Данное исследование посвящено анализу динамики уровня задолженности по налогам, сборам, а также страховым взносам в Российской Федерации в период с 2016 по 2018 годы.
Ключевые слова: налоговая задолженность, налогоплательщик, уклонение от уплаты налогов, динамика, структура.
This study is devoted to the analysis of the dynamics of the level of debt on taxes, fees and insurance contributions in the Russian Federation in the period from 2016 to 2018.
Keywords: tax debt, taxpayer, tax evasion, dynamics, structure.
Проблема уклонения от уплаты налогов в Российской Федерации является одной из важнейших проблем государства. Как известно, налоги выполняют несколько функций, одной из которых является фискальная, т. е. налоги призваны обеспечивать государство финансовыми ресурсами, от своевременности и полноты поступления которых зависит функционирование множества сфер жизни государства.
По данным таблицы 1 можно увидеть, что в Российской Федерации существует положительная динамика снижения уровня налоговой задолженности, так в 2018 году по сравнению с 2016 годом задолженность перед бюджетом по налогам и сборам снизилась на 13,46 %, т. е. на 138 853 млн. рублей. Урегулированная задолженность также имеет тенденцию к снижению, так в 2016 году она составляла 410 484 млн. руб., а к 2018 году снизилась до 197 976 млн. руб. Кроме того, в 2018 году по сравнению с 2016 годом на 18,86 % снизилась задолженность невозможная к взысканию налоговыми органами.
Таблица 1
Структура задолженности по налогам исборам вконсолидированный бюджет РФ вдинамике за 2016–2018гг., вмлн руб.
Вид задолженности |
Годы |
Динамика (в 2018 по сравнению с 2016, в млн. руб.) |
Темп роста (2018/2016, в%) |
||
2016 |
2017 |
2018 |
|||
Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам всего, в т. ч.: |
1 031 693 |
1 076 878 |
892 840 |
-138 853 |
86,54 |
Урегулированная задолженность |
410 484 |
184 852 |
197 976 |
-212 508 |
48,23 |
Задолженность невозможная к взысканию налоговыми органами |
8 227 |
5 731 |
6 675 |
-1 552 |
81,14 |
Примечание: Таблица составлена автором по данным [3]
Стабильность данной ситуации можно объяснить постепенным выходом из кризиса, начавшегося в 2014 году, среди причин которого можно назвать падение стоимости нефти, введение санкций против Российской Федерации, высокая доля государства в экономике, низкая конкурентоспособность российских компаний на мировых рынков, чрезмерная зависимость бюджета от экспорта углеводородов, высокий уровень коррупции и т. д.
Кроме того, снижению уровня задолженности способствовало издание Федерального закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предполагающего списание задолженности согласно определенным критериям.
В таблице 2 рассмотрена динамика изменения задолженности по видам налогов. Задолженность по налогу на прибыль в 2018 году по сравнению с 2016 годом снизилась на 6,98 %, т. е. на 9 472 млн. рублей. Задолженность по налогу на добавленную стоимость в 2016 году составляла 467 871 млн. руб., а к 2018 году она снизилась до 378 076 млн. рублей.
Задолженность по региональным, местным налогам, а также по налогам со специальным налоговым режимом также имеет тенденцию к снижению: на 82,66 %, 80,66 %, 49,06 % соответственно.
Таблица 2
Задолженность по видам налогов исборов вконсолидированный бюджет РФ вдинамике за 2016–2018гг., вмлн руб.
|
Годы |
Динамика (в 2018 по сравнению с 2016, вмлн. руб.) |
Темп роста (2018/2016, в%) |
||
2016 |
2017 |
2018 |
|||
Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам всего, в т. ч.: |
1 031 693 |
1 076 878 |
892 840 |
-138 853 |
86,54 |
Налог на прибыль |
135 735 |
100 227 |
126 263 |
-9 472 |
93,02 |
НДС |
467 871 |
302 326 |
378 076 |
-89 795 |
80,81 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
5 640 |
3 276 |
5 186 |
-454 |
91,95 |
Остальные федеральные налоги и сборы |
152 978 |
75 489 |
154 004 |
1 026 |
100,67 |
Региональные налоги и сборы |
160 866 |
176 069 |
27 892 |
-132 974 |
17,34 |
Местные налоги и сборы |
78 176 |
87 743 |
15 116 |
-63 060 |
19,34 |
Налоги со специальным налоговым режимом |
30 424 |
38 424 |
15 499 |
-14 925 |
50,94 |
Платежи в Государственные внебюджетные фонды |
- |
957 |
3 291 |
- |
- |
Задолженность по страховым взносам |
- |
292 364 |
167 507 |
- |
- |
Примечание: Таблица составлена автором по данным [3]
В таблице 3 приведены данные о задолженности в бюджетную систему Российской Федерации по основным видам экономической деятельности.
Таблица 3
Задолженность по видам экономической деятельности вбюджетную систему РФ вдинамике за 2016–2018гг., вмлн руб.
Вид деятельности |
2016 |
2017 |
2018 |
Динамика (в 2018 по сравнению с 2016, вмлн. руб.) |
Темп роста (2018/2016, в%) |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
22 571 |
21 611 |
16 238 |
-6 333 |
71,94 |
Рыболовство, рыбоводство |
976 |
1 004 |
642 |
-334 |
65,78 |
Добыча полезных ископаемых |
23 695 |
13 014 |
13 158 |
-10 537 |
55,53 |
Обрабатывающие производства |
215 325 |
96 720 |
76 476 |
-138 849 |
35,52 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
25 448 |
22 818 |
16 744 |
-8 704 |
65,8 |
Строительство |
147 977 |
120 958 |
114 815 |
-33 162 |
77,59 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
216 441 |
283 370 |
223 859 |
7 418 |
103,43 |
Гостиницы и рестораны |
5 216 |
12 711 |
9 701 |
4 485 |
185,99 |
Транспорт и связь |
44 149 |
64 746 |
44 641 |
492 |
101,11 |
Финансовая деятельность |
22 538 |
14 146 |
9 956 |
-12 582 |
44,17 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
94 556 |
42 682 |
30 069 |
-64 487 |
31,8 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
1 263 |
8 788 |
5 355 |
4 092 |
423,99 |
Образование |
2 318 |
16 688 |
8 583 |
6 265 |
370,28 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
1 453 |
10 992 |
5 736 |
4 283 |
394,77 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
9 350 |
14 297 |
8 780 |
-570 |
93,9 |
Остальные виды экономической деятельности |
78 |
522 |
565 |
487 |
724,36 |
Суммы налогов и сборов, не распределенные по кодам ОКВЭД |
13 434 |
117 909 |
61 799 |
48 365 |
460,02 |
Сведения по физическим лицам, не относящимся к индивидуальным предпринимателям и не имеющим код ОКВЭД |
184 897 |
171 648 |
153 909 |
-30 988 |
83,24 |
Примечание: Таблица составлена автором по данным [3]
Задолженность сельского хозяйства в 2018 году по сравнению с 2016 годом снизилась на 28,06 %, т. е. на 6 333 млн. рублей. Также имеет тенденцию к снижению задолженность по добыче полезных ископаемых, так в 2016 году она составляла 23 695 млн. руб., а к 2018 году достигла 13 158 млн. руб., что меньше на 44,47 %.
Задолженность оптово-розничной торговли, наоборот, возросла: в 2016 году она составляла 216 441 млн. руб., а в 2018 году — 223 859 млн. руб., т. е. больше на 7 418 млн. рублей.
Кроме того, имеет тенденцию к увеличению задолженность в сфере образования и здравоохранения. В 2016 году она составляла 2 318 млн. руб. и 1 453 млн. руб. соответственно, а к 2018 году увеличилась до 8 583 млн. руб. и 5 736 млн. рублей.
Для определения доли задолженности по налогам и сборам в общем объеме налоговых поступлений был проведен анализ показателей, приведенный в таблице 4.
Таблица 4
Анализ совокупной задолженности по налоговым платежам, вконсолидированный бюджет РФ за 2016–2018гг.
Показатель |
Годы |
||
2016 |
2017 |
2018 |
|
Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ, в млн. руб. |
14 386 060 |
17 197 016 |
19 150 002 |
Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам, в млн. руб. |
1 031 693 |
1 076 878 |
892 840 |
Удельный вес задолженности по налогам и сборам в общей сумме налоговых поступлений, в % |
7,17 |
6,26 |
4,66 |
Примечание: Таблица составлена автором по данным [3]
По данным таблицы 4 можно отметить, что в 2018 году по сравнению с 2016 годом сумма налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации увеличилась на 4 763 942 млн. рублей.
Доля задолженности по налогам и сборам в общей сумме налоговых поступлений имеет тенденцию к снижению, так в 2016 году она составляла 7,17 %, а к 2018 году составила 4,66 %, что положительно сказывается на экономической сфере государства.
Для того, чтобы оценить работу налоговых органов по взысканию налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации необходимо рассчитать коэффициент собираемости налогов.
Данный коэффициент рассчитывается как отношение поступившей суммы налогов, сборов, пеней, штрафов к фактически начисленной сумме налогов и сборов (Кс = П/Н*100 %).
По данным таблицы 5 видно, что нет четкой тенденции к увеличению коэффициента собираемости налогов на протяжении исследуемого периода.
Таблица 5
Коэффициент собираемости налогов по РФ за 2016–2018гг.
Налог |
2016 |
2017 |
2018 |
||||||
П, вмлрд. руб. |
Н, вмлрд. руб. |
Кс, в% |
П |
Н |
Кс |
П |
Н |
Кс |
|
Налог на прибыль организаций |
2 464 |
2 568 |
95,95 |
3 289 |
3 316 |
99,19 |
3 804 |
3 794 |
100,26 |
НДФЛ |
3 017 |
1 971 |
153,07 |
3 251 |
3 087 |
105,31 |
3 151 |
3 441 |
91,57 |
НДС |
2 657 |
2 843 |
93,46 |
3 069 |
3 153 |
97,34 |
3 135 |
3 292 |
95,23 |
Акцизы |
1 293 |
1 328 |
97,36 |
1 521 |
1 512 |
100,60 |
1 374 |
1 399 |
98,21 |
Налоги на имущество |
1 116 |
1 189 |
93,86 |
1 250 |
1 289 |
96,97 |
1 317 |
1 188 |
110,86 |
Транспортный налог |
139 |
173 |
80,35 |
154 |
172 |
89,53 |
129 |
42 |
307,14 |
Земельный налог |
176 |
194 |
90,72 |
186 |
198 |
93,94 |
170 |
149 |
114,09 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
2 951 |
2 913 |
101,30 |
4 162 |
4 134 |
100,68 |
5 662 |
5 641 |
100,37 |
Таблица составлена автором по данным [3]
По налогу на прибыль организаций коэффициент собираемости в 2016 году составлял 95,95 %, а к 2018 году увеличился до 100,26 %. В отношении коэффициента собираемости по налогу на доходы физических лиц можно отметить, что он имеет тенденцию к снижению, так в 2016 году он составлял 153,07 %, а к 2018 году снизился до 91,57 %.
По налогу на добавленную стоимость коэффициент собираемости в 2016 году составлял 93,46 %, к 2017 году возрос до 97,34 %, а к 2018 году снизился до 95,23 %. Аналогичная тенденция наблюдается по акцизам: коэффициент собираемости в 2016 году составлял 97,36 %, к 2017 году возрос до 100,60 %, а к 2018 году снизился до 98,21 %.
Коэффициент собираемости по налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами на протяжении исследуемого периода практически не изменился и колеблется в пределах 100 %.
Необходимо отметить, что по имущественным налогам наблюдается четкая тенденция к увеличению коэффициента собираемости. Это говорит о том, что работа налоговых органов по взиманию имущественных налогов идет в правильном направлении.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что несмотря на снижение величины задолженности по налогам и сборам, ее уровень остается высоким. Наибольшая доля в общей сумме задолженности принадлежит налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, поэтому работа налоговых органов должна быть в большей степени направлена на взыскание данных налогов.
Литература:
- О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон РФ от 28.12.2017 г. № 436-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
- О задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ (отчет по форме № 4-НМ) [Электронный ресурс]: Приказ ФНС РФ от 30.11.2016 г. № ММВ-7–1/647@ // СПС «КонсультантПлюс».
- О начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ (отчет по форме № 1-НМ) [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.nalog.ru. (25.01.2019) Приказ ФНС РФ от 30.11.2016 г. № ММВ-7–1/647@ // СПС «КонсультантПлюс».
- О задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации по основным видам экономической деятельности (отчет по форме № 4-НОМ) [Электронный ресурс]: Приказ ФНС РФ от 30.11.2016 г. № ММВ-7–1/647@ // СПС «КонсультантПлюс».
- Вылкова Е. С., Троянская М. А. Оценка показателей налоговой задолженности перед бюджетом и возможные направления их сокращения // Инновационное развитие экономики. — 2016. — №. 3–1. — С. 165–169.
- Гнатышина Е. И. Анализ структуры поступлений и задолженности консолидированного бюджета Российской Федерации // Инновационное развитие экономики. — 2017. — №. 1. — С. 59–63.