Ознакомление старших дошкольников с конвенцией о правах ребенка
Авторы: Травкина Оксана Витальевна, Шокурова Наталия Юрьевна, Кокшарова Ольга Анатольевна, Семенова Татьяна Сергеевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
X международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Казань, декабрь 2018)
Дата публикации: 28.11.2018
Статья просмотрена: 475 раз
Библиографическое описание:
Травкина, О. В. Ознакомление старших дошкольников с конвенцией о правах ребенка / О. В. Травкина, Н. Ю. Шокурова, О. А. Кокшарова, Т. С. Семенова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/316/14667/ (дата обращения: 16.12.2024).
С наступлением XXI века во всем мире проблема защиты детей обострилась, что объясняется рядом причин. Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях. В полной мере это касается и нашей страны: как защитить права ребенка, сохранив тем самым генофонд нации?
Дошкольное детство — это не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности; это еще и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых — родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в дошкольном возрасте, приводят к тяжелым последствиям. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав.
Новой для нашей страны является проблема отношения к ребенку с позиции знания и уважения его прав. Принятая в 1989 году Конвенция ООН о правах ребенка еще мало знакома не только родителям, но и педагогам. На разработку и принятие Конвенция потребовалось целых 10 лет. И прежде чем знакомить детей с ней, мы должны сами для себя понять, чем отличается Конвенция от Деклорации прав ребенка.
Характеризуя Конвенцию о правах ребенка (этому международному документу важно уделить особое внимание), надо иметь в виду ее уникальность, ведь это первый официально утвержденный международный документ, регулирующий взаимоотношения взрослых и детей. Конвенция максимально защищает ребенка, утверждает приоритетность его интересов в обществе, провозглашает равные права детей с взрослыми.
Документ содержит четыре основных требования, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.
В нем заложены два основополагающих принципа.
Первый: ребенок — самостоятельный субъект права, т. е. обладает всем комплексом гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, причем реализация одного права неотделима от осуществления других.
Второй: приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии; ее социально — нравственное значение.
Этот документ базируется на примате общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности, на исключении дискриминации личности по любым признакам. Он утверждает необходимость особого внимания государства и общества к социально депривированным группам детей: сиротам, инвалидам, беженцам, правонарушителям. Признает право неполноценного ребенка на заботу о себе; ее педагогическая роль. Документ признает ребенка полноценной и полноправной личностью, выступает против авторитаризма педагогов и родителей в отношении к детям. Призывает взрослых и детей строить свои взаимоотношения на основе уважения и доброжелательности.
Конвенция — это правовой документ высокого международного стандарта. Значение Конвенции состоит и в том, что в 54 ее статьях впервые собраны воедино 38 прав ребенка, ранее рассредоточенные в большом числе документов, относящихся к различным областям права. В соответствии с обсуждаемым документом ребенок имеет следующие права (отдельные листы) Перечисленные права относятся ко всем сферам деятельности, в том числе и к образовательной.
Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный человек, знающий свои права и умеющий уважать права других людей. Воспитание правовой культуры — обязательная составляющая государства. С детского возраста нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантности — вот основа правового воспитания дошкольников.
Поэтому назрела необходимость разработать соответствующую программу с учетом возрастных особенностей детей, так как в условиях современного общества каждый должен знать основные положения Декларации прав ребенка и Конвенции ООН о правах ребенка, владеть такими понятиями, как права и обязанности, честь и достоинство. К сожалению, в нашей программе ’’Детство’’ отсутствует такой раздел, но как мы уже сказали назрела такая необходимость, поэтому мы и поставили перед собой задачу: пояснить детям юридические нормы, используя художественную литературу, игры, занятия, песни, рисунки, доступные пониманию дошкольников.
Начиная работу с детьми по ознакомлению с Конвенцией о правах, важным аспектом должно стать — ознакомление ребенка в доступной форме с его правами. Знания о правах ребенка были включены нами в содержание работы по ознакомлению детей с социальной действительностью. Однако общее количество занятий, которое можно было провести в течение года, строго определено, и каждой теме, в том числе и при ознакомлении с доступными пониманию старших дошкольников статьями Конвенции, могло быть полностью посвящено не более одного-двух занятий.
Это такие занятия как: «Конвенция о правах ребенка» — цель, которого познакомить детей с книгой Конвенция о правах ребенка, показать значимость этого документа для каждого ребенка. «Я и мое имя», «Что значат имена?» — целью, которых является закрепление знаний о том, что у каждого человека есть имя, что оно обозначает. «Если вдруг тебя обидели» — формирование у детей понятия «право на безопасные условия жизни», «Хочу все знать» — право на получение информации и образование.
Такого количества занятий недостаточно, чтобы у детей сформировались необходимые представления, закрепились знания, поэтому этот материал мы включаем как часть занятий по ознакомлению с социальной действительностью по другим темам. Для закрепления представлений о праве ребенка на медицинскую помощь можно при рассмотрении темы «Семья» подчеркнуть, что родители заботятся о здоровье ребенка, оказывают ему первую помощь при заболевании; проводя занятие по знакомству с родным городом, упомянуть о том, что в нем есть различные лечебные учреждения, в том числе для детей; один из видов специального транспорта — машины скорой помощи; в детском саду и школе есть медицинский кабинет и врачи, которые следят за состоянием здоровья детей.
Закрепление представлений детей о своих правах может найти отражение и в занятиях по другим разделам программы: развитию речи- при составлении творческих рассказов на тему: «Вместе целая семья», «Такие разные дети» -закрепляем не только умение составлять связный, последовательный рассказ, но и знакомить детей со статьей 8 п. 1 их право иметь свою индивидуальность.
При составлении рассказов из опыта: «Как мы ходили в школу». «Расскажи какие детские журналы ты любишь и почему»-расширять знания детей о своих правах на образование. На занятиях по ознакомлению с окружающим по темам: «Театр, Музей»- дать детям представления о музее, театре, как о виде искусства, тема «Праздники» -закреплять знания детей о том, какие бывают праздники, как организуют празднование разных событий, раскрывая тем самым представления о статье 31 п 1.(право ребенка на отдых и досуг), КВН, развлечение.
В изобразительной деятельности: на занятиях рисование: «Портрет моего друга», «Мой дом», «Страна, где я живу», «Я — человек». На занятие — лепке: «Дарим шар земной детям», «Зимняя прогулка». На занятие — аппликация: «Машины скорой помощи», «Подарок малышам».
Обучение и закрепление представлений детей о своих правах находит отражение в конструировании и ручном труде: изготовление с детьми закладок для книг — «Книжки — малышки», изготовление медицинских карт для игры в больницу, строительство «Медицинского городка».
Кроме того, представления детей пополняются и закрепляются в других формах организации и видах детской деятельности, предполагается использование непосредственного наблюдения: экскурсии, прогулки. «В другие группы» — цель, которой знакомство с детьми, сопоставление их имен с именами детей нашей группы, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам и малышам. «Экскурсия в школу, в детскую библиотеку» — где дается представление о праве на образование и досуг. Во время экскурсий в поликлинику, в аптеку происходит знакомство детей с работой специалистов, заботящихся о здоровье людей.
Опытно-исследовательская деятельность, позволяет детям самостоятельно сделать вывод, убедиться в чем-то (посчитать пульс, послушать биение сердца, проверка зрения). Цель этих опытов заключается в ознакомлении со своими органами, формирование заботы о своем здоровье. «Узнай сам и расскажи другим» — учить детей самим находить нужную им информацию, выяснить происхождение слов (школа, библиотека). Предусматривается также проведение бесед с детьми: этическая беседа «Добрые и злые поступки» познакомит детей со способами разрешения конфликтных ситуаций, закрепив тем самым представление о статье 13 (право ребенка свободно выражаться). Такие беседы как: «Зачем человеку свободное время?», «Что такое отдых» помогут детям закрепить понятие о видах отдыха людей, его необходимости, а беседа о государственной символике, гербе, флаге, гимне, помогут довести до сознания детей то, что каждый ребенок является гражданином государства, в котором он живет.
Закрепление представлений детей о своих правах находит отражение и через чтение художественных произведений. Ребенка нужно ввести в проблему и в этом помогает «старая сказка на новый лад». Нужно выбирать хорошо знакомую детям сказку, достаточно актуальную, в которой сюжет отражает определенные социальные явления. Можно остановить свой выбор на сказке А.Толстого «Приключение Буратино». Так появляется на свет продолжение истории о Буратино, который пришел на помощь детям и куклам из Страны Дураков, где никто не имел представления о правах человека, а тем более о правах детей. В сказке «Серая шейка», «Красная шапочка» можно увидеть с детьми нарушение права на личную неприкосновенность, жизнь, свободу. В сказке «12 месяцев» Маршака — нарушение права на заботу и попечение, в сказке Гаршина «Лягушка — путешественница» — право на свободное передвижение. Именно, чтение художественных произведений становится определенным этапом знакомства детей с проблемой прав человека вообще и прав ребенка в частности.
Помогает уточнить и расширить представления детей, использование технических средств обучения: аудио и видеопродукции. Это и прослушивание музыкальных произведений: В.Моцарт «Колыбельная», Г.Струве «Моя Россия», просмотр мультфильмов «Приключение Незнайки», «Маугли» — целью которых является воспитание продолжительного отношения к обучению. Просмотр видеофильмов о родном городе, городах России. Просмотр диафильмов «Мойдодыр», «Винни-пух». Очень важно дать возможность детям применить полученные знания в практической деятельности — творческих и развивающих играх: сюжетно-ролевых играх: Семья, путешествие, детский сад, библиотека, почта. Дидактические игры: «Моя семья» — развивать и пополнять представления детей о семье. «Цепочка» — дать детям элементарные представления о необходимых условиях для жизни любого живого на земле, «Цветик — семицветик» -закрепить знания детей о правах, данных им государством. «Разрезные картинки» — закрепить знания о своих правах. Развивающие игры: «Я имею право» — расширять область правовых знаний детей. «Я не должен» — учить разграничивать понятие — могу — должен — хочу. Совершенствовать знания детей о социальных нормах. «Кто нарушил права?» — учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права.
В подвижных играх — «Нам не тесно», «Не промочи ноги», «Салочки –выручалочки».
Нужно дать детям возможность попытаться использовать эти знания в общении с другими детьми, в праздниках и развлечениях: «У кого сегодня день рождение?», «День знаний», «Выпускной бал» — где закрепляются представления детей о праве на отдых, образование, получение информации, развитие интереса к чтению. Такие развлечения как: «Маленькие дети с большими правами. «Мы на свет родились, чтобы радостно жить» — закрепляют представления детей о Конвенции о правах ребенка. По каждой статье Конвенции в работе нужно использовать только те формы организации детей, которые наиболее адекватны соответствующим темам.