Опыт работы классного руководителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова:дети с ограниченными возможностями здоровья, интерактивный метод, адаптация.
В настоящее время каждый гражданин нашей страны может выбрать то учебное заведение и ту форму обучения, которые для него наиболее удобны и приемлемы. Одна из таких форм — интегрированная форма обучения, являющаяся сегодня ведущей тенденцией государственной политики образования нашей страны. Это активно внедряется во многих школах в том числе и в нашей.
Школа активно работает в направлении обучения всех и каждого ребёнка не зависимо от уровня его интеллектуального и физического развития. У нас обучаются дети с особыми возможностями здоровья, а также задержками интеллектуального развития. В тесном сотрудничестве с нашей школой ежегодно работает комиссия ПМПК, на которой после тщательной диагностической и индивидуальной работы мы ежегодно консультируем обучающихся для определения программы обучения и установления дальнейшего маршрута развития ребёнка.
Проблема социальной адаптации инвалидов, их полноценное развитие в обществе здоровых людей приобретает в последние годы особую важность. Это связано с тем, что в наши дни стали существенно меняться подходы к людям, которые по воле судьбы родились или стали инвалидами. Я думаю правильно, что в последнее время мы перестаём называть людей с физическими недугами инвалидами, а все чаще говорим о них как о «людях с ограниченными возможностями здоровья». Отмечая с 1992 года ежегодно 3 декабря Международный день инвалидов общество признает, что люди с ОВЗ — важная часть человеческого сообщества, которая нуждается в признании своей полноценности и равных прав со здоровой частью общества. Очень важно сейчас помочь инвалидам восстановить самооценку, помочь воспринимать себя не как людей с ограниченными возможностями здоровья, а как личностей, которым всё подвластно.
С проблемой адаптации обучающихся сталкивается каждый учитель в педагогической деятельности, и я в том числе. В прошлом году мне поручили классное руководство 3 Б класса. Познакомившись с личными делами, я решила провести мониторинг и определить микросоциум класса.
Данные показали, что обучающиеся вверенного мне класса представляют различные социальные категории: малоимущие(2 человека), многодетные (13 человек), дети контингента риска (2 человека), и ОВЗ (2 человека). Такое разнообразие представителей детей разных категорий семей влекло ряд проблем, главной из которых — трудность в их адаптации и установлении взаимоотношения с одноклассниками. В первую очередь нежелание вторых принимать их в свой неформальный коллектив.
Совместно с психологом школы мною было подобрано несколько анкет и опросов, направленных на изучение причин такой неприязни и негуманного отношения к окружающим. Было выявлено из всех обучающихся класса сложнее всего в коллективе ученикам, с особенными возможностями здоровья.
Эти дети:
- не справляются с требованиями программы обучения и воспитания;
- не поддаются общим правилам, установленным в обществе;
- неадекватно реагируют на замечания взрослых (агрессия или апатия, нежелание что-либо делать).
Таким образом, одной из главных задач в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья — это создавать условия, в которых каждый ребенок, независимо от уровня интеллекта и физического развития, мог бы развивать способности, данные ему от природы. Инвалидность не должна становиться причиной исключения их из активной жизни. Необходимо помочь таким детям социализироваться.
Из существующих на сегодняшний день методик обучения детей ОВЗ:
- интегрированного обучения, основанного на обучении детей с ОВЗ в обычных учебных заведениях наравне со здоровыми детьми;
- раздельного обучения, предполагающего обучение в специализированных учебных заведениях-интернатах;
- дополнительного обучения, заключающегося в организации профессионально-обучающих семинаров, тренингов, курсов на базе независимых объединений инвалидов;
остановимся на первой, так как именно она было использована мной в процессе обучения.
Плюсами этой методики, как показал опыт работы нашей школы, является возможность социальной и психологической реабилитации детей с ОВЗ через общение со сверстниками и участие в обычной жизни. Сложностями её является выбор правильной образовательной и воспитательной программ, методов и приемов их реализации.
Для решения проблемы обучения таких детей, мною были подготовлены индивидуальные программы, составлен индивидуальный план обучения. Был сформирован банк заданий, по основным предметам, учитывающий индивидуальные способности обучающихся и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии. При этом детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше внимания, поскольку у них усвоение материала идёт немного медленнее. Снижается темп ведения урока, им даются только те задания, которые позволяют отработать какие-то базовые знания. Необходимо, чтобы на общеобразовательный процесс, как и на успеваемость других детей это не влияло. Им дается меньший объём письменных заданий, а если это необходимо, то для них предусмотрены либо карточки, тесты с вариантами ответов, которые они выбирают.
Первые результаты работы были заметны уже в конце первого полугодия Андрей и Оксана с удовольствием принимались к решению поставленных заданий и даже если не справлялись с ними, то смело могли сказать об этом в классе. Ребята проявили желание участвовать в групповой дискуссии.
Однако стояла проблема принятия этих детей в свой коллектив остальными обучающимися.
Пришлось решать следующую задачу:
- изменение отношения окружающих, включая детей и их родителей к ребёнку с ОВЗ;
Решение отыскалось само собой. Так как организация совместного обучения предусматривает не только вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, но и их активное участие в жизни школы. Примером этому могут служить утренники, школьные и городские олимпиады, развлекательные мероприятия в рамках школьной программы. При этом дети с особенностями в физическом развитии не только являются зрителями таких мероприятий, но и принимают активное участие в них. Совместное проживание школьной жизни усиливает совместную социализацию детей и позволяет преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы по отношению к детям инклюзивного образования.
Первые результаты достаточно обнадёживающие.
Мне кажется, мы избрали правильный путь: не делать никаких разграничений между обычными здоровыми детьми и детьми с ОВЗ, но при этом быть всегда рядом, чтобы помочь, поддержать в трудную минуту, вселить веру в себя.
Литература:
1. Анализ российского законодательства: реализация прав инвалидов на образование, труд и доступ к информации: сб. ст. / РООИ " Перспектива» (Москва), Нац. коалиция «За образование для всех»; [сост.: Т. Туркина, М. Перфильева]. — М.: Транзит-ИКС, 2006. — 94 с.
2. Егупова М. А. Конституционно-правовой механизм обеспечения права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис.... канд. юрид. наук / Егупова М. А.; Юж. федер. ун-т. — Ростов-на-Дону, 2012. — 30 с.
3. Ильина О. М. Конституционное право на основное общее образование и гарантии его реализации детьми-инвалидами в Российской Федерации: автореф. дис....канд. юрид. наук / Ильина О. М.; [Рос. ун-т кооп.]. — Саратов, 2010. — 28 с.
4. Ильина О. М. Правовое регулирование права на образование детей-инвалидов в субъектах Российской Федерации // Вестн. Поволжской академии гос. службы. — 2008. — № 4. — С. 96–100.
5. Инклюзивное образование: право, принципы, практика: [пособие] / авт.-сост.: Н. В. Борисова, С. А. Прушинский. — М.: Транзит-ИКС, 2009. — 127 с.
6. Матюшева Т. Н. Образовательно-правовой статус детей-сирот и детей-инвалидов внормативно-правовой базе образования // Наука Кубани. — 2006. — № 3. — C. 89–95.