К вопросу о взаимосвязи дорожно-транспортных происшествий, днях недели и времени суток
Авторы: Есипова Александра Анатольевна, Лисовая Анастасия Алексеевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 31.10.2016
Статья просмотрена: 760 раз
Библиографическое описание:
Есипова, А. А. К вопросу о взаимосвязи дорожно-транспортных происшествий, днях недели и времени суток / А. А. Есипова, А. А. Лисовая. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 76-79. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1438/ (дата обращения: 16.11.2024).
В данной статье путем аналитического сравнения статистических данных о дорожно-транспортных происшествиях, представленных государственной автоинспекцией за первое полугодие 2016 года, выявляются характерные особенности повышенного числа ДТП в определенные временные промежутки и дни недели. Также рассматриваются несколько основных причин дорожно-транспортных происшествий, характерных для всего мира.
Ключевые слова: дорожная безопасность, конференция ООН «Рио +20», причины дорожно-транспортных происшествий.
В настоящее время положением, связанным с организацией дорожной безопасности, обеспокоено все мировое сообщество. В связи с этим Организация Объединенных Наций (ООН), рассматривая вопросы об аварийности и травматизме, говорит о том, что ситуация уже превратилась в «глобальный кризис». В 2012 г. в Рио де Жанейро под эгидой ООН была проведена конференция, посвященная устойчивому развитию и вопросам охраны окружающей среды «Рио +20», на которой подчеркивалась связь между безопасностью дорожного движения и устойчивым развитием. Следует отметить, что на этой конференции были представлены статистические данные по дорожно-транспортным происшествиям (ДТП) в каждой стране. [6]
Согласно статистике, представленной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) смерть по причине ДТП носит самый частый характер, в среднем это 1,25 млн. человек в год. Причем количество жертв напрямую зависит от уровня экономического развития той или иной страны, так например, в Африке смертность составляет 26,6%, в Америке 15,9%, а в Европе 9,3% общей смертности. Исходя из представленной информации и в виду роста транспортных средств, появилась необходимость улучшения качества культуры безопасного поведения на дороге. Для решения данного вопроса была создана программа по улучшению дорожной политики разных стран, которая была принята и подписана в Рио де Жанейро. [3]
Для Российской Федерации (РФ) данный вопрос также имеет огромное значение. Рассмотрим более подробно статистические данные [5; 7]. В данный момент на территории РФ проживает 146 544 710 человек (включая новорожденных, детей и лиц пенсионного возраста), количество автомобилей составляет примерно одну треть от данного числа (легковые автомобили - 44 млн., грузовые - 6 миллионов, зарегистрированный мототранспорт - 2 млн.). Хотелось бы отметить, что количество автомобилей с каждым годом растет, а причины дорожно-транспортных происшествий, начиная с момента появления транспортных средств, практически не изменились. Только появление «гаджетов» увеличило возможность ослабления внимания у участников дорожного движения. Осветим более подробно основные причины ДТП [1; 5; 7]:
- на первом месте причин дорожно-транспортных происшествий в России стоит банальное состояние алкогольного опьянения, несмотря на ужесточение наказания со стороны государства и многочасовой пропаганды в различных источниках средств массовой информации.
- на втором месте стоит мобильный телефон, штраф за общение по телефону за рулем составляет в нашей стране 1500 рублей. Но это не самое пугающее в данной ситуации, более уместным будет сказать, что общение по средству связи отвлекает человека от слежения за дорогой и переключает на решение обсуждаемых по телефону вопросов, что в итоге приводит к аварийной ситуации. Причем написание СМС и других текстовых сообщений увеличивает возможность аварии в 6 раз, а простой разговор даже со специализированными беспроводными устройствами, которые предлагают нам продавцы телефонов и автомобилей, увеличивают возможность аварии в 4 раза. Сигнал телефона отвлекает водителя в среднем на 4,6 секунды, чего вполне достаточно при определенных условиях.
- на третьем месте причиной попадания в аварию является лихачество, оно, как и предполагается, составляет одну треть всех смертельных исходов на дороге. С психологической точки зрения объясняется уверенностью человека в своем умении водить транспортное средство – у взрослого человека, нехватке адреналина или желании произвести впечатление у подростков - как правило, в ДТП чаще попадают лица от 15 до 44 лет, из них 77% мужского пола.
- на четвертом месте из списка глобальных причин стоит пренебрежение ремнями безопасности. Данный вопрос является достаточно спорным, т.к. существует мнение, что в случае возгорания или ДТП, могут затруднить экстренный выход из машины или же, что ремни безопасности могут травмировать человека. При резком торможении в основном страдает шейный отдел позвоночника, возможны также переломы ключицы и ожоги – о данных нюансах стараются не упоминать, т.к. плюсов от применения ремней гораздо больше. Но, сколько бы ни было мнений, статистика Всемирной Организации Здравоохранения говорит о том, что использование ремней безопасности уменьшает количество травм при лобовом или боковом столкновении в 2 раза и в 5 раз при переворачивании автомобиля.
Изучая статистические данные других стран, находящиеся в открытом доступе сети Интернет [3], можно сделать вывод о том, что именно эти четыре фактора возглавляют печальную статистику во всем мире (рис. 1).
Кроме того, количество ДТП напрямую зависит от времени года, дня недели и времени суток.
Согласно статистическим данным [5; 7] за первое полугодие 2016 года самое большое количеств дорожно-транспортных происшествий приходится на выходные дни, так наиболее опасным днем недели является суббота, на которую приходится 14346 ДТП, на втором по количеству месте находится пятница (13940), на третьем месте – воскресенье, с количеством ДТП равным 13104 (рис. 2). Представленные ранее причины позволяют провести параллель, согласно которой на субботу и воскресенье у подавляющего числа россиян приходятся выходные дни, что заранее предполагает большее количество встреч, звонков и людей в состоянии алкогольного опьянения.Рис.2 Зависимость ДТП от дня недели
Также из виду не стоит упускать людей, выезжающих на выходные из крупных городов в область, по пятницам и возвращающихся по воскресеньям. Данная категория людей конкретно не является причиной дорожно-транспортных происшествий, но в виду создания загруженности на дорогах, позволяет отследить темпы повышенной опасности с 17. 00 по 20.00, причем пик частоты ДТП приходится ровно на средину представленного времени (рис. 3). Также характерной чертой является и то, что наиболее опасными с точки зрения ДТП являются дороги регионального и межмуниципального значения. [5; 7]
Рисунок 3 – Зависимость ДТП от времени суток.
Безусловно, виновниками дорожно-транспортных происшествий в подавляющем большинстве являются водители транспортных средств, на их долю приходится 40%, следующими, согласно статистике, являются пассажиры, они виноваты в 32% случаев, а дальше, как это ни странно, виновниками 26% случаев являются пешеходы (12% данной цифры приходится на детей) и замыкают данный рейтинг велосипедисты, ДТП по причине которых происходят лишь в 2% случаев, одна треть которых приходится на детей в возрасте от 12 до 16 лет. [5; 7]
Вопрос участия детей в дорожно-транспортных происшествиях является достаточно больной темой для любого государства. Так среди попавших в ДТП детей до 16 лет приходится 10281 человек, из этого количества погибло 353 ребенка. Около 11008 пострадало ввиду ДТП, и это только показатели за первое полугодие 2016 года. 40% этих случаев приходится на детей-пассажиров (5% из которых – это нарушение водителями правил перевозки детей). 42% всех ДТП с участием детей-пешеходов и подавляющее число происходит по причине неосторожности самих детей. [5; 7]
Вопрос минимизации дорожно-транспортных происшествий будет актуален в любое время. Но благодаря всестороннему развитию и постоянной работе на государственном уровне и мировому сотрудничеству в области дорожной безопасности, количество ДТП и пострадавших при ДТП снижается. Согласно отчету ГИБДД количество ДТП снизилось на 17% по сравнению с показателем за 6 месяцев прошлого года. Количество травмированных граждан снизилось на 8,7%, при этом превысив 92,3 тысячи человек. [5]
Данная статистика отражает положительный результат программы принятой в Рио де Жанейро 5 лет назад. Но, несмотря на положительную тенденцию развития данного вопроса, количество ДТП, жертв и травмированных в результате ДТП все равно остается огромным. Для снижения этого количества необходимо соблюдать свод некоторых правил: быть наиболее бдительными с пятницы по воскресенье (рис. 2), и ежедневно с 17.00 по 20.00, а также не садиться за руль в нетрезвом состоянии, не отвлекать водителя за рулем и стараться минимизировать использование мобильного телефона. При соблюдении этих простых правил можно существенно снизить общее количество ДТП и повысить уровень личной безопасности на дороге каждого.
Литература:
- Аналитическая статистика: причины автомобильных аварий и ДТП. (Электронный журнал Fastmb.ru) [Электронный ресурс] // Статистика - Режим доступа: http://fastmb.ru/autonews/autonews_rus/111-statistika-prichiny-dtp.html (Дата обращения 07.10.2016)
- Глобальный план по обеспечению десятилетия безопасности дорожного движения. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.who.int/roadsafety/publications/global_launch_ru.pdf?ua=1(Дата обращения 10.10.2016)
- Доклад о состоянии безопасности дорожного движения в мире 2015 /Всемирная организация здравоохранения. – М.:Весь мир, 2015. – 282с.
- Молодцова, Е.Ю. Социальная безопасность: основные представления и подходы к обучению/ Молодцова Е.Ю., Ребко Э.М. // Современные Исследования Социальных Проблем (Электронный Научный Журнал) Выпуск № 5 / 2012 (http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-bezopasnost-osnovnye-predstavleniya-i-podhody-k-obucheniyu)
- Официальный сайт ГИБДД МВД России. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] // Статистика - Режим доступа: http://www.gibdd.ru/stat/ (Дата обращения 30.09.2016)
- Справочник по документации Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.un.org/ru/documents/resguide/specenv.shtml (Дата обращения 10.10.2016)
- Статистика ДТП в России за январь - июль 2016 года. (Электронный журнал 1GAI) [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.1gai.ru/517185-statistika-dtp-v-rossii-za-yanvar-iyul-2016-goda.html (Дата обращения 07.10.2016)
Ключевые слова
дорожная безопасность, конференция ООН «Рио +20», причины дорожно-транспортных происшествийПохожие статьи
Проблемы мониторинга дорожно-транспортного травматизма в регионе
В статье рассмотрена проблема мониторинга дорожно-транспортного травматизма в Рязанской области, представлены статистические данные по проблеме, освещены основные подходы по улучшению сложившейся ситуации.
К вопросу о факторах, влияющих на безопасность работы железнодорожных переездов
В статье авторы рассматривают проблему обеспечения безопасности на железнодорожных переездах. Приводится статистика происшествий на переездах за последние 15 лет. Предложена усовершенствованная блок-схема факторов, влияющих на работу переезда.
Правовая природа отношений в области обеспечения безопасности на автомобильном транспорте
В статье акцентируется внимание на том, что транспортная инфраструктура активно развивается, и в Российской Федерации остро стоит проблема большого количества дорожно-транспортных происшествий с гибелью и потерей здоровья людей. Исходя из этого, обес...
Дорожно-транспортные происшествия в Нижневартовске: статистика, причины, меры по снижению количества
В статье проводится сравнительный анализ статистики дорожно-транспортных происшествий за период 2019–2020 гг. на дорогах города Нижневартовска. Выявляются причины их совершения, а также предлагаются профилактические мероприятия по снижению их количес...
Административная ответственность за правонарушение в области организации дорожного движения
Статья посвящена вопросам организации дорожного движения и обеспечения безопасности на дорогах. Приводятся определения из Федерального закона и статистические данные, свидетельствующие о снижении количества дорожно-транспортных происшествий за послед...
Правовая характеристика административных правонарушений в области дорожного движения
Актуальность темы исследования. Административные правонарушения в области дорожного движения являются одним из наиболее распространенных видов правонарушений в Российской Федерации. В вопросе административной ответственности за правонарушения в облас...
Особенности предупреждения преступности в городах-курортах РФ
В данной статье рассмотрены особенности совершения преступлений в городах-курортах в РФ. Анализируются тенденции и причины правонарушений, а также выделены основные проблемные вопросы профилактики преступности в курортных городах.
Техническое состояние транспортных средств и его влияние на безопасность дорожного движения
В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на транспортный процесс, произведен анализ неисправностей, оказывающих влияние на уровень дорожной безопасности транспортных средств.
Противодействие миграционной преступности по данным УРФО
В статье рассматривается определение предупреждения преступлений, изучаются миграционные процессы и миграционная преступность. Также в данной статье анализируется миграционная преступность за 2020 год в целом по стране и отдельно в Уральском федераль...
Анализ статистических данных по дорожно-транспортным происшествиям
Актуальность исследования заключается в том, что большое количество выписанных штрафов в 2020 году приходится на нарушение скоростного режима, о именно 124 миллиона, за данным нарушением следует нарушение требований знаков и разметок, по данному нару...
Похожие статьи
Проблемы мониторинга дорожно-транспортного травматизма в регионе
В статье рассмотрена проблема мониторинга дорожно-транспортного травматизма в Рязанской области, представлены статистические данные по проблеме, освещены основные подходы по улучшению сложившейся ситуации.
К вопросу о факторах, влияющих на безопасность работы железнодорожных переездов
В статье авторы рассматривают проблему обеспечения безопасности на железнодорожных переездах. Приводится статистика происшествий на переездах за последние 15 лет. Предложена усовершенствованная блок-схема факторов, влияющих на работу переезда.
Правовая природа отношений в области обеспечения безопасности на автомобильном транспорте
В статье акцентируется внимание на том, что транспортная инфраструктура активно развивается, и в Российской Федерации остро стоит проблема большого количества дорожно-транспортных происшествий с гибелью и потерей здоровья людей. Исходя из этого, обес...
Дорожно-транспортные происшествия в Нижневартовске: статистика, причины, меры по снижению количества
В статье проводится сравнительный анализ статистики дорожно-транспортных происшествий за период 2019–2020 гг. на дорогах города Нижневартовска. Выявляются причины их совершения, а также предлагаются профилактические мероприятия по снижению их количес...
Административная ответственность за правонарушение в области организации дорожного движения
Статья посвящена вопросам организации дорожного движения и обеспечения безопасности на дорогах. Приводятся определения из Федерального закона и статистические данные, свидетельствующие о снижении количества дорожно-транспортных происшествий за послед...
Правовая характеристика административных правонарушений в области дорожного движения
Актуальность темы исследования. Административные правонарушения в области дорожного движения являются одним из наиболее распространенных видов правонарушений в Российской Федерации. В вопросе административной ответственности за правонарушения в облас...
Особенности предупреждения преступности в городах-курортах РФ
В данной статье рассмотрены особенности совершения преступлений в городах-курортах в РФ. Анализируются тенденции и причины правонарушений, а также выделены основные проблемные вопросы профилактики преступности в курортных городах.
Техническое состояние транспортных средств и его влияние на безопасность дорожного движения
В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на транспортный процесс, произведен анализ неисправностей, оказывающих влияние на уровень дорожной безопасности транспортных средств.
Противодействие миграционной преступности по данным УРФО
В статье рассматривается определение предупреждения преступлений, изучаются миграционные процессы и миграционная преступность. Также в данной статье анализируется миграционная преступность за 2020 год в целом по стране и отдельно в Уральском федераль...
Анализ статистических данных по дорожно-транспортным происшествиям
Актуальность исследования заключается в том, что большое количество выписанных штрафов в 2020 году приходится на нарушение скоростного режима, о именно 124 миллиона, за данным нарушением следует нарушение требований знаков и разметок, по данному нару...