Оценка практической ситуации урегулирования налоговой задолженности хозяйствующих субъектов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 17.04.2017

Статья просмотрена: 878 раз

Библиографическое описание:

Маймур, Т. Д. Оценка практической ситуации урегулирования налоговой задолженности хозяйствующих субъектов / Т. Д. Маймур. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 420-425. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42007/ (дата обращения: 17.12.2024).



Важнейшее место в финансовой системе любого государства занимает бюджетная система. Основным источником доходов бюджета всех уровней являются налоги и сборы, а их собираемость является одним из основных показателей эффективности налоговой системы. Налоги являются тем системным элементом экономики, который определяет финансовое благополучие государства, а также тем фактором, который оказывает значительное влияние на экономическую ситуацию в целом. Таким образом, одной из основных задач налоговых органов на сегодняшний момент является создание условий для своевременного и полного внесения в бюджет законодательно установленных налогов и сборов.

На практике большой проблемой на пути решения данной задачи является существование у хозяйствующих субъектов налоговой задолженности, которая является одним из существенных дестабилизирующих социально-экономических факторов, поскольку ее значительная сумма существенным образом ограничивает объем финансовых ресурсов государства. Нормативно — правовое обеспечение урегулирования налоговой задолженности включает, помимо норм Налогового кодекса Российской Федерации, значительное количество подзаконных ведомственных, распорядительных актов, приказов, писем, принятых в основном ФНС России [2, с. 6].

Рассмотрев мнения различных авторов, можно прийти к выводу, что налоговая задолженность — это общий объем невыполненных обязательств по уплате законодательно установленных налогов и сборов, начисленных пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов, и присужденных штрафных санкций за нарушение налогового законодательства, который выражается в денежной форме. В аналитическом учете налоговых органов налоговая задолженность выступает как сумма задолженности по налоговым платежам в бюджет и задолженности перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям [1, с. 86].

Совокупная задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2016 года составила 1 235 млрд. рублей и за период с начала 2016 года выросла на 80 млрд. рублей, или на 7 процентов (рисунок 1).

C:\Users\6145~1\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image1.jpeg

Рис. 1. Динамика задолженности

Задолженность значительно в результате экономического кризиса, что подтолкнуло хозяйствующих субъектов к неуплате налогов или укрывательству фактических показателей финансово-хозяйственной деятельности. Рассматривая структуру совокупной задолженности по уровням бюджетной системы Российской Федерации, следует отметить, что по состоянию на 01.04.2016 на 79,5 млрд. рублей, или на 9,6 %, выросла по сравнению с 01.01.2016 задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации и составила 906,9 млрд. рублей. по пеням и налоговым санкциям выросла задолженность на 3 млрд. рублей, или на 1 %, и на 01.04.2016 составила 299,8 млрд. рублей (рисунок 2).

Рис. 2. Структура совокупной задолженности по уровням бюджетной системы Российской Федерации на 01.04.2016

Основными причинами образования задолженности являются неуплата платежей, доначисленных по результатам налоговых проверок, и неуплата текущих платежей.

Рост задолженности отмечается в 72 Управлениях ФНС России по субъектам Российской Федерации и 5 межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. Для возможности выявления причин высокого уровня налоговой задолженности проведем анализ структуры совокупной налоговой задолженности по основным отраслям на примере Оренбургской области. Для этого воспользуемся данными статистической отчетности по форме 4 — НОМ. Полученные расчеты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Совокупная налоговая задолженность вразрезе видов экономической деятельности на примере Оренбургской области

Основные виды экономической деятельности

Годы

Темп роста,%

2013

2014

2015

2014

2015

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

268059

401061

480943

149,62

119,92

Рыболовство, рыбоводство

109

112

1457

102,75

1300,89

Добыча полезных ископаемых

137367

148025

147763

107,76

99,82

Обрабатывающие производства

1002251

957957

1131832

95,58

118,15

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

37243

30800

32683

82,70

106,11

Строительство

800800

777374

780048

97,07

100,34

Оптовая и розничная торговля

888893

835472

1056715

93,99

126,48

Гостиницы и рестораны

6869

8747

13313

127,34

152,20

Транспорт и связь

321772

269867

311965

83,87

115,60

Финансовая деятельность

8089

9883

29920

122,18

302,74

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

311571

365447

495254

117,29

135,52

Государственное управление и обеспечение военной безопасности

228307

76863

2533

33,67

3,30

Образование

5098

14186

8261

278,27

58,23

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

16147

13394

1341

82,95

10,01

Остальные виды экономической деятельности

717257

889425

783112

124

88,04

Итого совокупная налоговая задолженность

4749832

4798713

5277140

101,03

109,97

Из данных таблицы 1 видно, что общая величина налоговой задолженности возрастает на протяжении всего рассматриваемого периода. Наибольший прирост задолженности в 2015 году наблюдался в такой отрасти, как «Рыболовство, рыбоводство». Здесь общая величина задолженности увеличилась на 1200,89 %. Такой рост, возможен в результате проведения в 2015 году комплексных выездных налоговых проверок предприятий данной отрасли за анализируемый период.

При оценке динамики совокупной налоговой задолженности по отдельным видам деятельности необходимо отметить, что процент прироста задолженности характерен для отрасли сельского хозяйства — одного из основного вида экономической деятельности региона. В 2014 году прирост задолженности составил 49,62 %, а в 2015 году — 19,92 % за счет начисления пени на доначисленные суммы налогов и сборов по результатам налоговых проверок и за счет списания безнадежной задолженности данной отрасли в 2015 году.

Совокупная налоговая задолженности значительно увеличивается на протяжении рассматриваемого периода по финансовой деятельности. В 2014 году прирост составил 22,18 %, а в 2015 году — 202,74 %. Такой значительный скачок является результатом финансового кризиса, который ограничил масштабы деятельности многих финансовых компаний в 2015 году.

Изменение совокупной задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Оренбургской области по основным налогам приведено в таблице 2.

Таблица 2

Структура налоговой задолженности по видам налогов исборов на примере Оренбургской области

Налог

Годы

Темп роста,%

Удельный вес,%

2014

2015

2014

2015

Налог на прибыль

808 763

569 948

-29,53

16,85

10,80

НДС

2 069 139

2 342 272

13,20

43,12

44,39

Платежи за пользование природными ресурсами

24 527

42 665

73,95

0,51

0,81

Остальные федеральные налоги и сборы

468 440

513 149

9,54

9,76

9,72

Региональные налоги и сборы

767 884

1 015 879

32,30

16,00

19,25

Местные налоги и сборы

431 586

541 356

25,43

8,99

10,26

Специальные налоговые режимы

228 374

251 871

10,29

4,76

4,77

Итого

4 798 713

5 277 140

9,97

100,00

100,00

Основной объем совокупной задолженности в бюджет Оренбургской области приходится на задолженность по налогу на добавленную стоимость, удельный вес которой составил 44,39 %. Удельный вес задолженности по налогу на прибыль составил 10,8 %, по платежам за пользование природными ресурсами — 0,81 %. Доля задолженности по региональным налогам и сборам составила 19,25 %, по местным налогам и сборам — 10,26 %.

Урегулирование налоговой задолженности традиционно осуществляется в две стадии: добровольной и принудительной. Добровольная стадия предполагает возможность хозяйствующего субъекта самостоятельно погасить неуплату по предъявленному требованию налогового органа. В рамках принудительной формы налоговый орган сам взыскивает задолженность, применяя методы взыскания, установленные НК РФ. Взыскание возникшей задолженности по налоговым обязательствам можно поделить на два этапа: первый — бесспорное внесудебное взыскание за счет денежных средств или имущества должника, второй — взыскание в судебном порядке за счет обращения в суд с иском о взыскании задолженности [4, с. 55].

В таблице 3 представлены сведения о результатах работы налоговых органов Оренбургской области по взысканию налоговой задолженности согласно статистической отчетности по форме 4 — ОР. Результативность бесспорного взыскания принудительной и обеспечительной форм механизма урегулирования налоговой задолженности зависит от сумм предъявленных требований. По Оренбургской области в 2015 году предъявлено требований на 7417606 тыс. руб., выставлено инкассовых поручений для списания задолженности безакцептным путем на сумму 2471349 тыс. руб., вынесено требований ареста имущества с санкции прокурора на 86518 тыс. руб., возбуждено ССП исполнительных производств о взыскании за счет имущества на сумму 1490411 тыс. руб., инициировано процедур банкротства на 388929 тыс. руб.

Таблица 3

Результаты работы налоговых органов Оренбургской области по взысканию налоговой задолженности

Показатель

Годы

2014, тыс. руб.

2015,

тыс. руб.

Предъявлено требований за минусом отозванных

5539203

7417606

Погашено по требованию

2167963

2811384

Выступило инкассовых поручений за минусом отозванных

2101097

2471349

Поступило со счетов налогоплательщиков, взысканных в бесспорном порядке

738149

913633

Вынесено постановлений о наложении ареста согласно ст.77 НК РФ

81446

86518

Погашено после получении постановления об аресте имущества

15637

26685

Возбуждено ССП исполнительных производств о взыскании за счет имущества

1186635

1490411

Погашено в результате проведения исполнительных действий

378225

501559

Возбуждено дел о несостоятельности (банкротстве) с участием уполномоченного органа

134514

388929

Поступило в ходе реализации процедур банкротства

46692

134199

Из данных таблицы 3 видно, что погашение задолженности за счет предъявления требований увеличивается. Возрастает количество дел о несостоятельности, увеличивается погашение задолженности за счет реализации процедур банкротства. Также наблюдается рост величины погашения задолженности в результате проведения исполнительных действий.

Для определения результативности принятых мер взыскания проведем сравнительное исследование принятых методов по отношению предъявленным требованиям за минусом отозванных и исполненных (таблица 4).

Таблица 4

Отношения методов взыскания кпредъявленным требованиям

Показатель

Годы

2014, тыс.руб.

2015, тыс.руб.

Предъявлено требований за минусом отозванных и исполненных, в млн. руб.

5539203

7417606

Выставлено инкассовых поручений за минусом отозванных, в млн. руб.

2101097

2471349

Доля инкассовых поручений от предъявленных требований, %

37,93

33,32

Вынесено постановлений о наложении ареста согласно ст. 77 НК РФ, млн. руб.

81446

86518

Доля постановлений на арест имущества с санкции прокурора от предъявленных требований, %

1,47

1,17

Возбуждено ССП исполнительных производств о взыскании за счет имущества, в млн. руб.

1186635

1490411

Доля возбужденных постановлений в ССП от предъявленных требований, %

21,42

20,09

Возбуждено дел о несостоятельности (банкротстве) с участием исполнительного органа, млн. руб.

247

560

Доля возбужденных процедур банкротства от предъявленных требований, %

0,004

0,008

Наиболее результативным является 2015 год, так как высокие показатели определили методы взыскания: по инкассовым поручениям 33,32 %, по возбужденным постановлениям ССП 20,09 %. Высокие показатели взыскания связаны с наиболее крупной суммой предъявленных требований в 2014 году. Арест имущества с санкции прокурора принимался все реже и реже с 1,47 % до 1,17 %. Динамика возбуждения дел о несостоятельности разнонаправлена, так в 2014 году это метод применялся реже, а в 2015 году стал применяться значительно чаще (с 0,004 % до 0,008 %).

Таким образом, возникновение налоговой задолженности является одним из проблемных участков современной экономической системы. Возрастание количества неплатежей в бюджет приводит к появлению множества негативных последствий как для государства, так и для общества в целом. Урегулирование налоговой задолженности осуществляется с использование различных методов, требующих дальнейшего совершенствования. В целях мобилизации налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и снижение размера задолженности, налоговыми органами проводятся комплекс мер принудительного взыскания налоговой задолженности в соответствии с главами 8–11 Налогового кодекса Российской Федерации. Наиболее результативным в 2015 году являлись методы взыскания: по инкассовым поручениям, по возбужденным постановлениям ССП, по возбужденным процедурам банкротства. В результате законодательных поправок механизма отсрочки, рассрочки налоговой задолженности, реализуемых через изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени и начисленных штрафов, можно существенно повлиять на снижение суммы совокупной задолженности, кроме того оказать заметную поддержку регионам в деле развития собственного производственного, научного потенциала и модернизации экономики.

Литература:

  1. Бондарь, O. A. Экономические предпосылки возникновения налоговой задолженности по Забайкальскому краю/ Бондарь О. А. // Молодой ученый, 2010. — № 7. -с. 86–88.
  2. Бондарь, О. А. Принципы реализации механизма урегулирования налоговой задолженности / Бондарь О. А. // Молодой ученый, 2010. — № 8–2. -c. 6–9.
  3. Грохотова, Н. В. Проблемы взыскания налоговой задолженности и пути их решения / Грохотова Н. В. // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление, 2015. — т. 1. — с. 95–101.
  4. Захарова, Т. С. Урегулирование налоговой задолженности (ключевые категории методики проверки деятельности налоговых органов) / Захарова Т. С., Пушин А. В.// Вестник АКСОР, 2013. — № 3 (27). — c. 55–61
  5. Миронова, И. Б. Управление налоговой задолженностью организации / Миронова И. Б., Пушкарёва М. А. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2014. — № 11–2. — С. 92–95.
  6. Федюкова, Н. В. Развитие системы урегулирования налоговой задолженности как следствие отрицательного воздействия на ход воспроизводственных процессов / Федюкова Н. В.// Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Экономика, 2015.- № 3 (5). — с. 39–45.
Основные термины (генерируются автоматически): налоговая задолженность, Оренбургская область, Российская Федерация, бюджетная система, налог, совокупная задолженность, сбор, совокупная налоговая задолженность, требование, экономическая деятельность.


Похожие статьи

Комплексная оценка экономической безопасности хозяйствующего субъекта

Изучение практики существующей оценки деятельности исполнительной власти субъектов РФ

Оценка эколого-экономической состоятельности субъектов в ходе проведения экологического аудита

Оценка эффективности внедрения риск-ориентированного подхода в систему налогового контроля Российской Федерации

Оценка предпосылок и перспективы развития контрактной системы в сфере закупок в Российской Федерации

Пути повышения результативности предпринимательской деятельности организации здравоохранения

Оценка функциональных резервов организма участников образовательного процесса

Анализ и пути повышения эффективности использования оборотных средств предприятия

Оптимизация экономической эффективности работы предприятия на примере имеющихся показателей деятельности

Анализ устойчивости финансового состояния предприятия с учетом воздействия внешних и внутренних факторов

Похожие статьи

Комплексная оценка экономической безопасности хозяйствующего субъекта

Изучение практики существующей оценки деятельности исполнительной власти субъектов РФ

Оценка эколого-экономической состоятельности субъектов в ходе проведения экологического аудита

Оценка эффективности внедрения риск-ориентированного подхода в систему налогового контроля Российской Федерации

Оценка предпосылок и перспективы развития контрактной системы в сфере закупок в Российской Федерации

Пути повышения результативности предпринимательской деятельности организации здравоохранения

Оценка функциональных резервов организма участников образовательного процесса

Анализ и пути повышения эффективности использования оборотных средств предприятия

Оптимизация экономической эффективности работы предприятия на примере имеющихся показателей деятельности

Анализ устойчивости финансового состояния предприятия с учетом воздействия внешних и внутренних факторов

Задать вопрос