В развитии Узбекистана имеют актуальное значение совершенная система образования, основанная на богатом духовном потенциале народа, общечеловеческих ценностях, а также современной культуре, экономике, технике и последних достижениях технологии [1,2].
В области образованная только теперь появляются системная теория, системный подход и касающиеся их понятия. Со стороны некоторых учёных, представителей знаний науки. Это выдвигается как системный подход, а у некоторых учёных выражается как «комплексный подход», «сведение к одному порядку», «упорядочение». В применении к общественной реальности стало известным, что такие сложные понятия со стороны многих принимается как «системный подход».
Учебно-воспитательный процесс свойственный для высшего образования, можно рассматривать, как сложную систему, образованную из нескольких компонентов, элементов находящихся во взаимно известной связи и их отношениях.
Системный подход представляет собой не только количественный, но и качественный уровень образования. А также учитывая все уровни содержания и методов образования помогает диагностировать повышающийся спрос по отношению к образованию и к его качественным сдвигом.
Исследования системного подхода в процесс образования мы можем видеть в исследованиях Т. А. Ильиной, М.Очилова, Н. А. Муслимова, Ж. А. Хамидова.
Имеет особое значение, на основе системного подхода, организация деятельности и развитие способностей самим обучаемым. При обучении и воспитании с точки зрения синергетических принципов выдвигается нижеследующая идея: необходимо формируемые знания и навыки ученика формируются не только на основе целенаправленной педагогической деятельности учителя, но и через системную самоорганизацию своей деятельности с помощью учителя [3,4].
Применение опыта системного подхода в педагогической системе учёных педагогов можно видеть и в исследованиях С. Т. Тургунова. По его мнению в развитии педагогического процесса имеют важное значение системный подход, рефлексивный подход, ситуативный подход, приведённый в соответствие подход управление по результатам.
Развитие событий в виде причинно-следственной связи в качестве целостности педагогических процессов признан в исследованиях К. З. Зарипова.
Педагогические события в процессе обучения воспитания находятся во взаимосвязи на основе определенных законов. Важно их знать для владения научными основами обучения воспитания каждое педагогическое событие появляясь по определенным причинам приводит к конкретному результату. Определение причин, приводящих к появлению того или иного процесса или события, дают возможность не только для их познания, но и использования их положительного влияния, а также принятия мер от отрицательного влияния. В результате усиливается возможность управления педагогическим процессом на научной основе.
Глубокое сознание педагогических процессов и их системное исследование свело к необходимости педагогических процессов и законов.
Педагогическое состояние по своему свойству считается сложным состоянием, встречающимся с различными в больших количествах влияниями. Можно управлять одной частью этих состояний и влияний, а другие объективно возможные не связаны влиянием с нижеследующим центром управления, но вместе с этим необходимо учитывать их в применении системного подхода.
Например, учебный процесс как взаимодействующая система в качестве многих образующих поддаётся влиянию многих факторов, это: социальной строй общества, уровень развития производительных сил. Они не поддаются влиянию рассматриваемого центра управления, но их влияние необходимо обязательно учитывать, так как эти факторы служат фактором при выборе цели, содержания и методов в процессе обучения и воспитания.
Определение результатов педагогической деятельности с большой точностью очень затруднено, так как педагогическая система состоит из многочисленных нелинейных связей. Рассматривая педагогическую систему как способную самоорганизации систему открытого типа, очень важно отказаться от односторонних взглядов в принятии управляемых решений, при учитывании относительности результатов и при выборе содержания, формы и методов процесса образования. На наш взгляд системный подход считается методологической основной управления педагогической системой. Его использование служит повышению качества и производительности процесса образования.
Н. А. Муслимов при определении значимости системы глубоко анализируя без системные состояния выдвигается такую идею: среда определяет сосредоточение всех систем — мета систему, он лежит во внешней части исследуемого, выделенного и в тоже время окружающего нас мира от интересующей нас части. Система — это множество объектов, выделенное каким — то образом от среды. Между средой и системой существуют множество взаимосвязей, посредством которых среда и система взаимодействуют.
Анализы показывают, что системный подход даёт возможность не только количественного, но и качественного развития педагогического процесса. Диагностика процесса обучения на основе системного подхода продуктивна с учётом возрастающих требований общества по отношению к образованию и качественных сдвигов в науке, а также содержания и методов на всех этапах системы непрерывной образования. Основная задача педагогики при внедрении системного подхода в образовании состоит из демонстрации концептуальных средств, представленного объекта, в виде квалификационной и педагогической модели. В педагогике научно-методическое представление систем процессов образования и использование их в управлении процессами дают возможность нахождения решения многих важных проблем таких как:
- глубокий анализ планируемого процесса образования;
- создание множества качественных показателей элементов и компонентов планируемого процесса образования и их классификация;
- изучение связи показателей между собой, изучение законов связи, выделение среди них проблем первостепенного и второстепенного типа которые впоследствии легко разрешимы.
На основе методологии научных исследований, мы ниже рассматриваем этапы системного анализа на примере подготовки учителей профессионального обучения.
В процессе подготовке будущих учителей профессионального обучения в высших учебных заведениях на основе системного подхода требуется определение системы педагогических условий и средств основанных на содержании показателей профессиональной деятельности. Для этого сначала необходимо обосновать влияющие на них факторы, суть педагогической системы, свойства педагогического подхода, основные его признаки (структуры и функции).
Для осуществления системного подхода требуется определить: формулировку цели и методов образования, элементы средства и формы организации образования, обеспечивающие показатели соответствия деятельности целям обучения и связи между ними.
Системный подход, являясь методологией научных знаний и общественной практики, требует рассмотрения объектов на его основе в качестве системы. Процесс подготовки учителей профессионального обучения как задача нашей исследовательской работы означает системный подход к объекту, раскрытие его целостности, определение связи между образующими элементами (компонентами), определение условий применения, проблемы освещения методов проблемного обучения на основе системного подхода при подготовке будущих учителей профессионального обучения.
Литература:
1. Х. Ф. Рашидов. Особенности развития среднего специального, профессионального образования в Узбекистане. — Т. Фан, 2004.
2. У.Нишоналиев. Формирование личности учителя трудового обучения: проблемы и перспективы. — Т.: Фан, 1990.
3. И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин. Системный подход в современный науке. — М.: Мысль. 1970.
4. Т. А. Ильина. Структурно-системный к организации обучения. — М.: Знание, 1972