Вопросы об обязанностях и порядке их закрепления в конституциях мира решаются по-разному. Наиболее распространенным является такой порядок, когда в основном законе фиксируются только права и свободы, а обязанности отсутствуют [1]. Это характерно для старых конституций. Таким примером служит Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 г. Конституция США не декларирует обязанности граждан. Более того, даже основные права и свободы были введены позднее «Биллем о правах».
Иная разновидность — обязанности закрепляются отдельно от прав и свобод. Такая форма конституционного закрепления характерна для современных конституций. Во многих из них права, свободы и обязанности записаны в одной главе, реже им посвящены самостоятельные главы. В качестве примера можно привести Конституцию Республики Узбекистан от 8 декабря 1992 г. Раздел второй посвящен основным правам, свободам и обязанностям человека и гражданина. При этом отдельная глава XI посвящена обязанностям граждан.
В европейской юридической науке достаточно глубоко исследуются особенности позитивных и негативных начал официального закрепления принципа прав и обязанностей в национальных конституциях. Несмотря на их признание современной цивилизацией, все-таки нередко присутствие в конституциях во взаимной связке прав и обязанностей объясняют также и стремлением государства «уравновесить» позиции отдельного индивида в отношениях с представителями власти, организовать диалог.
В современных конституциях Японии, Италии, Португалии, Испании, Кубы, Китая в названиях соответствующих разделов указано, что они закрепляют не только права и свободы, но и обязанности. Хотя в названиях разделов конституций ряда государств (ФРГ, Греция) не содержится упоминания об обязанностях, в тексте тем не менее присутствуют статьи об обязанностях граждан. В современных конституциях закрепляются в основном обязанности платить налоги, соблюдать законы, не нарушать права других лиц,
Но все же перевес при этом основных прав очевиден — их в конституциях десятки, обязанностей — единицы. Более того, «нередко обусловливается повышенный уровень регулирования для обязанностей. Так, Конституция Словацкой Республики 1992 г. в ч. 1 ст. 13 предусмотрела, что «обязанности можно устанавливать только на основе закона, в его рамках и при соблюдении основных прав и свобод» [2].
В некоторых идеологических системах, в основном построенных на религиозной основе, подход к обязанностям человека в значительной мере связан с религиозной и половой принадлежностью лица. Например, шариат основан на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь [3]. Мусульманин должен соединять в себе достоинство умеренности, сдержанности, непритязательности, простоты и гибкости. Объем обязанностей в этих странах во многом «определяется характером политического режима, конституционной системой государственных органов, положением главы государства — президента или монарха, а также степенью влияния норм ислама на государственно-правовые и общественно-политические институты и органы.
Конституционные обязанности человека и гражданина РФ:
Обязанности — составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции РФ («Права и свободы человека и гражданина»). К обязанностям относятся:1. Равенство обязанностей; 2. Соблюдение Конституции и законов; 3. Уважение прав и свобод других лиц; 4. Забота о детях и нетрудоспособных родителях; 5. Получение основного общего образования; 6. Забота о памятниках истории и культуры; 7.Уплпта налогов и сборов; 8. Сохранение природы и окружающей среды; 9. Защита отечества [4].
Итак, рассматривая различные подходы к определению места и роли обязанностей человека и гражданина, можно прийти к выводу, что практически все конституции мира отражают данную категорию. Если же категория обязанностей не нашла своего отражения в основном законе, то это не говорит об их отсутствии и неприменении на территории данного государства. Можно также обратить внимание на то, что если для европейских конституций характерно более полное отражение прав и свобод и недостаточное — обязанностей человека и гражданина, то для исламских государств наблюдается обратная тенденция.
Литература:
1. Глухарева Л. И. Обязанности человека и гражданина в контексте теории прав человека // История государства и права. 2009. № 7. С. 57
2. Зубкова В. С. Конституционное соотношение прав, свобод и обязанностей человека в российском и зарубежном конституционном праве // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 9. С. 36
3. Головистикова А. Н., Грудцына Л. Ю. Права человека: Учебник. М., 2006. С. 238.
4. Конституция Российской Федерации от 2 дек. 1993 г.: в ред. Законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос Федерации от 21.07.2014 г. № 6-ФКЗ // Рос.газ. — 2014. — 22 июля