В работе рассмотрено основное понятие маркетинговой стратегии. Изучены теоретические основы понятия продвижения товара, подробно описано понятие продвижения бренда. Выявлен объективный взгляд на знания и умения в области продвижения.
Ключевые слова: бренд, конкуренция, бизнес-среда, маркетинг, потребитель, маркетинговые цели, рынок.
Маркетинг сегодня является очень важной функцией управления предприятиями и требует продуманного подхода. Маркетинг охватывает большое число функций бизнеса и занимает ключевое место в управлении компанией. «Маркетинг — это предпринимательская деятельность, которая связана с направлением потока товаров и услуг от производителя к покупателю (потребителю)». Данное определение акцентирует внимание на том, что маркетинговая деятельность направлена на получение производителем максимальной выгоды посредством комплексного подхода к удовлетворению потребительскихпредпочтений.
Цель организации маркетинга — поддержание или изменение маркетинговых позиций компании. Исследована основная роль продвижения в современных условиях. Рассмотрено понятие «маркетинг» и определены его основные характеристики, выявлена роль и специфика реализации маркетинговой деятельности. Особое внимание уделяется обратной связи с внешней и внутренней средой.
Существует четыре основных вида продвижения услуг на рынок, посредством которых организация может создавать свое информационное поле и выстраивать коммуникационный процесс. К ним относят персональные продажи, стимулирование сбыта, рекламу и PR. Каждый из этих видов следует рассматривать отдельно, так как они служат разным целям и приводят к определенным результатам при различных затратах и усилиях. Исследована общая характеристика маркетинговой стратегии и маркетингового планирования товара на рынок. Также рассматривается структура продвижения на рынок в экономики Казахстана, учитывая аудиторию, вкусы и бренды. Разработаны рекомендации по развитию маркетинговой стратегии. Выявлены основные проблемы и пути их решения.
Действительно, при финансовом кризисе маркетинговая деятельность субъекта хозяйствования выступает как инструмент, способный к существенному повышению его прибыли с грамотной разработкой маркетинговой стратегии, а также тактики.
Исследования показывают, что главным фактором, препятствующим эффективной деятельности предприятий, является недостаточная разработка или отсутствие плана маркетинга, который охватывает все аспекты маркетинговой деятельности.
План маркетинга оказывает помощь в повышении эффективности работы предприятия за счет того, что четко определяет цели и методы их достижения, устраняет неясности и лишние действия, которые не влекут запланированных результатов. [1, c.52].
Маркетинг (английское слово «market» переводится как «рынок») — это рыночная управленческая концепция как производственно-сбытовой, так и научно-технической деятельности субъектов хозяйствования, цель которой — исследовать рынок, бизнес-среду, те или иные запросы потребителей, ориентировать выпускаемую продукцию (оказываемые услуги) на них [2, c.85].
Продвижение (от англ. promotion) — один из основополагающих компонентов комплекса маркетинга. Он входит в маркетинг-микс наряду с продуктом, местом и ценой, и основной целью его является повышение продаж за счет информирования и убеждения потенциального покупателя о продукте. То есть, продвижение можно понимать как основной инструмент манипулирования рынком для достижения целей организации. Это также находит подтверждение в работах Ж. Ж. Ламбена, который рассматривает продвижение как совокупность сигналов, которые исходят от организации в адрес клиентов, поставщиков, акционеров, органов управления и собственного персонала.
Итак, продвижение в маркетинге — это коммуникационный процесс, который включает в себя различные формы сообщений. Это процесс также называют маркетинговыми коммуникациями. Многие авторы, отмечают, что эти два понятия синонимичны и требуют интеграционного междисциплинарного подхода, так как включают в себя множество методов, инструментов и подходов. Маркетинговые коммуникации, по сути, это выстраивание особого организма, создание цельного пространства, которые в сочетании с целями и задачами фирмы, обеспечивают ее развитие и функционирование на конкретном рынке.
Существует четыре основных вида продвижения услуг на рынок, посредством которых организация может создавать свое информационное поле и выстраивать коммуникационный процесс. К ним относят персональные продажи, стимулирование сбыта, рекламу и PR. Каждый из этих видов следует рассматривать отдельно, так как они служат разным целям и приводят к определенным результатам при различных затратах и усилиях. Применение того или иного вида продвижения следует выбирать исходя из параметров конкретного продукта, рынка и организации, после тщательного и всестороннего анализа
Маркетинговые цели — создание спроса, его стимулирование, принятие обоснованных решений в сфере управления, планов деятельности субъекта хозяйствования, повышение прибылей, объема продаж и доли рынка [3, c.17].
Суть современной маркетинговой концепции — знание спроса покупателей и его будущего изменения должно выступать как основа продвижения продукции на новый рынок. Помимо этого, необходимо определять неудовлетворенные запросы потребителей, чтобы направить производство на их удовлетворение.
Целевая аудитория — это группа людей, получающих маркетинговые обращения и имеющих возможность положительно (или отрицательно) реагировать на них»
Реклама является наиболее эффективным методом для коммуникации единовременно с большой аудиторией. При этом расходы на рекламу, в зависимости от вида, могут быть сравнительно низкими. Реклама может использоваться для множества различных целей организации. Только ее существование может оказать ощутимое влияние на продажи и отношение потребителей. Это связано с тем, что многие заведомо считают, что компании, имеющие возможность широко рекламировать свой товар или услугу, обладают большими ресурсами и выпускают качественный продукт, иначе они не стали бы так активно расходовать средства на его продвижение. Обычно, основными целями рекламы являются информирование, убеждение или напоминание. Цели отличаются в зависимости от продукта и этапа его жизненного цикла.
Информирующая реклама — это способ знакомства потребителя с продуктом, представление организации и создание впечатления. Также это возможность рассказать своим клиентам о своих предложениях, скидках и преимуществах перед конкурентами.
Также не стоит забывать и об интернет-маркетинге, который, хоть, и не включен в стандартную классификацию, с каждым днем становится все более и более активно используемым каналом коммуникации с потребителем. Причем, влияющий на него как «над», так и «под линией». То есть на современном этапе он является наиболее универсальным, прогрессивным и результативным инструментом.
Говоря о маркетинговых стратегиях продвижения бренда, следует отметить, что в широком в смысле в маркетинге «продвижение» выступает в качестве синонима «маркетинговые коммуникации» [4, c.8].
В разработке стратегии на потребительском рынке важным аспектом является постоянный диалог с конечным потребителем. Так после определения целей и задач, необходимо провести ситуационный анализ: изучить рынок, конкурентов и, в особенности, своего потребителя. Здесь на первый план выходят маркетинговые исследования, который позволяют проводить постоянный мониторинг клиентов, узнавать их предпочтения и проводить анализ изменения трендов и поведения.
Требуется осознавать, что, ни одна компания не может повлиять на весь рынок, удовлетворить все запросы потребителей. Преуспевание возможно исключительно при ориентации на конкретный рынок, где потребители с большей долей вероятности будут заинтересованы в ее маркетинговой программе
Маркетинговая стратегия продвижения представляет собой процесс разработки методов стимулирования сбыта. Кроме того, современный маркетинг определяет эту стратегию как комплекс продвижения, позволяющий осуществлять эффективное продвижение посредством использования различных средств рекламы, прямого маркетинга, персональных продаж, паблик рилейшнз.
Формирование стратегии продвижения на потребительском рынке предполагает изучение психологии и вкусов потребителя. Поэтому немаловажным аспектом является то, какую роль играет каждый конечный потребитель и его осознание, и восприятие бренда. Для этого продемонстрирована модель «consumer decision journey», которая выявляет новые возможности, каналы и точки соприкосновения для взаимодействия с клиентом на всех этапах.
Из сказанного можно заключить, что под понятием маркетинговой стратегии продвижения понимают составную часть маркетинговой стратегии, осуществление которой требуется для достижения поставленных целей маркетинговой стратегии.
Также, необходимо учитывать, что управление продвижением, а именно коммуникациями непременно должно носить интегрированный подход. Поэтому в постановке целей и задач для стратегии продвижения стоит иметь в виду дальнейшую эффективность стратегии. Эффективность в построении стратегии продвижения определяется тремя основными составляющими: коммуникационная эффективность, экономическая и социальная эффективность
Итак, разработка маркетинговой стратегии продвижения продукции на рынок– это процесс коммуникации с рынком, способ информирования общества о предприятии и его продуктах. На данный момент, это элемент комплекса маркетинга, который претерпевает самые серьезные и стремительные изменения.
Итак, в качестве продвижения маркетинга понимается логическая последовательность определенных видов деятельности, процедур, связанных с постановкой маркетинговых целей.
Выбор стратегий маркетинга, разработка мероприятий, направленных на их достижение за определенный период, в соответствии с предположениями о возможных будущих условиях продаж — это также деятельность, связанная с разработкой разных видов маркетинговых планов.
Литература:
- Ващекин Н. П. Маркетинг: учебник / Н. П. Ващекин. — Москва, 2018. — 312 с.
- Малхотра Н. Маркетинговые исследования / Н. Малхотра. — Москва: Дом Вильяме, 2018. — 280 с.
- Ковалев А. И. Маркетинговый анализ / А. И. Ковалев. — Москва: Центр экономики и маркетинга, 2016. — 120 с.
- Маркетинг: учебник, практикум и учебно–методический комплекс по маркетингу / Р. Б. Ноздрева. — Москва: Юристъ, 2017. — 568 с.