Влияние банков на развитие Южного федерального округа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (99) октябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 29.09.2015

Статья просмотрена: 351 раз

Библиографическое описание:

Мисник, А. Р. Влияние банков на развитие Южного федерального округа / А. Р. Мисник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 402-405. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22197/ (дата обращения: 16.12.2024).

Южный федеральный округ (ЮФО) состоит из шести субъектов федерации: двух национальных республик — Адыгея и Калмыкия, трех областей — Астраханской, Волгоградской, Ростовской и Краснодарского края; занимает около 2,4 % территории страны. На долю ЮФО приходится примерно 9,58 % населения Российской Федерации.

В экономике округа можно выделить несколько важнейших секторов, которые имеют общероссийское и межрегиональное значение. К ним относятся: агропромышленный, туристско-рекреационный и транспортный комплексы, а также торговля. Благодаря благоприятным природно-климатическим условиям, ЮФО производит продовольственные ресурсы, необходимые для обеспечения продовольственной безопасности страны [3]. Например, в 2014 году доля ЮФО в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции составила 15,3 % [7].

В 2013 году ВРП округа составил 3,528 трлн рублей, что составило примерно 5,3 % от ВВП страны. Как видно из таблицы 1 основная часть ВРП приходится на сельскохозяйственное производство, охоту и лесное хозяйство, обрабатывающее производство, строительство, торговлю, транспорт и связь.

Таблица 1

Динамика структуры ВРП ЮФО [8]

Вид деятельности

Значение показателя за год, %

2009

2010

2011

2012

2013

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

12,4

12,0

12,0

10,3

10,1

Рыболовство, рыбоводство

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Добыча полезных ископаемых

1,8

1,9

2,9

2,9

3,2

Обрабатывающие производства

15,1

16,2

15,6

15,6

15,1

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

3,4

3,5

3,4

3,1

3,1

Строительство

10,9

11,9

12,6

13,3

13,9

Оптовая и розничная торговля

16,2

16,2

16,5

16,9

16,7

Гостиницы и рестораны

1,9

1,8

1,8

1,9

1,9

Транспорт и связь

13,4

12,6

12,2

11,4

10,8

Финансовая деятельность

0,4

0,5

0,5

0,4

0,3

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

7,6

7,8

7,9

8,2

8,3

Государственное управление, обеспечение военной безопасности и социальное страхование

6,3

6,1

5,5

6,3

6,3

Образование

4,1

3,6

3,3

3,6

3,8

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

5,2

4,6

4,5

4,6

4,9

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

1,2

1,2

1,2

1,4

1,5

 

Одним из ключевых факторов развития региональной экономики, в том числе и экономики ЮФО является эффективно функционирующая, ориентированная на реальный сектор экономики банковская система. Банковский сектор должен обеспечивать стабильный рост региональной экономики, включая стимулирование развития производства, строительства, агропромышленного комплекса, и других сфер деятельности, так как именно кредитные организации выступают в качестве посредников между вкладчиками и теми, кто готов вкладывать свободный капитал в реальную экономику региона, которая нуждается в масштабных капиталовложениях [5].

Таблица 2

Кредитование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по видам экономической деятельности и отдельным направлениям использования средств в ЮФО лрд руб.) [10]

 

Дата

Темпы прироста 2015/2013, %

01.01.2013

01.01.2014

01.01.2015

Всего по ЮФО, в т. ч.

1657,9

2061,5

2019,2

21,8

Добыча полезных ископаемых

3,4

3,9

7,2

111,8

В т. ч. добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

2,0

3,1

6,0

200,0

Обрабатывающие производства

333,6

347,7

408,9

22,6

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

41,3

51,6

33,7

- 18,4

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

90,0

103,6

98,6

9,6

Строительство

87,5

92,1

69,9

20,1

Транспорт и связь

50,4

153,1

59,4

17,9

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

549,3

737,6

791,9

44,2

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

48,0

98,7

64,2

33,8

Прочие виды деятельности

122,5

96,6

71,9

- 41,3

 

За два предыдущих года объем кредитования юридических лиц в ЮФО вырос примерно на 21,8 %, что только на 5 % меньше роста кредитования юридических лиц в целом по России.

Наибольший прирост кредитных вложений отмечается в кредитовании добычи полезных ископаемых в основном за счет увеличения кредитных вложений в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых (объем предоставленных кредитов этому сектору за три года вырос на 200 %). Такой рост стал возможен благодаря нескольким факторам, а именно реализации проектов, связанных с развитием нефте- и газодобычи на шельфе Каспийского моря; реализацией проектов по освоению ресурсов черноморских углеводородов, а также масштабному строительству на территории и акватории ЮФО экспортного газопровода «Южный поток».

Существенный прирост пришелся на транспортный комплекс (на 17,9 %), торговлю (на 44,2 %) и операции с недвижимым имуществом (на 33,8 %). Очевидно, одной из существенных причин роста объема кредитных вложений в данных секторах являлась подготовка к проведению Олимпиады в Сочи 2014 и реализация связанных с ней крупных инвестиций в олимпийские проекты.

Снижение объемов кредитования за рассматриваемый период наблюдалось в секторе производства и распределения электроэнергии, газа и воды на 18,4 %, что может быть связано с высокими инвестиционными рисками данного сектора и высокими процентными ставками по кредитам, который не могут позволить себе предприятия данной отрасли.

В целом на 01.01.2015 было предоставлено кредитов в ЮФО на 2,019 трлн рублей, включая кредиты в иностранной валюте и драгоценных металлах, что на 2.1 % меньше аналогичного показателя на 01.01.2014г. Сокращение кредитования в этот период времени обусловлено многими факторами. Во-первых, из-за санкций российские компании и банки перестали получать средне- и долгосрочное финансирование на Западе. В данный момент важнейшим источником ликвидности для российских кредитных организаций является Банк России, который облегчил им доступ ко многим своим продуктам, выдав в прошлом году в ЮФО более 160 млрд. рублей кредитов банкам по сравнению с 3 млрд. рублей в 2013 году. В целом, можно сказать, что наблюдается удорожание фондирования для банков и организаций, несмотря на меры Центрального банка по предоставлению ликвидности. Как следствие этого, наблюдается недостаток денежных ресурсов у банков для наращивания кредитования, а у предприятий недостаточно средств для в вложения в оборотный капитал и, как следствие, ухудшение их финансового положения. Кроме того, банки ЮФО приостанавливают долгосрочные инвестиции, крупные предприятия закрывают свои инвестиционные программы или приостанавливают их до появления стабильности на рынке. Очевидно, что хотя государство и старается предложить разнообразные программы по стимулированию долгосрочного кредитования банками реального сектора, в реальности эти меры не работают должны образом. Процедура получения денежных средств от государства, направленных на реализацию таких проектов очень сложна, в то время, как условия получения средств достаточно жесткие: увеличение капитала банка, обеспечение ежегодного роста кредитования по определенным отраслям, указанных государственными органами, а также замораживание на определенный срок выплаты дивидендов и фонда оплаты труда. Как следствие всей этой сложности процедуры, ряд банков отказывается от участия в государственных программах [1].

Во-вторых, на объемах кредитования также сказалось резкое увеличение ключевой ставки в декабре с 10,5 % до 17 % годовых, что привело к значительному удорожанию кредитных ресурсов для предприятий.

Таблица 3

Средневзвешенные процентные ставки по кредитам, предоставленным кредитными организациями нефинансовым организациям в рублях за 2014г [4].

 

До 30 дней, включая «до востре­бования»

От 31 до 90 дней

От 91 дня до 180 дней

От 181 дня до 1 года

До года, включая «до востребования»

От 1 года до 3 лет

Свыше 3 лет

Свыше 1 года

Январь

7,35

9,94

10,62

11,18

9,15

11,09

10,28

10,64

Июнь

9,43

11,45

11,89

12,05

10,68

11,84

11,48

11,67

Декабрь

19,81

17,16

15,00

15,02

18,31

14,12

12,15

12,94

 

Как видно из таблицы 3 в среднем за 2014 год ставки по кредитам выросли примерно в 2 раза. Также условия кредитования серьезно ужесточились. Многим предприятиям становится невозможным приобрести кредитные средства, и они могут ориентироваться только на собственные источники финансирования, объем которых крайне ограничен.

Неблагоприятная экономическая ситуация в стране повлияла и на объем просроченной ссудной задолженности.

Таблица 4

Просроченная задолженность по кредитам в ЮФО (млн руб.) [9]

 

01.01.2014

01.07.2014

Темпы прироста 01.01/01.07.2014

01.01.2015

Региональные банки

®                в рублях

®                в иностранной валюте

3 016, 9

7,6

3 444,0

5,9

14,2 %

–22.4 %

3 319,2

7,7

Филиалы инорегиональных банков

®                в рублях

®                в иностранной валюте

69 180,4

701,9

79 557,5

3 399,5

15 %

384,3 %

 

Как видно из таблицы 4, просроченная задолженность по ссудм у региональных банков растет меньшими темпами в сравнении с темпами роста просроченной задолженности инорегиональных банков. Это может быть связано с тем, что в кризисные годы региональные банки проводят более консервативную и ответственную политику по управлению кредитными рисками, чем филиалы инорегиональных банков, представленных в округе, так как у вторых есть «финансовый гарант» в лице головного банка, который в случае экстренных ситуаций готов оказать им финансовую поддержку.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что банки активно влияют на реальный сектор экономики в ЮФО, ускоряя или замедляя его развитие. Однако в России механизм взаимодействия банковского сектора с реальным является недостаточно эффективным в силу различных причин, таких как дефицит финансовых ресурсов в экономике, высокие ставки по кредитам, слабое правовое регулирование (и, как следствие, непрозрачность бизнеса), низкая производительность труда на предприятии и многие другие. Государству следует принимать меры по налаживанию механизма взаимодействия банковского и реального секторов для стабильного и устойчивого развития экономики страны.

В ситуации кризиса перед банками особенного остро стоит проблема установления партнерских отношений с заемщиками, следить за их финансовым состоянием, предоставлять помощь в повышении эффективности использования денежных средств, уделять повышенное внимание росту технического уровня предоставляемых банками услуг.

 

Литература:

 

1.                  Агентство Bankir.Ru. Финансы, банки. Интервью с Владимиром Герасименко [Электронный ресурс]. 11 марта 2015. URL: http://polpred.com/?ns=1&fo=3&sector=11 (дата обращения 11.03.2015г.)

2.                  Богушов И. А. Организация эффективного взаимодействия финансового и реального секторов экономики России в современных условиях: Автореф. дис на соискание ученой степени к. э.н./ Богушов Илья Андреевич; ГУУ — М., 2013. — 26 с.

3.                  Распоряжение Правительства РФ от 5 сентября 2011 г. № 1538-р

4.                  Статистический бюллетень Банка России № 2 (261) 2015. — М.: ЦБ РФ, 2015. — с.133

5.                  Тарасова О. Е. Анализ влияния коммерческих банков на развитие реального сектора экономики [Текст] / О. Е. Тарасова // Проблемы современной экономики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 112–114.

6.                  Фролова О. Ю. Влияние банковской системы Российской Федерации на функционирование реального сектора экономики [Текст] / О. Ю. Фролова // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 575–578.

7.                  Федеральная служба государственной статистики. Статистический бюллетень «Социально-экономическое положение субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Опубликовано 27.02.2015. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics (дата обращения 11.03.2015г.)

8.                  Федеральная служба государственной статистики. Центральная база статистических данных [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet (дата обращения 11.03.2015г.)

9.                  Центральный банк РФ. Показатели деятельности кредитных организаций. Региональный раздел. ЮФО [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/regions/main_reg.asp?ni=Z_O&node=&OldBr=Yes&rez=6 (дата обращения 10.03.2015г.)

10.              Центральный банк РФ. Статистика. Региональный раздел. ЮФО [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/regions/main_reg.asp?ni=Z (дата обращения 10.03.2015г.)

Основные термины (генерируются автоматически): банк, иностранная валюта, кредит, лесное хозяйство, недвижимое имущество, просроченная задолженность, распределение электроэнергии, банковский сектор, реальный сектор, региональная экономика.


Задать вопрос