Маленькие дети с большими правами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (95) август-1 2015 г.

Дата публикации: 28.07.2015

Статья просмотрена: 96 раз

Библиографическое описание:

Шелестова, Т. П. Маленькие дети с большими правами / Т. П. Шелестова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 627-631. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21352/ (дата обращения: 22.12.2024).

Детство — это период становления ребёнка полноценным членом человеческого общества, это время самого бурного развития человека, которое невозможно без посреднической роли взрослого Именно взрослый выступает посредником между ребёнком и совокупностью социокультурных ценностей, установок, норм, которые определяют условия жизни данного общества и возможность нормально жить в нём. С этой точки зрения отношение взрослого и детей уместнее называть диадой, психологическим симбиозом, так как это — целостная система, форма организации совместной жизни и деятельности, которая и обеспечивает обеим сторонам процесс взаимной социализации. (С. Л. Шалаева, канд. философских наук, доцент кафедры дошкольной и социальной педагогики ГОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола). С самого раннего детства каждый ребёнок — личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление самих основ природы. Закон справедливых отношений между людьми таков: никто не властен над чужими правами. Ш. А. Амонашвили считает, что воспитание станет гуманным, если мы поймём, что смысл нашей любви к Ребёнку не только в том, что мы не можем иначе, но и в том, чтобы он отозвался заботливой любовью к нам и проявил её к другим; смысл заботы о Ребёнке не только в том, чтобы уберечь его от разрушительного влияния среды, но и в том, чтобы наша забота обернулась в его душе заботой о нас, об окружающих; смысл нашей доброты не только в том, что нам для него ничего не жалко, но и в том, чтобы в душе его родилась ответная доброта к нам и ко всем; смысл всех наших деяний не только в том, что мы живём и совершенствуемся, но и в том, чтобы Ребёнок принял их как норму для своих жизненных деяний.

В нашем динамично меняющимся обществе ценность семьи подвергается переоценке. Устойчивость семьи является не только фактором, который определяет порядок и стабильность, но и является важнейшим условием безопасности детей, полноценному развитию. Заботясь о детях, в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка, состоящая из 54 статей и закрепляющая права ребёнка.

Перед собой поставила цель — помочь детям увидеть ценность прав, показать социальную роль, научить воспитанников правовыми, мирными способами разрешать споры и конфликты. Эту большую и важную цель решала через следующие задачи:

1.      Обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетенции.

2.      Развивать я — сознание ребёнка, свободу самовыражения и самопрезентации.

3.      Формировать у детей навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.

4.      Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

5.      Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей

6.      Приобщать детей к отечественным, этнокультурным и национальным ценностям.

Далее составила перспективный план с учётом индивидуальных особенностей психики детей: образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте, ведущий вид деятельности, мотивационный компонент, конспекты занятий по правовому воспитанию, совместно с родителями обновили и пополнили сюжетно — ролевые игры, составила перечень художественных произведений по изучению тем о правах ребёнка. Вся работа с детьми проходила через фронтальные занятия, экскурсии, целевые прогулки, беседы, продуктивную деятельность, развивающие и творческие игры, художественную литературу, праздники и развлечения. Моя тактика в общении с детьми была направлена на убеждение и доброжелательное обсуждение.

Задавала детям следующие вопросы:

—Что больше в себе нравится?

— Когда себя чувствуете себя счастливыми?

— С кем себя чувствуете богатырём?

Ответы детей: «У меня причёска лучше всех». — Кирилл.

— «Когда вечером мы смотрим телевизор всей семьёй». — Настя.

— «Когда папы нет». — Настя.

— «С папой». — Рома.

и т. п.

Дети отвечали по-разному, но в ответах называли самых близких им людей. Обращала внимание детей на то, что друзья тоже могут защитить, быть опорой и щитом в трудную минуту.

Дети рисовали на темы «Портрет мамы», «Как я дарю маме букет», «Дом, который построили родители». В предварительную работу обязательно входила беседа с детьми о маме, что для каждого из детей его мама самая лучшая, красивая, нежная, ласковая. Во время игры с конструктором, строительным материалом предлагала детям построить дом, в котором живут. Здесь каждый ребёнок проявлял фантазию, уровень развития воображения. Аня Епифанова рассказала, что её родители строят большой красивый дом, чтобы у всех были отдельные комнаты. Во время беседы по теме «Скорая помощь» объясняла детям, что в случае серьёзного заболевания надо не прятаться а позвать взрослого и вызвать скорую помощь. С целью укрепления здоровья знакомила детей с предметами, которые необходимые для соблюдения гигиены. Провела серию занятий на здоровьесберегающую тему: «Здоровая пища», «Где живут витамины», «Если хочешь быть здоров — закаляйся», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу». Основная цель таких занятий — помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания, соблюдения режима дня, еда должна быть не только вкусной и полезной, дать представление о б условиях, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья, о людях, которые обеспечивают хорошее здоровье и настроение (родители, воспитатели, врачи, медицинская сестра, повара.)

Во время проведения игр так же обращала внимание на права детей на игру, отдых. Дети узнали, что каждый человек имеет право на жизнь, все люди рождаются свободными и имеют права на защиту и поддержку взрослых.

В результате, у детей повысился уровень знаний, появился желание активно принимать участие в занятии. У воспитанников формируется своё собственное мнение, дети не боятся его высказывать.

Дети моей группы научились слушать и слышать другого человека, уважают его мнение.

В группе отсутствуют конфликты между детьми, а если и возникает подобная ситуация, то она решается без агрессии и ненависти. Дети могут привести такой аргумент, что необходимость пустить в ход агрессию уходит. Причём это дети делают без вмешательства взрослого.

Я считаю, что такого результата я достигла благодаря тесному контакту с родителями. Такие формы работы как родительское собрание «Ребёнок имеет права голоса», круглый стол «Здоровье моё и моей семьи», консультации, анкетирование, участие родителей в праздниках, развлечениях, досугах, оформление стенда «Мы и наши права», папки — передвижки, выставка фотоальбомов «Моя семья» помогли найти подход к каждому родителю. И мы совместно с родителями доносили знания до детей. Самое главное в работе такого направления — это то, что родители вникли и поняли значимость прав ребёнка. А это в будущем счастливые семьи, взаимопонимание в семье и благополучие.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, том.


Задать вопрос