Анализ практики администрирования налоговой задолженности
Авторы: Сулейманов Магомед Магомедович, Рашидова Зайнаб Камаладиновна
Рубрика: 15. Региональная экономика
Опубликовано в
Дата публикации: 04.06.2015
Статья просмотрена: 1133 раза
Библиографическое описание:
Сулейманов, М. М. Анализ практики администрирования налоговой задолженности / М. М. Сулейманов, З. К. Рашидова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 135-138. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/134/8243/ (дата обращения: 16.11.2024).
Налоговые органы по результатам камеральных и выездных налоговых проверок выявляют нарушения налогового законодательства, определяют сумму недоимки и размеры пеней и штрафов. С другой стороны эффективность контрольной работы налоговых органов может быть малорезультативной в силу того, что доначисленные суммы в ряде случаев невозможно взыскать. То есть, мы считаем, что деятельность налоговых органов должна быть не только эффективной, но и результативной. Особенно это касается сферы администрирования налоговой задолженности и выбора методов ее взыскания во взаимодействии с различными государственными органами власти. Действия налоговых органов по администрированию налоговой задолженности должны быть направлены на снижение накопленной и взыскание текущей налоговой задолженности с одной стороны, с другой- на широкое применение предусмотренных налоговым законодательством мер по ее регулированию в рамках норм налогового администрирования.
В настоящее время основной акцент в сфере администрирования налоговой задолженности делается на принудительные меры взыскания. При этом “...многие из них не лишены недостатков и негативно отражаются на эффективности урегулирования налоговой задолженности “. [2]
С другой стороны, много говорится о снижении налоговой нагрузки и упрощении налогового законодательства как факторах роста собираемости налоговых платежей.
Таблица 1
Структура и динамика задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ по РД за 2010–2013 гг.
№ п/п |
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
||||
Абс.сумма, млн. руб. |
Уд.вес, % |
Абс.сумма, млн. руб. |
Уд.вес, % |
Абс.сумма, млн. руб. |
Уд.вес, % |
Абс.сумма, млн. руб. |
Уд.вес, % |
||
1
2
3 |
Задолженность перед бюджетом, возможная к взысканию, млн. руб.
Задолженность перед бюджетом, невозможная к взысканию, млн. руб.
Всего задолженность, млн. руб. |
3473,5
29,8
3484,4 |
99,7
0,8
100,0 |
8212,7
79,0
8291,7 |
99,0
1,0
100,0 |
14027,1
48,5
14075,6 |
99,6
0,4
100,0 |
13895,2
60,4
13955,6 |
99,5
0,5
100,0 |
(Источник. Официальный сайт ФНС России www.nalog.ru. Раздел «Статистика», рубрика «Сводные данные по Ф.№ 4-НМ в разрезе субъектов РФ» (по состоянию на 18. 12 2014 г.).
Как видно из данных таблицы 1, удельный вес задолженности перед бюджетом, невозможная к взысканию колеблется в пределах от 0,8 % до 0,5 % за анализируемый период, при этом достигнув пикового значения в 1,0 % в 2011 году. Ввиду незначительности этих сумм как абсолютном выражении, так и по удельному весу, дальнейшее их рассмотрение с научно-практической точки зрения неактуально и не представляет для нас исследовательский интерес.
Поэтому перейдем к детальному анализу возможной к взысканию задолженности. Налоговая задолженность перед бюджетом, возможная к взысканию подразделяется на:
- задолженность по налогам и сборам;
- задолженность по пеням и налоговым санкциям;
Такая структура налоговой задолженности закреплена в разделах I и II отчета Ф. № 4-НМ ФНС России [1].
Динамика задолженности по налогам и сборам и её структура за анализируемый период представлена ниже (см. таблицу 3).
Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что на фоне незначительного снижения задолженности по налогам и сборам за 2012–2013 гг. возрастает сумма невозможной к взысканию задолженности. Так, за анализируемый период её величина возросла с 10,9 млн. рублей до 27,9 млн. рублей, то есть около 2,6 раза. При этом наблюдается снижение суммы недоимки (за 2012–2013 гг.) на фоне устойчивого роста урегулированной задолженности, величина которой возросла с 580,1 млн. рублей в 2010 году до 5995,2 млн. рублей в 2013 году.
Величина задолженности, невозможной к взысканию по судебным решениям колеблется в пределах 5,4 млн. рублей за последние годы, что наводит на мысль о необходимости выбора налоговыми органами иных инструментов взыскания налоговой задолженности.
Таблица 2
Структура и динамика задолженности по налогам и сборам в Республике Дагестан за 2010–2013 гг. /млн. руб./
№ п/п |
Показатели |
Годы |
||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
|||
1 |
Задолженность по налогам и сборам, всего |
2306,5 |
5733,6 |
9608,1 |
9540,5 |
|
из нее: -возможная к взысканию; |
2295,6 |
5714,1 |
9587,2 |
9512,6 |
||
в том числе: |
-недоимка |
1715,5 |
3634,3 |
5359,9 |
3517,4 |
|
-урегулированная задолженность |
580,1 |
2079,8 |
4227,3 |
5995,2 |
||
2 |
Задолженность по налогам и сборам, невозможная к взысканию, всего |
10,9 |
19,5 |
20,9 |
27,9 |
|
из нее: -задолженность, невозможная к взысканию по судебным решениям |
4,2 |
5,4 |
5,5 |
5,4 |
||
-задолженность организаций, в отношении которых завершено конкурсное производство |
0,1 |
7,9 |
0,1 |
1,6 |
||
-задолженность ликвидируемых организаций |
6,6 |
6,2 |
15,3 |
20,9 |
(Источник. Официальный сайт ФНС России www.nalog.ru. Раздел «Статистика», рубрика «Сводные данные по Ф.№ 4-НМ в разрезе субъектов РФ».
Наиболее высокая активность по применению процедур банкротства была проявлена налоговыми органами в 2011 году, когда по результатам конкурсного производства образовалась задолженность, подлежащая списанию в сумме 7,9 млн. рублей, тогда как в другие годы анализируемого периода эта величина составляла: 2010 г. — 0,1 млн. рублей, 2011 г. -0,1 млн. рублей, 2013 г. — 1,6 млн. рублей.
Задолженность ликвидируемых организаций возросла с 6,2 млн. рублей в 2011 г. до 20,9 млн. рублей в 2013 г., что свидетельствует о предпочтениях налогоплательщиков ликвидировать организации по правилам гражданского законодательства (ГК РФ).
Из проведенного анализа можно заключить, что устойчивыми темпами возрастает величина урегулированной задолженности. В этой связи, попытаемся проанализировать её состав, структуру и динамику.
Таблица 3
Структура и динамика задолженности по налогам и сборам, возможной к взысканию в Республике Дагестан за 2010–2013 гг. /млн. руб/
Показатели |
Годы |
||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
||
Задолженность, возможная к взысканию, всего |
2295,6 |
5714,1 |
9587,2 |
9512,6 |
|
-из нее: |
1715,5
|
3634,3
|
5359,9
|
3517,4
|
|
1 |
Недоимка, всего в том числе: |
||||
-недоимка отсутствующих должников удельный вес, % |
38,6 2,2 |
37,2 1,0 |
2024,8 37,8 |
н/д1 — |
|
-недоимка организаций, находящихся в процедурах банкротства удельный вес. % |
93,7 5,5 |
18,2 0,5 |
1993,1 37,2 |
44,1 1,3 |
|
2 |
Урегулированная задолженность, всего в том числе: |
580,1
|
2079,8
|
4227,3
|
5995,2
|
-реструктурированная задолженность удельный вес, % |
105,3 18,2 |
98,8 4,8 |
86.3 2,1 |
91,6 1,5 |
|
-отсроченные (рассроченные) платежи удельный вес, % |
0 — |
0 — |
0 — |
0 — |
|
-задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства удельный вес, % |
115,2 19,8 |
824,6 40,0 |
3037,3 71,8 |
4925,6 82,2 |
|
-задолженность, взыскиваемая судебными приставами по постановлениям о возбуждении исполнительного производства удельный вес, % |
357,9 61,7 |
266,2 13,0 |
1103,6 26,1 |
969,6 16,2 |
|
-приостановленные к взысканию платежи удельный вес, % |
1,7 0,3 |
868,2 42,2 |
0 — |
8,4 0,1 |
(Источник. Официальный сайт ФНС России www.nalog.ru. Раздел «Статистика», рубрика
«Сводные данные по Ф.№ 4-НМ в разрезе субъектов РФ». Дата обращения 15 мая 2014 г.)
Из данных таблицы 3 видно, что в структуре недоимки удельный вес задолженности отсутствующих должников за 2010–2011 гг. не превышал 2,2 %, а в 2012 году её значение резко возросло до 37,8 % достигнув величины 2024,8 млн. рублей. С большой долей вероятности можно сделать вывод о невозможности её взыскания и необходимости принятия мер по её списанию, в том числе и путем применения упрощенной процедуры банкротства в отношении отсутствующих должников в соответствии с требованиями ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ.
С ростом объемов урегулированной задолженности в 10,3 раза за анализируемый период 2010–2013 гг., наблюдается снижение удельного веса реструктурированной задолженности с 18,2 % в 2010 г. до 1,5 % в 2013 году. При этом не применяется институт отсрочки и рассрочки, как формы регулирования налоговой задолженности (об это мы упоминали и в гл.1). Активизация процедур банкротства налоговыми органами Республики Дагестан как метод администрирования налоговой задолженности достаточно заметна. Так, задолженность, приостановленная к взысканию в связи с введением процедур банкротства возросла с 115,2 млн. рублей в 2010 году до 4925,6 млн. рублей, что в удельном весе от объема урегулированной задолженности составляет рост с 19,8 % до 82,2 %. Динамика урегулированной задолженности, взыскиваемой Службой судебных приставов по РД имеет противоречивый характер.
Подводя итоги анализа можно сделать следующие выводы:
1. В Республике Дагестан такие методы администрирования налоговой задолженности как отсрочка (рассрочка) не находят практического применения.
2. Основным методом администрирования налоговой задолженности в республике выступает применение процедур банкротства.
3. Взаимодействие со Службой судебных приставов в сфере взыскания налоговой задолженности носит непоследовательный, несистемный характер.
Литература:
1. Форма № 4-НМ Утверждена приказом ФНС России от 21.12.2012 г. № ММВ-7–1/960@.
2. Шумяцкий Р. И. Урегулирование налоговой задолженности организаций… Дис… канд. экон. наук.- Новосибирск, 2008.
1 Приказом ФНС России от 21 декабря 2012 г. форма отчета №4-НМ изменена. Так, с 2013 года в указанной форме отсутствует позиция "Недоимка отсутствующих должников". Вместо нее введена позиция "Недоимка организаций, не представляющих отчетность".