В статье рассмотрена проведенная оценка уровня БДД в городе Артеме за счет анализа количества ДТП за период с 2012 по 2014 гг. После предложены способы снижения аварийности на дорогах рассматриваемого города.
Ключевые слова: аварийность, БДД, пропаганда, социальная реклама, Артём
Обеспечение безопасности дорожного движения (БДД) является важной задачей для современного общества. Автомобильный транспорт развивается непрерывно (увеличиваются скорость, интенсивность движения, грузоподъемность). В системе «водитель — автомобиль — дорога — среда» (ВАДС) водитель автотранспортного средства является главным звеном и именно от него зависит эффективность и безопасность дорожного движения, ведь по вине водителей происходит более 80 % дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Гибель людей в ДТП относится к одной из основных причин смертности наиболее трудоспособной части населения. Поэтому крайне важно повышать БДД всеми возможными способами.
Для оценки уровня БДД по городу Артему был проведен подсчет и анализ количества учетных ДТП по вине водителей за 2012–2014гг.
Таблица 1
Количество учетных ДТП, произошедших по вине водителей
|
2012г |
2013г |
2014г |
ДТП по вине водителей |
219 |
213 |
197 |
ранено |
276 |
279 |
248 |
погибло |
27 |
31 |
20 |
Исходя из данных приведенных в Таблице 1: количество ДТП по вине водителей за учетный период уменьшилось на 9.9 %, число раненых уменьшилось на 10.1 %, а число погибших на 25.9 %.
Несмотря на данные, приведенные выше, снижение количества ДТП незначительное. В городе необходимо проведение мероприятий по повышению БДД и снижению числа аварий, причиной которых служит человеческий фактор.
Изучив различные методы повышения БДД, я считаю, что пропаганда самый эффективный из всех методов.
Служба пропаганды безопасности дорожного движения появилась в 1932 г. Тогда был утвержден циркуляр № 36 от 25 мая 1932 года Главного управления Рабоче-крестьянской милиции при Совете народных комиссаров так и назывался «О мероприятиях по развертыванию пропаганды вопросов безопасности уличного движения»
Пропаганда культуры и безопасности дорожного движения должна служить одним из важнейших направлений в государственной пропаганде, что, в частности, требует создания на государственном телевидении и радио специальных программ, подготовленных на высоком уровне психологической и педагогической воздейственности. В этой работе основной акцент должен быть сделан на понимание всеми общей и личной заинтересованности в решении проблемы, на необходимости разумного, ответственного, культурного, взаимоуважительного и дисциплинированного поведения на дорогах, внимания участников дорожного движения друг к другу, показа позитивных фактов культуры и мастерства вождения, добрых советов, примеров образцового поведения инспекторов госавтоинспекции и прочее; тот же стиль должен преобладать и в рекламе на дорогах.
Пропаганда БДД представляет собой целенаправленную деятельность, осуществляемую субъектами пропаганды по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснению законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих поведение участников дорожного движения. С учётом современных реалий данное определение следовало бы расширить, видоизменить, поскольку основные усилия должны быть сосредоточены не столько на распространении информации, сколько на изменении с ёё помощью сознания участников дорожного движения. То есть, в основу должен быть положен принцип целеполагания, с помощью которого обозначаются более конкретные результаты деятельности.
Самым общим образом цель деятельности по пропаганде безопасности дорожного движения можно обозначить как снижение уровня дорожно-транспортного травматизма, смертности на дорогах, повышение защищённости участников дорожного движения.
Достижение данной цели возможно с помощью решения следующих задач:
- повышение культуры участников дорожного движения;
- формирование положительного образа сотрудника УГИБДД при использовании различных механизмов воздействия на сознание участников дорожного движения;
- снижение уровня детского дорожно-транспортного травматизма, развитие программ обучения детей различного возраста безопасному поведению на дорогах;
- распространение положительного опыта организации работы по профилактике травматизма, взаимодействие с общественными организациями;
- использование возможностей СМИ;
- разработка новых методов и приёмов работы, их внедрение в практику.
Существуют различные виды мероприятий по пропаганде БДД:
1) Информирование населения о состоянии безопасности дорожного движения и формирование у участников дорожного движения правосознания и культуры в области дорожного движения за счёт использования средств массовой информации (СМИ);
2) Установка вдоль дороги баннеров, плакатов и стендов агитационного содержания, с призывом о соблюдении ПДД;
3) Проведение широкомасштабных рекламных акций и выставок для привлечения внимания к проблемам нарушения ПДД;
4) Повышение качества подготовки специалистов, ответственных за проведение мероприятий по пропаганде БДД;
5) Организация процесса обучения детей безопасному поведению на дорогах;
6) Создание отрядов юных инспекторов движения (ЮИД).
Среди всех видов мероприятий по пропаганде БДД, для формирования мотивации в соблюдении ПДД лучше всего подходит использование возможностей социальной рекламы в обеспечении безопасности дорожного движения.
Социальная реклама — это сильный инструмент формирования общественного мнения.
Цель социальной рекламы — изменить отношение населения к какой-либо проблеме, привлечь внимание людей к конкретным социальным проблемам, а в долгосрочной перспективе — выработать новые социальные ценности.
Термин социальная реклама, являющийся дословным переводом с английского public advertising, используется только в России. А во всем мире ему соответствуют понятия некоммерческая реклама и общественная реклама.
Некоммерческая реклама — реклама, спонсируемая некоммерческими институтами или в их интересах и имеющая целью стимулирование пожертвований, призыв голосовать в чью-либо пользу или привлечение внимания к делам общества.
Общественная (социальная) реклама передает сообщение, пропагандирующее какое-либо позитивное явление. Профессионалы создают ее бесплатно (корректнее говорить об этической позиции отказа от прибыли), место и время в СМИ также предоставляются на некоммерческой основе
В социальной рекламе не должны упоминаться коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также конкретные марки их товаров, равно как и марки товаров, являющихся результатом предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.
Осуществляемая на безвозмездной основе деятельность юридических и физических лиц по производству и распространению социальной рекламы, передаче своего имущества, в том числе денежных средств, другим юридическим и физическим лицам для производства и распространения социальной рекламы признается благотворительной деятельностью и пользуется предусмотренными законодательством льготами.
Рекламораспространители — организации средств массовой информации обязаны осуществлять размещение социальной рекламы, представленной рекламодателем, в пределах пяти процентов эфирного времени (основной печатной площади) в год, используемого в пределах, установленных для рекламы законодательством Российской Федерации о рекламе.
Рекламораспространители, не являющиеся организациями средств массовой информации, обязаны осуществлять размещение социальной рекламы в пределах пяти годовой стоимости предоставляемых ими услуг по распространению рекламы.
Рекламопроизводители обязаны предоставлять услуги по производству социальной рекламы в пределах пяти процентов годового объема производства ими рекламы.
Условия, касающиеся времени размещения и средств распространения социальной рекламы, предложенные рекламодателем, являются обязательными для рекламораспространителя, если рекламодатель обращается к рекламораспространителю не позднее, чем за месяц до предполагаемого срока распространения социальной рекламы.
Оплата производства, размещения и распространения социальной рекламы производится на основании договора.
Некоторые аналитики выделяют два уровня воздействия социальной рекламы. Это внедрение или закрепление определенных правил и утверждение в общественном сознании моральных поведенческих норм.
Социальный плакат, особая форма тиражной полиграфической продукции, является одним из старейших видов рекламы. Социальный плакат, получивший массовое распространение в начале 20 века, в первую мировую войну, является актуальным и в настоящее время. Плакат сегодня это всё — от традиционного бумажного полиграфического плаката в помещении до широкоформатных «бигбордов» на фасадах зданий.
Текстовому обращению в социальном плакате, как правило, отводится очень важная роль, при этом возможны любые варианты соотношения с изобразительной графической компонентой — от полного отсутствия до стопроцентного доминирования при отсутствии графики.
Телереклама сегодня также имеет огромный арсенал возможностей распространения социальной информации от местного вещания кабельной сети до федеральных сетей и спутниковых компаний, транслирующих свой сигнал на целые континенты. Неотъемлемой частью телевизионных рекламоносителей стали наружные уличные и внутренние пространства городской среды. В данном случае, телеэкран в форме плазменной панели или жидкокристаллического экрана появляется в самых различных местах современной архитектуры: в административной и торговой зоне, в салоне городского транспорта или на улицах города. Часто здесь звуковое сопровождение изображения убирается, чтобы не мешать окружающим людям в их профессиональной деятельности, или потому, что его невозможно передать из-за технического несовершенства конструкции. Поэтому телевизионную рекламу делят на два типа: озвученную и без звукового сопровождения. Особое внимание стоит уделить беззвучной телерекламе, так как она требует более выразительных визуальных форм, краткости информационного сообщения, сопровождения надписями, вплоть до бегущей строки и титров.
Вывод: Для повышения уровня БДД в Артеме необходимо более детальное исследование дорожно-транспортных происшествий за больший период времени. После этого нужно усовершенствовать методы обеспечения БДД за счет введения новых способов пропаганды соблюдения ПДД.
Литература:
1. А. В. Вашкевич, А. Е. Мизонова, Э. К. Кутуев Деятельность Госавтоинспекции по пропаганде безопасности дорожного движения. Под общей редакцией В. А. Кудина СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2012. 160 с.
2. http://studopedia.org/6–101058.html