Услуга как частная форма экономического блага | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чернявский, А. Д. Услуга как частная форма экономического блага / А. Д. Чернявский. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 2-6. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/14/1609/ (дата обращения: 16.11.2024).

Целью экономической деятельности человека является получение полезного результата и удовлетворение потребностей, как себя, так и других людей. Для человека категория «благо» должна обладать как одним из свойств – «полезностью».

По Марксу категории представляют «общественно значимые, следовательно, объективные мыслительные формы»[1,с.86]. Характеризуя благо как экономическую категорию, Сорокин Т.А. отмечает, что «категории являются предельно общими понятиями в рамках данной предметной области, отражающими наиболее существенные и закономерные связи и отношения реальности….Экономические категории – это теоретические выражения (абстракции) общественных отношений производства» [2].

При этом благо, как результат действия его потенциального носителя на человека, объективно. На это указал в свое время представитель австрийской школы экономики К.Менгер: «Становится ли и при каких условиях вещь для меня полезной, становится ли и при каких условиях она благом, становится ли и при каких условиях благом хозяйственным…- все это так же не зависит от моей воли, как закон химии от воли химика-практика» [3,с.63].

Имеет место подразделение благ на экономические и неэкономические. При этом экономические блага – это те, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. их можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми ими потребностями людей. Неэкономические блага предоставляются природой без приложения человеком усилий, т.е. бесплатно. Эти блага существуют в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, солнечный свет и тепло, и т.д.).

Цитируя «Политику» Аристотеля, К.Менгер отмечает, что «предметы, которые обладают способностью быть поставленными в причинную связь с удовлетворением человеческих потребностей, мы называем полезностями; поскольку же мы познаем эту причинную связь и в то же время обладаем властью действительно применить данные предметы к удовлетворению наших потребностей, — мы называем их благами»[3,с.65].

На способности блага удовлетворять потребность человека делают акцент при определении этого понятия. Так А.Маршалл указывает: «Благом называют средство, которое прямо или косвенно удовлетворяет потребность человека»[4,с.112].

Развертывая приведенное выше перечисление свойств блага, К.Менгер определяет перечень условий, позволяющих отнести предмет к благу как наличие: «1) Человеческой потребности. 2) Свойств предмета, делающих его годным быть поставленным в причинную связь с удовлетворением этой потребности. 3) Познания человеком этой причинной связи. 4) Возможности распоряжаться предметом таким образом, чтобы действительно употреблять его для удовлетворения этой потребности»[3,с.66]. Одновременное выполнение всех условий позволяет отнести предмет к благу.

Соответственно, благо может быть как в материальной, так и нематериальной форме: «Я думаю, что всю совокупность благ должно скорее разделить на следующие две категории: с одной стороны, материальные блага … и с другой стороны — полезные человеческие действия»[3,с.70]. Здесь К.Менгер отмечает, что особенный «..научный интерес представляют еще те блага, которые некоторыми исследователями нашей науки объединяются в особую категорию благ под названием «отношений» (Verhaltnisse). Сюда относятся: фирмы, круг покупателей, монополии, права издания, патенты, вещно-промысловые права, авторские права; некоторые причисляют сюда отношения семьи, дружбы, любви, церковные и научные сообщества и т.д.Должно во всяком случае сознаться, что отнесение к благам некоторых из этих отношений не выдерживает строгой критики, но другая часть их, как, например, фирмы, монополии, права издания, круг покупателей и т.п., действительно представляют собой блага, в пользу чего говорит то обстоятельство, что мы встречаем их в большом изобилии в обороте»[3,с.68]. При этом К.Менгер обращает особое внимание на те нематериальные блага, которые устойчивы и часто встречаются в обороте и сегодня они называются экономическими институтами.

Если обратиться к аналогу понятия нематериальные блага, используемому в маркетинге, менеджменте, праве, то, как отмечает Т.А.Сорокин, «нематериальные блага – это услуги» [5,с.26]. Этот подход, когда между услугами и нематериальными благами ставится знак равенства, отличается от примененного Марксом в «Капитале». Поскольку Маркс рассматривает товарное капиталистическое производство, то он вынужден вынести для сохранения чистоты методологического подхода все экономические блага, которые не производятся в рамках данного способа производства в иную группу, которая в свою очередь, представлена двумя подгруппами.

Первая подгруппа, как вид нематериального производства, по К.Марксу: « …имеет своим результатом такие товары, такие потребительские стоимости, которые обладают самостоятельной формой как по отношению к производителю, так и по отношению к потребителю,– которые, следовательно, способны сохранять свое существование в промежутке времени между производством и потреблением и, стало быть, обращаться в течение этого времени как пригодные для продажи товары»[6,с.420].Эту форму производства Маркс относит к «переходной к капиталистическому производству формой», когда художники, ремесленники, мастера своего дела вступают в «отношение, не имеющее ничего общего с капиталистическим способом производства в собственном смысле слова и еще не подчиненное ему даже формально»[6,с.420].

Вторая подгруппа рассматривается К.Марксом как случай нематериального производства, где «произведенный продукт неотделим от того акта, в котором он производится, как это имеет место у художников – исполнителей, ораторов, актеров, учителей, врачей, попов и т.д.»[6,с.420].Этот нематериальный продукт представляет услуги. Они характеризуются совпадением момента их производства и потребления, т.е. их потребление происходит в течение отрезка времени, пока они оказываются потребителю.

Услуги как таковые значимое место в экономике ведущих капиталистических государств стали занимать со второй половины ХХ века. Сфера услуг становится ведущей в индустриально развитых странах, обеспечивая рост валового внутреннего продукта и трудоустройство населения. Предложение и продвижение к потребителю услуг теперь новой отраслью экономики – маркетингом.

При этом под услугой обычно понимаются «виды деятельности, не создающей материальных ценностей или самостоятельного материального продукта» [7,с.15]. И согласно ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 506-46-94 «Услуги населению. Термины и определения» и международному стандарту ИСО 9004-2 под услугой понимается результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя (заказчика), а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности заказчика. Основной акцент в характеристике услуги делается на отсутствие создания нового товара в материально-вещественной форме. Типичное содержание многочисленных определений «услуги» - это:

  • виды деятельности, в процессе которой не создается новый материально-вещественный продукт, но изменяется качество имеющегося;

  • блага предоставляемые в форме деятельности [8].

Причина наличия множества совершенно различных, на первый взгляд, определений услуги в литературе – это построение ее описания через набор, основных на взгляд каждого из авторов, свойств ее проявления. При этом почти такая же ситуация в литературе существует с определением, например, такого явления как «риск». Каждая из отраслей науки, изучающая его привносит свое, специфическое в создание литературного определения.

Еще более многочисленны, пожалуй, определения такого явления, как «маркетинг».

Существует два пути построения определения того или иного явления – это либо через набор основных проявлений его во внешнем мире, либо через набор элементов, связей, подсистем и их взаимодействия – с точки зрения системного подхода. Конечно, первый путь существенно проще, и при этом каждый из исследователей видит наиболее важные на его взгляд проявления в окружающем мире рассматриваемого явления. В итоге в литературе появляется не одна сотня определений рассматриваемого явления, представляющих те или иные его существенные черты по мнению того или иного авторы. Как пример в табл.1 представлены наиболее широко распространенные в России и за рубежом классификации услуг с выделением основных форм их реализации[9].


Таблица 1

Примеры наиболее распространенных классификаций услуг и основных форм их реализации

Классификация Всемирной торговой организации

Международная стандартная промышленная классификация (ISIC)

Классификация организации экономического сотрудничества и развития

Общероссийский классификатор услуг ОК-002




Бытовые

Деловые


Посредничество


Связь

Связь


Связь

Строительство и инжиниринг




Распределение

Склады, торговля, рестораны, гостиницы

Поставка, планирование поставок

Торговля, общественное питание, рынки, средства размещения

Образование



Образование

Финансовые


Банки, недвижимость, страхование, создание капитала

Банки, финансовое посредничество, страхование

Здравоохранение и социальные

Общественные, индивидуальные, социальные


Медицинские

Туризм и путешествия



Туристские

Отдых, культура, спорт



Культура, физкультура, спорт

Транспортные

Транспорт

Перевозки

Транспортные

Экология



Экология

Другие



Другие


Таким образом, если исходить из сопоставления «нематериального производства» у Маркса и существующих определений услуг, то понятие «услуга» – это вторая подгруппа нематериального производства по Марксу.

В свою очередь, сфера услуг представляется как «совокупность отраслей народного хозяйства и видов деятельности, оказывающих услуги материального и нематериального характера»[10, с.377].

Материальные услуги - услуги, обусловленные обслуживанием процесса производства, доведением готовых продуктов до потребителя: транспортировка, заготовка, хранение и др. Таким образом, материальные услуги тесно связаны собственно с материальным производством, и они могут менять положение товара в пространстве (транспортировка, логистика) и его принадлежность – торговля.

Нематериальные услуги определяются как услуги, несвязанные с товаром в его материальной форме. При этом затраты труда на осуществление нематериальных услуг не учитываются в стоимости товара: здравоохранение, образование, консультационные и банковские услуги и т.д.

Здесь следует отметить нематериальность услуги как таковой, а ее «материальный» или «нематериальный» характер – это дань специфике ее производства.

Как пример эклектического построения теоретического представления различия между товаром и услугой рассмотрим их анализ в работе «Маржинальная сущность услуги» [11]. Во-первых, автор, утверждает, что «услуга может быть определена как форма присвоения полезных свойств окружающего мира» [11, с.7]. Однако коль скоро он ведет речь об экономике, то очевидно, что понятие «экономика» гораздо уже понятия «окружающего мира».

И далее: «Нематериальность услуги гораздо глубже, она связана с субъективным характером восприятия полезных свойств вещи». Т.е. силой своего воображения мы можем заставить вещи (суть предметы окружающего нас мира) генерировать услуги. Ну, это уже чистейший философский идеализм, а не экономический анализ.

Более того, автор этой работы, по сути, ставит знак равенства между вещью и товаром, что также не годится для экономического анализа.

И далее: «Благо может быть полезно самыми разнообразными свойствами, в том числе и теми, которые никогда не будут востребованы человеком». Но ведь если свойства анализируемого объекта никогда не будут востребованы человеком, то на каком основании мы его назовем благом? Сошлемся в качестве доказательства этого вопроса в качестве уже утверждения на приведенные выше четыре условия отнесения предмета к экономическому благу [3,с.66] по К.Менгеру – одного из основоположников маржиналистской революции в экономике.

И еще: «Услуга – потребленная полезность». Но ведь вовсе необязательно, что индивид в результате процесса потребления сочтет услугу «полезностью»?

Можно согласиться с автором, что «благо теряет потребительные свойства в процессе своего служения человеку», однако с продолжением этой мысли – «но не исчезает полностью – материя не может быть уничтожена». Но ведь как только благо, например, вдыхаемый человеком воздух, потерял достаточно количество кислорода, он перестает быть благом в смысле «атмосферного воздуха», хотя и остается материальным.

Далее автор указывает, что «благо не может быть присвоено по частям». Однако присвоено, означает, что оно стало своим, т.е. собственностью. Если учесть, что благом могут быть вещи, по мнению автора, то приобретение вещи по частям вполне возможная процедура. При этом вещь может оказаться у владельца полностью, например, при покупке к кредит, лизинг. Может ли благо потреблено по частям? Конечно, для этого оно должно обладать свойством делимости.

Чрезвычайно смелым можно признать и утверждение автора: «Оценку экономического блага мы ведем не по его предельной полезности, а по потребительным стоимостям, т.е. по количеству благ данного рода. Напротив, услуга маржинальна по своей природе».

Это, во-первых, означает, что рост потребительной стоимости блага определяется просто количеством благ данного рода. Если учесть отсылку автора в этом месте к учебнику Нуреева Р.М. «Курс микроэкономики» с указанием страницы, то становится ясно, что автор заменил понятие стоимости набора благ понятием потребительной стоимости того же набора благ. Ясно, что это далеко не одно и то же.

Во-вторых, такой ход потребовался автору для утверждения, что «услуга маржинальная по своей природе». Здесь он уже противоречит и самим маржиналистам, которые куда более последовательны и не отказываются от предельной полезности экономического блага.

Говоря об эволюции понятия «услуга», автор замечает: «В классической политэкономии услуга обычно трактовалась как расходование блага. В неоклассике остается на уровне родового понятия – представления – присвоение полезных свойств вещи». Вообще-то в русском языке расходование, т.е. уменьшение блага, не то же самое, что потребление блага – услуги. Расходование указывает на вектор оттока услуги, а потребление – вектор притока услуги. Ну а «присвоение полезных свойств вещи» есть приобретение вещи в собственность (кражу мы не берем в расчет), но и вещи – это не только услуга.

Автор многозначительно замечает, что «существуют услуги труда, земли, капитала, предметов потребления». Этот ряд услуг, на мой взгляд, также близок к существующим категориям экономики, как услуга к присвоению полезных свойств вещи.

Подобного рода экономические рассуждения довольно часто можно встретить и сегодня, и они говорят о методологической непоследовательности их авторов, которая, на мой взгляд, является следствием слабого знания исторической эволюции экономической мысли.

Говоря об услугах, Маркс замечает: «Все эти проявления капиталистического производства в данной области так незначительны в сравнении со всем производством в целом, что могут быть оставлены совершенно без внимания» [6,с.421]. Причина такой «малозаметности» этой сферы нематериальных благ определяется тем состоянием и целями производства, которые были в его эпоху. Это происходит в эпоху первой промышленной революции. Промышленная революция (industrialrevolution) представляет революционные изменения в орудиях и в организации производства, которые привели к переходу от доиндустриального к индустриальному обществу. Классическим и наиболее ранним примером промышленной революции считается Англия конца конце XVIII - начале XIX вв., когда проходил процесс кардинальных изменений в материально-технической базе капиталистического производства. В результате этого революционного преобразования произошло становление машинно-фабричного производства. В XIX в. в своем наиболее развитом виде техническое оснащение капиталистического машинно-фабричного производства представляло собой совокупность технологических машин, приводимых в действие от одного центрального парового двигателя через разветвленную сеть передаточных механизмов.

Развитие технических средств и уровень производимых с их помощью экономических благ определяются социально-экономическими факторами, ростом общественных потребностей, которые постоянно возникают, расширяются и приходят в противоречие с достигнутым уровнем технического прогресса. Для становления машинной техники это положение было четко сформулировано К. Марксом: «Машинный труд как революционизирующий элемент непосредственно вызывается к жизни превышением потребности над возможностью удовлетворить ее прежними средствами производства. А само это превышение спроса [над предложением] возникло в результате открытий, сделанных еще на базе ремесла, а также как следствие основанной в период господства мануфактуры колониальной системы и этой системой до известной степени созданного мирового рынка» [12,с.461].

И только в дальнейшем «информационная экономика» на ступени постиндустриального общества будет иметь в качестве нематериального блага – информационное благо.

Отметим, что понятие информационная экономика — термин, используемый для обозначения двух понятий. Во-первых, информационная экономика есть современная стадия развития цивилизации, которая характеризуется преобладающей ролью творческого труда и информационных продуктов. Во-вторых, информационная экономика — это экономическая теория информационного общества [12].


Литература:

  1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.-1960.-Т.23.- 901с.

  2. Сорокин Т.А. Благо как экономическая категория в современной экономике. Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета.-2010.-№3.- С. 24-26.

  3. Менгер К. Основания политэкономии.-М.-2008.- 434с.

  4. Маршалл А. Принципы экономической науки.М.:Прогресс.-1993.- 994с.

  5. Сорокин Т.А. Благо как экономическая категория в современной экономике// Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета.-2010.-№3.-С.24-26.

  6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.-1960.-Т.26,ч.1.- 477с.

  7. Хлебович Д.И. Сфера услуг: маркетинг. М.:Кнорус.-2007.- 240с.

  8. Услуга. Википедия. Адрес:http:// ru.wikipedia.org/wiki/

  9. Миронова Н. Дифференцированный подход к маркетингу услуг. Адрес: http://www.marketologi.ru/lib/differ.html
  10. Политическая экономия: словарь/ под ред. М.И.Волкова.-М.:-1979- 463с.
  11. Дятел Е.П. Маржинальная сущность услуги/Известия УрГЭУ.-2010.- №2(28).- С.5 - 18.
  12. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.- 1960.- Т. 47.- 677с.
  13. Корнейчук Б. В. Информационная экономика. Учебное пособие. СПб.: Питер.- 2006.- 400 с.
Основные термины (генерируются автоматически): благо, услуга, Маркс, информационная экономика, нематериальное производство, полезное свойство вещи, причинная связь, вид деятельности, капиталистическое производство, промышленная революция.