Эффективность управления в своем общем виде характеризуется конечным результатом работы организации, анализ которой проводится, которая отражается в социальном и экономическом эффекте от её функционирования в рамках рыночных и отраслевых условий. При этом данный показатель рассматривается с точки зрения той части экономического и социального эффекта, которая была достигнута за счёт использования усилий менеджера организации. в рамках реализации им трудовой деятельности по управлению процессом функционирования организации.
Важность процесса управления организации в рамках эффективности её работы определяется рядом факторов. Первым является необходимость поиска и подготовки квалифицированных кадров, способных обеспечить рациональный процесс работы организации. Вторым является необходимость определения соответствия трудового вклада руководителей, получаемому ими высокому уровню заработной платы.
То есть, можно говорить о том, что в рамках работы организации важную роль играет процесс обеспечения эффективного трудового процесса как производственного, так и административного персонала организации, при учёте того, что их экономическая и социальная эффективность отражается не только в рамках полученных финансовых достижений, но и в рамках соответствия данного вида деятельности стандартам качества, предусмотренным в организации.
Именно поэтому вопрос изучения эффективности применяемой системы менеджмента Организации актуален в современных условиях, поскольку позволяет проводить анализ внутренних резервов, способствующих повышению эффективности организации за счет управления ее трудовыми и материальными ресурсами.
Целью данной работы является изучения сущности эффективности управления организацией в современных условиях развития рынка.
Сущность эффективности управления организацией
В рамках работы руководства любой организации стоит актуальная задача определения эффективности управленческого процесса, который позволяет организации получать экономический и социальный эффект от процесса своего функционирования. При этом, на первое место в рамках такой работы выходит необходимость контроля и анализа эффективности процесса управления организацией. Поскольку это позволяет не только оценить реальное положение компании и её организационного процесса в настоящий момент времени, но и дает возможность внесения своевременных и продуктивных коррективов в процесс её работы.
Для того, чтобы реализовывать данный процесс, организации и её руководству необходимо иметь четкое представление относительно того, что именно подразумевает под собой понятие «эффективность управления».
Эффективность управления — это оценка результативности вклада трудового процесса менеджеров и управленческого звена организации в результаты её работы. При этом, результаты работы должны рассматриваться не только с точки зрения полученного экономического эффекта, но и с точки зрения социальных результатов, полученных в процессе работы организации. В рамках данного направления деятельности организации проводится анализ не только полученной прибыли, но и степени достижения стоящих перед компанией целей и задач, которые она реализует в рамках своего функционирования на рынке.
Стоит отметить факт того, что оценка и анализ эффективности управления проводятся с точки зрения изучения результативности работы управленческого персонала как относительной величины. Для этого используется ряд интегрированных показателей, которые призваны дать возможность получить более четкое и объективное понимание результативности и эффективности процесса управления в организации.
На современном этапе развития организационной и административной работы высококвалифицированный персонал имеет большое значение. Поскольку от эффективности и целесообразности их действий зависит результат работы всей компании и уровень достигаемого ею эффекта. Что ставит процесс оценки трудовой деятельности руководителей и менеджеров, а также их профессиональной пригодности к такой работе, на достаточно высокий уровень.
В современной литературе разделяют несколько видов процесса реализации оценки эффективности управления организацией менеджерами и другими административными руководителями:
– экономическая эффективность — оценка соответствия затраченных трудовых и материальных ресурсов размеру полученных результирующих показателей;
– социальная эффективность — изучение уровня и степени удовлетворенности потребителей организации полученными товарами или услугами [5, с.228].
Кроме того, процесс анализа может строится на изучении внутренних факторов (т. е. на изучении степени достижения целей и задач, которые организация ставит перед собой в рамках своего функционирования) и внешних факторов (т. е. соответствие товаров, услуг и общего процесса функционирования компании ожиданиям внешней среды).
Для того, чтобы провести оценку эффективности процесса управления организацией, вне зависимости от того, какие именно данные будут подвергаться анализу и какой вид процесса изучения был выбран, сотрудники организации, отвечающие за процесс реализации данного рода мероприятия, могут использовать общую схему алгоритма, представленного на рисунке 1 [4, с.69], подстраивая её под имеющиеся особенности организации и ей потребности.
Рис. 1. Алгоритм оценки эффективности управления организацией
Так, представленная выше схема может быть использована в качестве «шаблона» для построения процесса изучения эффективности управления в рамках работы каждой конкретной организации и изменяться в зависимости от целей и задач, которые она ставит перед собой.
Однако, вне зависимости от того, как именно происходит процесс изменения, основная цель реализации такого процесса состоит в определении уровня эффективности процесса правления, реализуемого в организации [3, с.86]. Кроме того, данный процесс строится на определении несоответствий и недостатков в системе управления, которые могут быть исправлены в рамках совершенствования процесса управления в организации, за счёт внесения соответствующих коррективов.
Процесс построения эффективной системы управления организацией, также строится на необходимости учета не только совершенных ошибок и их изменения, но и на соблюдении принятых стандартов эффективности, которые подразделяются на общие и конкретные.
Общие стандарты направлены на достижение максимальных результатов, которые может получить организация от реализации своей трудовой и производственной деятельности. При этом, одним из принципов является рациональное расходование ресурсов и материалов для достижения поставленных целей на максимальном уровне.
В то время как к конкретным показателям, в зависимости от процесса работы организации и направлений её развития, могут выступать следующие факторы:
– количество рабочей силы, которую затрачивает организация в рамках осуществления трудового процесса;
– принцип максимальной ресурсоэкономии без снижения эффективности производственного процесса и качества продукции;
– принцип минимального расходования финансовых ресурсов, находящихся на балансе организации;
– качество и износ основных средств, которые затрачивает организация в рамках производственного процесса;
– минимизация затрат на производственный процесс с учётом принципа сохранения качества продукции или услуг;
– обеспечение максимально допустимого качества, рентабельности и конкурентоспособности результата производственной деятельности;
– своевременное обновление основных фондов и цехов, в которых осуществляется производственный процесс и т. д.
– обеспечение производственного и административного процесса необходимым количеством трудовых ресурсов, имеющих подходящий уровень квалификации [1, с.101];
– учёт экологических особенностей работы организации и соблюдение принципа защиты окружающей среды.
Несмотря на большое количество показателей, которые в своей общей совокупности влияют на эффективность управления организацией, в первую очередь, при анализе данного аспекта работы организации, учитываются экономические результаты её работы. В качестве таких показателей, чаще всего, выступает соотношение затрат организации и прибыли, которую она получает в результате реализации своей деятельности на выбранном рынке.
Однако, на практике, в рамках изучения экономических показателей, отражающих эффективность производственного и управленческого процесса в организации, применяется несколько показателей, основными из которых являются:
– степень достижения организацией целей, которые были сформированы руководителями компании в рамках процесса осуществления её деятельности;
– способность производственного процесса к эффективному и экономному расходованию имеющихся трудовых и производственных ресурсов;
– достижение оптимального соотношения в рамках категорий «затраты- прибыль»;
– уровень влияния косвенных и прямых показателей, не только находящихся под контролем организации, но и не управляемые ею, на конечный результат выполняемых работ.
Все перечисленные выше показатели позволяют получить реальное представление о том, насколько эффективно реализовывается процесс управления, применяемый в рамках работы организации. Однако, стоит отметить тот факт, что в зависимости от особенностей работы организации и задач, которые она преследует в рамках изучения эффективности управления, данный перечень основных критериев может быть изменен.
При этом, при выборе факторов анализа и критериев, которые используются для его проведения, организация должна опираться на достижение процесса получения максимально корректных и измеряемых показателей, которые позволят получить наиболее достоверные результаты.
Можно также отметить тот факт, что, на современном этапе управленческой деятельности и развития практики анализа данного направления процесс изучения эффективности управления, имеет большое значение. Это обуславливает активны процесс развития данного направления и появления новых, современных методов анализа.
Существует ряд основных методов, которые позволяют определить степень соответствия процесса эффективности управления в организации, применяемых в практике данного анализа в настоящий момент времени.
- Метод, основанный на изучении степени достижения целей, которые были поставлены перед организацией. Такой метод более распространен в практике работы организаций, которые занимаются производством продукции, поскольку в рамках анализа оказания услуг и работ, данный процесс намного более трудоемкий, что делает его использование не рациональным.
- Метод, основанный на анализе системы процессов и критериев, которые отражают входные данные и конечный результат, оценивая данные факторы в совокупности. При этом происходит процесс оценки степени адаптации организации и её приспособление к изменениям внешней и внутренней среды работы организации
- Метод «многопараметрической оценки», основанный на изучении степени удовлетворённости всех групп, на работу с которыми направлен процесс функционирования организации, проводящей процесс анализа эффективности управления организацией.
- Метод, основанный на изучении практики работы конкурентов при использовании общего для отрасли стандарта, формируемого под влиянием ряда внешних и внутренних факторов [2, с.443].
Все перечисленные выше методы направлены на изучение качества, своевременности и полноты выполнения задач, направленных на реализацию административных и управленческих функций со стороны персонала, который отвечает за реализации данного процесса в организации посредством выполнения своих должностных обязанностей.
При этом, в рамках реализации процесса проведения анализа, руководство организации стремится получить информацию относительно целесообразности внедрения методов стимулирования отдельных групп персонала и специалистов, а также получении информации относительно необходимости изменения кадрового состава организации и направлений, которые, могут быть использованы для данного процесса.
Заключение
Эффективность управления — это оценка результативности вклада трудового процесса менеджеров и управленческого звена организации в результаты её работы. При этом, результаты работы должны рассматриваться не только с точки зрения полученного экономического эффекта, но и с точки зрения социальных результатов, полученных в процессе работы организации. В рамках данного направления деятельности организации проводится анализ не только полученной прибыли, но и степени достижения стоящих перед компанией целей и задач, которые она реализует в рамках своего функционирования на рынке.
Стоит отметить факт того, что оценка и анализ эффективности управления проводятся с точки зрения изучения результативности работы управленческого персонала как относительной величины. Для этого используется ряд интегрированных показателей, которые призваны дать возможность получить более четкое и объективное понимание результативности и эффективности процесса управления в организации.
На современном этапе развития организационной и административной работы высококвалифицированный персонал имеет большое значение. Поскольку от эффективности и целесообразности их действий зависит результат работы всей компании и уровень достигаемого ею эффекта. Что ставит процесс оценки трудовой деятельности руководителей и менеджеров, а также их профессиональной пригодности к такой работе, на достаточно высокий уровень.
Литература:
- Горелов, Н. А. Управление человеческими ресурсами: современный подход: учебник и практикум для вузов / Н. А. Горелов, Д. В. Круглов, О. Н. Мельников; под редакцией Н. А. Горелова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 270 с.
- Десслер, Г. Управление персоналом / Г. Десслер; под редакцией И. М. Степнова; перевод Д. П. Конькова. — 4-е изд. — Москва: Лаборатория знаний, 2020. — 800 c.
- Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: учебное пособие / А. Я. Кибанов, И. Б. Дуракова, Л. Н. Кибанова — Москва: КноРус, 2021. — 360 с.
- Малкова, Т. Б. Управление персоналом в цифровой экономике: учебное пособие. / Т. Б. Малкова. — Москва: КноРус, 2020. — 232 с.
- Маслова, В. М. Управление персоналом: учебник и практикум для вузов / В. М. Маслова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 431 с.