Основы управления конфликтами в организации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, февраль 2015)

Дата публикации: 26.01.2015

Статья просмотрена: 13704 раза

Библиографическое описание:

Спатарь, А. В. Основы управления конфликтами в организации / А. В. Спатарь. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 95-98. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/132/7201/ (дата обращения: 24.04.2024).

Работающие в организациях люди различны между собой. Соответственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа или организация в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны. Менеджер согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта в организации и призван разрешать его всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят около 20 % своего рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов.

Управление конфликтами в организации это очень актуальная проблема в наше время. «Проблема» конфликтов остро стоит в любой организации. Но можно ли назвать это проблемой. Одни говорят, что конфликты приносят вред, а другие, что конфликты полезны организации. Так кто же из них прав, а кто нет? Быть может, верны оба утверждение. Одно ясно точно жизни без конфликтов не бывает. Один очень уважаемый психолог, когда-то сказал такую фразу: «Если в вашей жизни нет конфликтов, вам стоит проверить есть ли у вас пульс». Эта фраза, как ни что другое выражает сущность конфликта. Так если же конфликты неизбежны, людям надо научиться управлять ими для того, чтобы у них была возможность контролировать ход событий и не дать конфликту развиться до такой степени, которая может разрушить организацию.

Целью данной статьи является понимание конфликта, как явления и изучение способов его контролирования.

Самое общее определение конфликта (от лат. Conflictus — столкновение) — столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие острый спор [10, c. 155]. Более полное определение — противоречие, возникающее между людьми, коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

Конфликт — это факт человеческого существования. Многие люди воспринимают историю человечества как бесконечную повесть конфликтов и борьбы. Нигде конфликты не проявляются столь очевидно, как в мире бизнеса. Существуют конфликты между фирмами, компаниями, ассоциациями, в пределах одной организации и т. п. Конфликт, возникающий в организации, называют организационным, в частности это диспуты, конфронтации, противоречия и т. п.

Организационный конфликт может принимать множество форм. Какой бы ни была природа организационного конфликта, менеджеры должны проанализировать его, понять и уметь управлять им. Некоторые фирмы в штатное расписание вводят даже должность менеджера по отношениям с сотрудниками (конфликтолог).

Когда конфликт в организации неуправляем, это может привести к конфронтации (когда структурные подразделения организации или члены микро- или макроколлектива перестают сотрудничать и общаться друг с другом). Однако следует иметь в виду, что конфликт наряду с проблемами может приносить и пользу организации. Модель конфликта показана на рис. 1.

Рис. 1. Модель конфликта как процесса

 

Конфликт может быть функциональным, полезным для членов трудового коллектива и организации в целом, и дисфункциональным, снижающим производительность труда, личную удовлетворенность и ликвидирующим сотрудничество между членами коллектива.

Результат конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляет менеджер. Поэтому нужно знать не только природу, но типы конфликтов.

Различают следующие типы конфликтов:

I. По объему конфликты подразделяют на внутриличностные, межличностные, конфликты между личностью и группой и межгрупповые.

1.         Внутриличностный конфликт. Он возникает тогда, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования.

2.         Межличностный конфликт. Этот тип конфликта, пожалуй, самый распространенный.

3.         Конфликт между личностью и группой. В связи с тем, что производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки, бывает так, что ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности.

4.         Межгрупповой конфликт. Как известно, организации состоят из множества как формальных, так и неформальных групп.

II. По длительности протекания конфликты можно подразделить на кратковременные и затяжные.

III. По источнику возникновения конфликты можно разделить на объективно и субъективно обусловленные. Объективным считается возникновение конфликта в сложной противоречивой ситуации, в которой оказываются люди. Субъективным будет возникновение конфликта в связи с личностными особенностями конфликтующих, с ситуациями, создающими преграды на пути удовлетворения наших стремлений, желаний, интересов.

Люди неодинаково ведут себя в конфликтных ситуациях: одни чаще уступают, отказываясь от своих желаний и мнений, другие — жестко отстаивают свою точку зрения. Доктор психологических паук Н. Обозов выделяет три типа поведения в конфликте: поведение «практика», «собеседника», «мыслителя». В зависимости от типов включенных в конфликт личностей он может протекать по-разному.

«Практик» действует под лозунгом «Лучшая зашита — нападение». Самое важное для него — преобразование среды и завершение всяких действий. «Действенность» людей практического типа способствует увеличению длительности конфликта.

Для «собеседника» характерен лозунг «Лучше плохой мир, чем хорошая война». Главное для него — общение с людьми.

«Мыслителям» свойственна позиция «Пускай думает, что он победил!».

IV. Кроме того, конфликты классифицируют и по степени проявления: скрытый и открытый. Скрытые конфликты затрагивают обычно двух человек, которые до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют. Но как только у одного из них «сдают» нервы, скрытый конфликт превращается в открытый.

Каждый конфликт имеет свою причину (источник) возникновения. Причины, порождающие конфликты, можно сгруппировать.

1.         Недостаточная согласованность и противоречивость целей отдельных групп и работников.

2.         Усталость организационной структуры, нечеткое разграничение прав и обязанностей

3.         Ограниченность ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены.

4.         Недостаточный уровень профессиональной подготовки.

5.         Необоснованное публичное порицание одних и незаслуженная (авансированная) похвала других сотрудников.

6.         Противоречия между функциями, входящими в круг должностных обязанностей работника, и тем, что он вынужден делать по требованию руководителя.

7.         Различия в манере поведения и жизненном опыте.

8.         Неопределенность перспектив роста.

9.         Неблагоприятные физические условия.

10.     Недостаточность благожелательного внимания со стороны менеджера.

11.     Психологический феномен. Чувство обиды и зависти (у других все лучше, другие удачливее, счастливее и т. д.)

Рассматривая причины конфликтов, нельзя не учитывать тот факт, что в определенных ситуациях источником возникновения конфликта является сам руководитель. Многие нежелательные конфликты порождаются личностью и действиями самого менеджера, особенно если он склонен вносить в принципиальную борьбу мнений много мелочного, и позволяет себе личные выпады, злопамятен и мнителен, не стесняется публично демонстрировать свои симпатии и антипатии.

Конфликтологами разработаны и продолжают разрабатываться способы предотвращения, профилактики конфликтов и методы их «безболезненного» разрешения, В идеале считается, что менеджер должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно его использовать. И первый шаг в управлении конфликтом состоит в понимании его источников. Менеджеру следует выяснить: это простой спор о ресурсах, недоразумение по какой-то проблеме, разные подходы к системе ценностей людей или это конфликт, возникший вследствие взаимной нетерпимости (непереносимости), психологической несовместимости. После определения причин возникновения конфликта он должен минимизировать количество его участников. Установлено, что чем меньше лиц участвует в конфликте, тем меньше усилий потребуется для его разрешения.

В процессе анализа конфликта, если руководитель не в состоянии сам разобраться в природе и источнике решаемой проблемы, то он может для этого привлечь компетентных лиц (экспертов). Мнение экспертов часто бывает более убедительным, нежели мнение непосредственного руководителя. Это связано с тем, что каждая из конфликтующих сторон может подозревать, что менеджер-арбитр в определенных условиях и по субъективным причинам может принять сторону его оппонента. В этом случае конфликт не затухает, а усиливается, так как «обиженной» стороне необходимо уже бороться и против менеджера. Существуют три точки зрения на конфликт:

1)        менеджер считает, что конфликт не нужен и наносит только вред организации. И, поскольку конфликт — это всегда плохо, дело менеджера — устранить его любым способом;

2)        сторонники второго подхода считают, что конфликт — нежелательный, но распространенный побочный продукт организации. В этом случае считается, что менеджер должен устранить конфликт, где бы он ни возникал;

3)        менеджеры, придерживающиеся третьей точки зрения, считают, что конфликт не только неизбежен, но и необходим и потенциально полезен. К примеру, это может быть трудовой спор, в результате которого рождается истина. Они полагают, что как бы ни росла и управлялась организация, конфликты будут возникать всегда, и это вполне нормальное явление. В зависимости от точки зрения на конфликт, которой придерживается менеджер, и будет зависеть процедура его преодоления. В связи с этим выделяют две большие группы способов управления конфликтом: межличностные и структурные.

I. Структурные методы разрешения конфликтов — это разъяснение требований к работе, использование координационных и интеграционных механизмов, установление общеорганизационных комплексных целей и использование системы вознаграждений.

-        Разъяснение требований к работе.

-        Координационные и интеграционные механизмы.

-        Общеорганизационные комплексные цели.

-        Структура системы вознаграждения.

Подводя итог, заметим, что систематическое скоординированное использование системы вознаграждений для поощрения тех, кто способствует осуществлению общеорганизационных целей, помогает людям понять, как им следует поступать в конфликтной ситуации, чтобы это соответствовало желаниям руководства.

II. Особую сложность для менеджера представляет нахождение способов разрешения межличностных конфликтов. В этом смысле существует несколько возможных стратегий поведения и соответствующих вариантов действий менеджера, направленных на ликвидацию конфликта.

Поведение менеджера в условиях конфликта имеет по сути два независимых измерения:

1)        напористость, настойчивость — характеризует поведение личности, направленное на реализацию собственных интересов, достижение собственных, часто меркантильных целей;

2)        кооперативность — характеризует поведение, направленное на учет интересов других лиц (лица) для того, чтобы пойти навстречу удовлетворению его потребностей.

Сочетание этих параметров при разной степени их выраженности определяет пять основных способов разрешения межличностных конфликтов:

1.         Избегание, уклонение (слабая напористость сочетается с низкой кооперативностью).

2.         Принуждение (противоборство) — высокая напористость сочетается с низкой кооперативностью.

3.         Сглаживание (уступчивость) — слабая напористость сочетается с высокой кооперативностью.

4.         Компромисс, сотрудничество (высокая напористость сочетается с высокой корпоративностью).

5.         Решение проблемы.

Главная задача менеджера состоит в том, чтобы уметь определить и «войти» в конфликт на начальной стадии. Установлено, что, если менеджер входит в конфликт на начальной фазе, он разрешается на 92 %; если на фазе подъема — на 46 %; а на стадии «пик», когда страсти накалились до предела, конфликты практически не разрешаются или разрешаются весьма редко.

В организациях существуют конфликты, как несущие позитивные явления, так и негативные явления. Менеджеры должны делать все, что бы у сотрудников не возникло причин для конфликтов. Да это сложно, да на это могут уйти большие затраты. Первостепенной задачей менеджера является создание хорошего климата внутри организации для эффективной работы ее подразделений и сотрудников. Следует прогнозировать ведения бизнеса, то есть менеджер должен просчитать все ходы, выявить возможные причины конфликтов и пресечь их еще на стадии зарождения. Менеджер обладает большим спектром методов по разрешению конфликтов, их надо лишь умело применять. От своевременного применения того или иного метода может зависеть ход всего конфликта. Менеджер не должен ждать пиковых явлений он должен действовать предвидя ход развития.

При анализе на конфликтность организации менеджеру придется попотеть, ибо причин для возникновения конфликта может быть огромное множество и каждую нужно рассматривать отдельно и тщательно. Вообще своевременное выявление причин и их устранение в 99,9 % приводит к не появлению конфликта. С анализом типа конфликта менеджеру будет, думаю чуть проще, но только чуть-чуть, ибо типов конфликтов тоже достаточно много.

С природой конфликта, думаю, и так все ясно. И, исходя из определения конфликта, я могу посоветовать менеджерам не допускать на предприятии столкновений интересов. Этого можно достичь при помощи психологов, которые при найме или в процессе работы могут тестировать людей на совместимость. По результатам тестов можно распределять людей в рабочие группы.

 

Литература:

 

1.         Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник 3-е издание — М.: Гардарики, 2001. — 528 с.

2.         Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: Учеб. пособ. — Мн.: Новое знание, 2002. — 336 с.

3.         Лукашевич В.В Управление персоналом — М.: Юнити-Дана, 2004. — 255 с.

4.         Машков В. Н. Психология управления: Учебное пособие — СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2000. — 208 с.

5.         Менеджмент: Учеб. пособие / под. ред. Э. М. Короткова — М.: ИНФРА-М, 2003. — 220 с.

6.         Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: «Дело». 1993. -702 с.

7.         Основы менеджмента: Учеб. пособ. / Под ред. С. Г. Лопатиной — М.: Юрайт, 1999. — 295 с.

8.         Основы менеджмента / Под. ред. Д. Д. Вачугова — М.: Высшая школа, 2003. — 376 с.

9.         Психология управления: Курс лекций / отв. ред. Удальцова М. В. — М.: ИНФРА-М, 1997. — 150 с.

10.     Словарь иностранных слов / под. ред. И. В. Лехина — М.: Рус. яз., 1986–608 с.

11.     Уизерс Б. Управление конфликтом — СПб.: Питер, 2004. — 176 с.

Основные термины (генерируются автоматически): конфликт, менеджер, возникновение конфликта, тип конфликтов, III, высокая напористость, модель конфликта, организационный конфликт, Разъяснение требований, слабая напористость.

Похожие статьи

Межгрупповые конфликты в организации и пути их урегулирования

Основы управления конфликтами в организации. 4. Межгрупповой конфликт. 3. Сглаживание (уступчивость) — слабая напористость сочетается с высокой кооперативностью.

Разрешение конфликтов в образовательной организации

Вертикальные конфликтыконфликты между руководителями и подчиненными.

По природе возникновения выделяют социальные, организационные и эмоциональные конфликты.

Способы разрешения конфликтов в организации в современных...

- Конфликтное общение в педагогическом коллективе. Психологические особенности педагогических конфликтов. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста.

Методы профилактики конфликтов в компаниях

Конфликты охватывают все виды сферы деятельности людей. Большинство конфликтов назревает в организации.

В организациях одной из самых распространенных причин возникновения данных конфликтов является нарушение субординации.

Конфликтные ситуации в студенческой среде | Статья в журнале...

В основе метода лежит двухмерная модель регулирования конфликтов, основополагающими в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость...

Управление конфликтами в организации на примере фирмы ООО...

Конфликт III. Хроника конфликта: В конце прошлого года на работу была принята женщина на должность секретаря.

Не нормативная лексика частенько возникает при разъяснении особо непонятливым подчиненным их задач.

Конфликтные ситуации в организации | Статья в журнале...

Ключевые слова: социальный конфликт, конфликтология... В конфликтах она определяет возникновение, развитие и завершение ситуации.

Субъективным будет возникновение конфликта в связи с личностными особенностями конфликтующих, с ситуациями, создающими.

Ключевые слова: социальный конфликт, конфликтология...

У каждого из участников конфликта формируется своя информационная модель конфликтной ситуации.

Конкуренция стимулирует активность, инициативу, напористость в достижении целей, но при этом игнорируется другой человек.

Конфликтная компетентность преподавателя | Статья в журнале...

Стремясь избегать конфликтов, педагоги не умеют предвидеть конфликтные ситуации. Вместе с тем, угроза возникновения конфликта между педагогом и родителями вызывает у педагога состояние постоянного нервного напряжения.

Похожие статьи

Межгрупповые конфликты в организации и пути их урегулирования

Основы управления конфликтами в организации. 4. Межгрупповой конфликт. 3. Сглаживание (уступчивость) — слабая напористость сочетается с высокой кооперативностью.

Разрешение конфликтов в образовательной организации

Вертикальные конфликтыконфликты между руководителями и подчиненными.

По природе возникновения выделяют социальные, организационные и эмоциональные конфликты.

Способы разрешения конфликтов в организации в современных...

- Конфликтное общение в педагогическом коллективе. Психологические особенности педагогических конфликтов. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста.

Методы профилактики конфликтов в компаниях

Конфликты охватывают все виды сферы деятельности людей. Большинство конфликтов назревает в организации.

В организациях одной из самых распространенных причин возникновения данных конфликтов является нарушение субординации.

Конфликтные ситуации в студенческой среде | Статья в журнале...

В основе метода лежит двухмерная модель регулирования конфликтов, основополагающими в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость...

Управление конфликтами в организации на примере фирмы ООО...

Конфликт III. Хроника конфликта: В конце прошлого года на работу была принята женщина на должность секретаря.

Не нормативная лексика частенько возникает при разъяснении особо непонятливым подчиненным их задач.

Конфликтные ситуации в организации | Статья в журнале...

Ключевые слова: социальный конфликт, конфликтология... В конфликтах она определяет возникновение, развитие и завершение ситуации.

Субъективным будет возникновение конфликта в связи с личностными особенностями конфликтующих, с ситуациями, создающими.

Ключевые слова: социальный конфликт, конфликтология...

У каждого из участников конфликта формируется своя информационная модель конфликтной ситуации.

Конкуренция стимулирует активность, инициативу, напористость в достижении целей, но при этом игнорируется другой человек.

Конфликтная компетентность преподавателя | Статья в журнале...

Стремясь избегать конфликтов, педагоги не умеют предвидеть конфликтные ситуации. Вместе с тем, угроза возникновения конфликта между педагогом и родителями вызывает у педагога состояние постоянного нервного напряжения.