможенной декларации

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос