Развитие рынка рекламы в Республике Саха (Якутия)
Автор: Андросова Аграфена Анатольевна
Рубрика: 11. Маркетинг, реклама и коммуникации
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, февраль 2017)
Дата публикации: 26.01.2017
Статья просмотрена: 594 раза
Библиографическое описание:
Андросова, А. А. Развитие рынка рекламы в Республике Саха (Якутия) / А. А. Андросова. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/220/11776/ (дата обращения: 17.12.2024).
Как всем известно маркетинг, как направление экономики, достаточно молодая наука. Сначала разберемся, когда же появился маркетинг в нашей стране? Существует несколько периодов развития маркетинга в нашей стране (начиная с 1880 года) с определенными интервалами. В 1992–1993 гг. экономика России потерпела изменения, которые позволяют говорить о начале нового этапа в развитии Российского маркетинга. Как раз в то время и появилась потребность в профессиональных маркетологах.
В нашей республике маркетинг появился с начала 2000х г. В то время открылась кафедра «Маркетинга и экономики» в Финансово-Экономическом институте, задачей которой было подготовка высококвалифицированных специалистов в области организации рыночной деятельности предприятия. После распада СССР постепенно в нашей столице, да и в других районах республики, стало развиваться предпринимательство, которое нуждалось в использовании маркетинга. Все существующие организации задумались о реконструкции основ управления, которую можно связывать с менеджментом и маркетингом. Стала проявляться концепция совершенствования сбыта, предприятия стали рекламировать свои товары и услуги через СМИ, посредством спонсорства и т. п.
Маркетинг является одним из самых важных составляющих в процессе управления проектом. Ведь будущий успех проекта во многом зависит именно от правильно разработанного маркетингового плана. При наличии инновационной идеи недостаточно просто реализовать ее, а необходимо все правильно рассчитать. В первую очередь необходимо выявить «А будет ли спрос на данный товар(услугу) на рынке. Если реализовать идею, при этом не проанализировав потребности потенциальных потребителей, может оказаться, что никому данный товар (услуга) не нужен, даже если он интересный и инновационный. Также немаловажно изучить конкурентов: выявить их сильные, слабые стороны, возможности и угрозы внешней среды и понять выдержите ли конкуренцию, нужно показать отличительные преимущества от них. Маркетинг проектов одними исследованиями не заканчивается. Необходимо разработать стратегию маркетинга, т. е. какие шаги предпринять, чтобы реализовать данный товар (услугу). На этом этапе продумывается каким образом, за какую цену, через какие каналы будет продаваться данный товар (услуга).
И, пожалуй, одним из самых важных инструментов маркетинга проекта является правильно разработанная рекламная кампания. Реклама в 21 веке занимает большое место в нашей повседневной жизни. Так или иначе человек каждый день сталкивается с огромным потоком информации: наружная реклама, теле- и радиореклама, реклама в печатных изданиях, в Интернете и т. п. В наши дни большинство потребителей обычно узнают о какой-нибудь организации и его мероприятии из рекламы. Поэтому необходимо правильно разработать каналы распределения рекламы, чтобы достичь максимально эффективного результата.
Прошло много лет и сейчас на улицах города практически на каждом шагу можно увидеть множество баннеров и реклам различных предприятий. (Информация об открытии новой организации, о проведении акций и скидок, о их месторасположении и графике работы) Благодаря СМИ, я думаю, концепция совершенствования сбыта в нашей республике достаточно развита. На данный момент в Якутске есть много предприятий, которые работают в сфере маркетинга и маркетинговых исследований. Также всегда можно увидеть в объявлениях о том, что требуются маркетологи. Это говорит о том, что предприятия стали задумываться о потребности в маркетологах. С недавних пор организации стали делать опросы о потребностях потребителей. (Потребительская концепция) Множество имеют свой сайт или страницу в социальных сетях, где потребитель может узнать различные информации.
Реклама — распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. [1, с. 21]
Задача рекламы — информировать, убеждать, напоминать, побуждать к совершению покупки, стимулировать повторную покупку товара. В этом и состоит влияние рекламы на продажу. Задача маркетинга — разрабатывать решения. Задача рекламы — эти решения разъяснять потребителю.
Функции рекламы определяются поставленными перед ней целями и задачами. Выделяют 5 основных функций рекламы:
1) Информационно-просветительская, информирующая покупателей о новых товарах и услугах;
2) Социально-культурная, способствующая развитию и укреплению эстетических норм поведения и жизни общества;
3) Организаторская, влияющая на организацию жизни общества в определенных сферах жизни;
4) Экономическая, стимулирующая сбыт товара и способствующая росту прибыли;
5) Контролирующая процессы создания предпочтений определенных групп потребителей к товарам различного ассортиментов. [2, с. 9]
Реклама может быть телевизионной, печатной (газеты, журналы), визуально-передвижной (автобусы, метро), рекламой прямой почтой или почтовым заказом, радиорекламой, рекламой через компьютерные сети (Интернет). [3, с. 181]
Реклама на телевидении. Телевидение — самое разностороннее из рекламных средств. Телевизионная реклама самая дорогостоящая, самая престижная и массовая. Особенность телевизионной рекламы заключается в том, что ей присущи сочетания звукового и зрительного воздействия, огромные по сравнению с другими рекламными средствами. [4, с. 94]
Наружная реклама, называемая среди рекламистов «наружкой», является особым направлением в сфере рекламных услуг. Во-первых, уличное объявление увидят тысячи жителей города, многие из которых ищут именно «что-то в этом роде». Во-вторых, наружная реклама опирается на самые разные способы воздействия на потребителей, включающие такие изобразительные средства, как краски, пластик, металл, стекло, иногда древесина, электрический свет (в том числе «неон»). [5, с. 5]
Прямая почтовая рассылка представляет собой адресное распространение рекламных материалов среди потенциальных покупателей. К преимуществам рассылки можно отнести то, что рекламные тексты, во-первых, прочитываются практически всеми получателями, во-вторых, они лучше запоминают прочитанное и, в-третьих, прямая почтовая рассылка осуществляется, как правило, скрытно от завистливых взглядов конкурентов, что не позволяет им предпринять адекватные рекламные и иные меры. [6, с. 411]
Сеть Интернет — новое средство коммуникации, представляемое коммуникационной моделью «многие—многим», в основе которой лежит pull-модель получения информации потребителями. Кроме того, сеть Интернет является гипермедийным способом предоставления информации, значительно отличающимся от традиционных средств массовой информации интерактивной природой, высокой гибкостью и масштабностью. [7, с. 56]
С целью изучить из каких источников потребители узнают об организации или о каком-нибудь товаре (услуге) было проведено анкетирование на сайте survio.com среди жителей РС(Я).
Анкета заполнялась респондентами в течение трех дней и включала в себя 3 вопроса. Проведен анализ полученных данных:
Всего в опросе участвовали 1110 респондентов. Как показали результаты анкетирования, большую часть опрошенных составляют женщины — 67,83 % (736 чел.), а мужчины — 32,17 % (349 чел.). Из них в возрасте «менее 35 лет» — 51,76 % (559 чел.), «от 35 до 55» — 37,34 % (404 чел.), «от 56 и выше» — 10,90 % (119 чел.).
Самый главный вопрос анкеты под номером 3: «Из каких источников обычно узнаете об организации или о каком-нибудь товаре (услуге)?»
− Лидирует ответ — «Whatsapp» — 32,29 % (426 чел.);
− «Соц.сети» — 21,30 % (281 чел.);
− «Якутск Вечерний» (местная газета) — 11,83 % (156 чел.);
− «НВК Саха» (местное ТВ) — 8,87 % (117 чел.);
− «Сайт ykt.ru» — 6,9 % (91 чел.);
− «Кыым» (местная газета) — 4,17 % (55 чел.);
− «Баннеры на улице» — 3,64 % (48 чел.);
− «Саха 24» (местная ТВ) — 3,26 % (43 чел.);
− «Флаер» — 2,96 % (39 чел.);
− «Афиша» — 2,51 % (33 чел.);
− «Другое» — 1,28 % (17 чел.);
− «Видеоролик на к/т «Центральный»» — 0,99 % (13 чел.).
Из этого следует, что продавцам выгоднее продвигать свой товар (услугу) через соц. сети. Большим плюсом является количество потенциальных потребителей, так как почти все, от малого до старого, пользуются соц. сетями. А самое главное через соц. сети продвигать свой товар (услугу) можно абсолютно бесплатно и не выходя из дома. В нашей республике популярны следующие социальные сети: vk.com, facebook.com, twitter.com. А также приложения для смартфонов с элементами социальной сети — WhatsApp и Instagram. Пожалуй, все пользуются первым приложением, даже люди в возрасте до 60–65 лет даже больше.
Хотела бы отметить следующие средства рекламы:
− Ykt.ru — главный портал Якутии, который объединяет множество сайтов, мобильных сервисов, блогов. Количество посетителей в сутки составляет порядка 170 тыс. чел.
− Телереклама также является самым распространенным и эффективным рекламным средством. ГБУ НВК «Саха» является одним из основных электронных средств массовой информации в РС(Я). Главным преимуществом является большой охват аудитории. НВК «Саха» транслируется во всех населенных пунктах РС(Я), что означает информирование жителей из улусов. «Саха 24» — городской канал, что означает информирование жителей г. Якутска.
Хотелось бы выделить самые главные проблемы в становлении маркетинга в РС(Я). Как я считаю, существует такая проблема, как неправильная интерпретация маркетинга. Маркетинговый отдел часто становится просто маленькой копией отдела сбыта, что неправильно. Самой главной проблемой, по-моему мнению, является недооценка предприятием значимости маркетинга. Этот отдел должен стоять наравне с главными отделами. Руководители не понимают, что с помощью маркетинга можно эффективно конкурировать на рынке. Еще одной проблемой является нехватка профессиональных, образованных маркетологов. В нашей республике просто негде учиться на маркетолога. К сожалению, организациям жалко тратить лишние деньги на содержание отдела маркетинга или на услуги маркетинговых исследований. Например, бывают случаи, что предприятие обращается за услугой проведения рекламной кампании, и, когда результат не дает ему значимой прибыли, он больше не готов платить дополнительные деньги за такие услуги.
На мой взгляд, проблемы развития маркетинга связаны прежде всего с тем, что Россия пока не перешла полностью на рыночную экономику в чистом виде, тогда как в развитых странах это наблюдается и они отводят маркетингу ведущую роль. В РС(Я) маркетинг постепенно развивается, но всё равно существует ряд проблем, которые тормозят его и которые необходимо решать.
Литература:
- Васильев Г. А. Основы рекламы: учеб. пособие для студентов вузов / Г. А. Васильев, В. А. Поляков. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2012. — 719 с.
- Васильева Е. А. Как сделать рекламу эффективной? 25 беспроигрышных идей: Практическое пособие / Е. А. Васильева — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К’», 2012. — 156 с.
- Годин А. М. Маркетинг: Учебник для бакалавров / А. М. Годин. — 11 е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — 656 с.
- Основы рекламы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ — Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 106 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8216.— ЭБС «IPRbooks» (дата обращения: 08.04.2015).
- Бердышев С. Н. Эффективная наружная реклама: Практическое пособие. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К'», 2012. — 132 с.
- Беляев В. И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В. И. Беляев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2010. — 680 с.
- Синяева И. М. Маркетинговые коммуникации: Учебник / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев; под ред. проф. Л. П. Дашкова. — 5-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К’», 2011. — 324 с.