Сегодня благодаря объединенным усилиям общества и государства, направленным на борьбу с правовой неграмотностью, преодолением явлений правового нигилизма и повышению уровня гарантированности прав и свобод человека и гражданина, в том числе в уголовном процессе, достигнут определенный прогресс в снижении степени криминализации общественных отношений и повышения уровня доверия граждан к правоохранительной системе Российской Федерации. Так, по итогам 2019 года можно отметить, что при непосредственном участии представителей адвокатского сообщества рассмотрено 5 612 уголовных дел, из них с участием адвокатов по соглашению с подзащитным — 3 355, адвокатов по назначению — 360; адвокатами выявлено 3 500 преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов, факты о которых переданы для расследования по подведомственности. В сравнении с аналогичными критериями оценки по итогам 2018 года приведенные цифры демонстрируют динамику роста степени участия адвоката в уголовном судопроизводстве, а, следовательно, свидетельствуют об увеличении влияния адвокатского сообщества на уголовный процесс и в целом на развитие правовой системы Российской Федерации. Несмотря на высокую долю участия адвокатов в уголовно-процессуальных отношениях, до сих пор в российском отраслевом законодательстве дискуссионными остаются вопросы статуса адвокатов-защитников, круга лиц, имеющих право участвовать в уголовных делах в качестве защитников наряду с адвокатами, вопросы объема их прав и обязанностей, гарантий, механизма реализации их прав, и некоторые другие, которые имеют существенное значение для обеспечения эффективности деятельности адвокатов (защитников) по уголовным делам и требуют своего научного осмысления, даже с учетом того, что и в Федеральном законе от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации сформулированы понятийный аппарат относительно участников уголовного процесса, включая защитника, определены принципы участия их в уголовном процессе, закреплена роль органов государственной власти по обеспечению участия адвокатов (защитников) в обеспечении прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, регламентированы формы участия защитников в уголовном судопроизводстве, их правовая защищенность. Но при всем этом говорить о совершенстве Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» на настоящий момент не представляется возможным.
С нашей точки зрения, не все положения данных правовых актов в целом отвечают потребностям современного общества и избавлены от юридико-технических неточностей. Изложенное и позволяет прийти к выводу как об актуальность выбранной темы исследования, и необходимости проведения мониторинга правоприменения федерального законодательства, регламентирующего участие адвокатов (защитников) в уголовном процессе.
Относительно адвокатской деятельности Ю. И. Стецовский подчеркивает, что ее можно рассматривать как свободную профессию только с определенными ограничениями. Она является таковой, поскольку доступ к ней открыт любому желающему, имеющему достаточный уровень подготовки, и поэтому при выполнении профессиональных обязанностей адвокат должен пользоваться как можно большей независимостью. Ведь главная задача адвоката — защищать частных лиц в правовом споре с государством. Необходимость для гражданина иметь в споре с государством помощника — автономного, профессионального юриста — требует формирования адвокатуры как добровольного, самоуправляющегося и независимого объединения. Представляя обвиняемого или иное лицо, адвокат осуществляет публично-правовые функции. Поэтому суть проблемы заключается не в том, следует ли отказаться от государственного руководства адвокатурой, а в том, каковы границы и формы этого руководства. Порядок отношений адвокатуры с государством определен Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», статья 3 которого провозглашает ее независимость и самостоятельность. В частности, часть 3 статьи 3 содержит положение о том, что: «В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи». При угрозе безопасности адвокатов в связи с выполнением профессионального долга, они должны быть адекватно защищены властями. Суд или административный орган не должны отказывать в признании права практикующего адвоката представлять интересы своего клиента, если этот адвокат не был дисквалифицирован в соответствии с национальным законодательством и практикой его применения.
Литература:
- Бахин В. П. Криминалистика. Проблемы и мнения (1962–2002) — М., 2002. — С. 18–21.
- Воронин Ю. А. Теоретические основы формирования системы противодействия преступности в России // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2019. — № 1. — С. 7–9.
- Дежнев А. С. Привлечение в качестве защитников по уголовным делам близких родственников и иных лиц // Вестник Омского университета. — 2019. — № 3 (32). — С. 265–271.
- Жалинский А. Э. Профессиональная деятельность юриста. — М., 2017. — С. 120–128.
- Зинатуллин З. З. Общие проблемы обвинения и защиты по уголовным делам. — Ижевск, 2018. — С. 101–105.
- Зинин А. М. К вопросу о соотношении криминалистической физиогномики и криминалистической габитоскопии // Эксперт-криминалист. — 2018. — № 3. — С. 12–15.
- Ларин А. М. Работа следователя с доказательствами. — М., 1966. — С. 15–18.
- Мерзликина Е. В. Специфика способов собирания доказательств защитником // Проблемы отправления правосудия по уголовным делам в современной России: теория и практика. — Курск, 2018. — 350 с.
- Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2019) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 23. — Ст. 2102.
- Хмелева А. В. У истоков следствия (к 150-летию со дня создания института следователей) // Вестник следственного комитета при Прокуратуре РФ. — 2018. — № 4 (6). — С. 28–31.