Приоритет духовных и нравственных ценностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 19.06.2015

Статья просмотрена: 883 раза

Библиографическое описание:

Юсупалиев, О. О. Приоритет духовных и нравственных ценностей / О. О. Юсупалиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 880-882. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20456/ (дата обращения: 27.04.2024).

В последние годы в Узбекистане уделяется большое внимание укреплению духовных и нравственных ценностей в сознании граждан Узбекистана и особенно молодежи. По мнению Р. А. Убайдуллаевой, «нравственные ценности — неотъемлемый элемент прогрессивного развития общества и личности, все то, что способствует формированию положительных потребностей и интересов субъектов, что полезно и необходимо для жизнедеятельности общества» [2,47]. Согласно результатам опросов, регулярно проводимых Центром изучения общественной мысли «Ижтимоий фикр», за последние годы в формировании мировоззрения наших граждан среди приоритетных направлений можно назвать развитие нравственных и духовных ценностей. Люди разного возраста, различного социального положения, разных профессий, представители городского и сельского населения называют среди приоритетных ценностей, такие качества, как уважение к старшему поколению, гостеприимство, дружеские отношения, щедрость, скромность, трудолюбие и другие. В тоже время важными качествами для молодежи считаются целенаправленность, предприимчивость, стремление к знаниям, деловитость, ум. Это свидетельствует о формировании способности мыслить по-новому, что соответствует задачам, стоящим перед нашим обществом, а также говорит о повышении социальной активности молодого поколения [3].

Как мы знаем развитие духовных и нравственных качеств оказывает большое влияние на формирование общечеловеческих, демократических, политических, жизненных (в частности, здоровья, семьи, любви), культурных ценностей. Приоритетность таких ценностей как права и свободы человека, патриотизм, мир и согласие в стране, стабильность и других показывает само развитие страны, где главной целью является углубление демократических реформ. Вместе с тем, для узбекистанцев особое значение имеет развитие духовных качеств личности, формирование национальных и общечеловеческих ценностей, гуманистических идей. Семья и дети являются важной ценностью, определяющей жизненную позицию большинства наших граждан. В связи с этим с каждым годом в Узбекистане повышается роль института семьи в воспитании молодого поколения. Создание семьи, воспитание детей, вклад в развитие государства и общества, достижение материального благополучия являются для граждан важными направлениями в достижении целей. Большинство узбекистанцев (80,2 %) придают большое значение национальным традициям и обрядам, которые органически связаны с духовными качествами личности, демократическими и жизненными ценностями. 91 % опрошенных включают себя в число тех, кто живет по светскому образу жизни, учитывая и соблюдая при этом народные традиции. Большинство опрошенных (81,8 %) считают, что для достижения жизненных целей у них имеются все условия и возможности, среди которых называют такие факторы, как мир и согласие в стране, крепкая семья, материальное благополучие, здоровье (в том числе, здоровье родных и близких), хорошая работа и образование, личные качества (вера в будущее, трудолюбие, принципиальность). Обеспечение приоритетности прав и свобод человека, по мнению опрошенных, проявляется в равных правах на все виды образования, в свободе слова и совести и др. [4] В нашем обществе все возрастает духовно-нравственное значение труда. Основная часть населения считают общественно-полезный труд не только путем нахождения денег, но и важной жизненной ценностью, поэтому трудолюбие считается одним из важных качеств человека. По мнению 90 % опрошенных, достижения нашего народа в первую очередь связаны с утверждением в Узбекистане мира и согласия, порядка, повышением благосостояния населения. За последние годы повысилась занятость заселения, обеспечена социальная защита всех слоев населения. Большинство населения поддерживает инициативы и претворяемые в жизнь широкомасштабные социально-политические, экономические реформы, вносит свой посильный вклад в дальнейшее развитие страны. В обществе возрастает осознание важности проводимых реформ, что показывает развитие у наших граждан таких качеств, как патриотизм, чувства гордости за страну и осознание ответственности за ее судьбу.

Президент И.Каримов не раз подчеркивал, что самая главная и злободневная наша задача — это всестороннее развитие членов нашего общества, в первую очередь, подрастающего молодого поколения, воспитание у них чувства преданности Родине, воспитание в духе национальной идеи, национальных и общечеловеческих ценностей. Поэтому обогащение сознания, мышления и мировоззрения людей, духовное обновление являются важными изменениями, происшедшими за последние годы. Особенно, осознание молодежью интересов народа, нации и Родины, всемерное повышение их славы, развитие науки, искусства и культуры, обеспечение безопасности страны, изучение богатого наследия предков, истории и ценностей народа являются первостепенными задачами в деле духовного развития [1].

Духовная зрелость должна стать потребностью человека. Правила нравственности — жизненное требование для всех и каждого. Нравственность во внутреннем мире человека, в его вере, в его качествах проявляется в его поведении, общении, отношении к окружающим, в образе жизни. Настоящее и будущее нашего общества связано с воспитанием молодого поколения. Поэтому нашей целью должно стать глубокое внедрение в сознание молодежи национальных, общечеловеческих, духовных и материальных, нравственных ценностей. В процессе нравственного воспитания молодежи следует прививать им стремление к знаниям, воспитывать у них активность в коллективной работе, хорошее отношение к окружающим, добросовестный подход к выполнению своих обязанностей и долга, трудолюбие, честность и другие качества. Они должны стремиться жить не только для обеспечения своих интересов и потребностей, но и для участия в жизни семьи, класса, школы, учебного заведения, трудового коллектива.

Человечность человека проявляется в его духовно-нравственной зрелости. А понятие духовно-нравственной зрелости, так же, как и понятие духовно-нравственного воспитания, очень широкомасштабное. Духовно и нравственно совершенный человек переживает за судьбы членов своей семьи, соседей, махалли и всей страны, за благосостояние народа, стремится быть полезным окружающим его людям. Воспитать в себе хорошее поведение, высокие нравственные качества он считает своим человеческим долгом, ценит культурное наследие своих дедов и отцов, стремится охранять и обогащать это наследие. Он уважает национальные ценности и остается преданным им; у него развиты чувство патриотизма, человеколюбие, гуманизм и любовь к своему народу; он стремится быть примером в отношениях и в общении с другими; уважает Конституцию и законы своей страны; в нем развито чувство ответственности за Родину, он всегда готов защитить ее; он остается верным своим обещаниям и стремится выполнять их.

За воспитание духовно и нравственно совершенного человека в равной мере ответственны семья и махалля, образовательные учреждения и общественные организации, так как именно в них, в их среде формируются положительные качества, знания, умения и навыки подрастающего поколения. Поэтому необходимо совершенствовать методы духовно-нравственной воспитательной работы, увязывать их с жизнью, с национальными и общечеловеческими ценностями.

 

Литература:

 

1.         Каримов И. А. Юксак маънавият — енгилмас куч. — Т.:Маънавият, 2008.

2.         Убайдуллаева Р. А. Духовно-нравственные ценности граждан Узбекистана. // Социологические исследования, № 1, Январь 2010, C. 47–57

3.         “Народное слово”. № 63. 03.04.2013 г.

4.         http://nannouz.ru/index.php?newsid=307

Основные термины (генерируются автоматически): ценность, качество, молодое поколение, воспитание, духовно-нравственная зрелость, духовное качество личности, материальное благополучие, свобода человека, совершенный человек, Узбекистан.


Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание в процессе непрерывного...

Мы считаем, что фундаментом формирования целостной личности современного молодого человека является его духовнонравственная зрелость, социальная ответственность и высокий уровень духовно — патриотического самосознания.

Духовно-нравственная парадигма в формировании...

Духовно-нравственная парадигма в формировании ценностных качеств младшего школьника.

Одним из важных признаков духовной культуры личности является готовность человека к самоотдаче и саморазвитию.

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы...

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Для мыслящих людей разных эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности.

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников...

Наша страна во все времена преследовала цель воспитать духовно-нравственного человека — идеального гражданина. Задачей современной образовательной системы так же является духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся и представляют собой важный...

На пути духовно-нравственного воспитания подрастающего...

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и

Наша высшая цель-независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа.-Т.: Узбекистон, 2000.-С.12 с].

Духовно-нравственное воспитание личности | Молодой ученый

Духовно-нравственная культураопределяется как развивающаяся совокупность духовно-нравственных ценностей, норм, установок, знаний, регулирующая жизнедеятельность человека в семье, обществе, мире.

Гармоничная личность — один из приоритетов национальной...

На основе овладения духовными ценностями человек стремится к духовно- нравственному и физическому совершенству. Духовно-нравственное и физическое совершенство личности неразрывно связаны между собой.

Нравственные ценности в воспитательном процессе

Ключевые слова: ценности, воспитание, образование, нравственность, гуманизм.

В качестве приоритетных нравственных ценностей кыргызского народа издавна наиболее

В основе их гуманистического мировоззрения лежат такие ценности как ценность человека как...

Религия и духовность в Узбекистане сквозь века

С развитием человечества, с появлением различных экономических формаций, развивался и духовный уровень человека разумного.

Сегодня мы воспитываем молодое поколение в духе национальной идеи.

Духовно-нравственное воспитание в процессе непрерывного...

Мы считаем, что фундаментом формирования целостной личности современного молодого человека является его духовнонравственная зрелость, социальная ответственность и высокий уровень духовно — патриотического самосознания.

Духовно-нравственная парадигма в формировании...

Духовно-нравственная парадигма в формировании ценностных качеств младшего школьника.

Одним из важных признаков духовной культуры личности является готовность человека к самоотдаче и саморазвитию.

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы...

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Для мыслящих людей разных эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности.

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников...

Наша страна во все времена преследовала цель воспитать духовно-нравственного человека — идеального гражданина. Задачей современной образовательной системы так же является духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся и представляют собой важный...

На пути духовно-нравственного воспитания подрастающего...

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и

Наша высшая цель-независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа.-Т.: Узбекистон, 2000.-С.12 с].

Духовно-нравственное воспитание личности | Молодой ученый

Духовно-нравственная культураопределяется как развивающаяся совокупность духовно-нравственных ценностей, норм, установок, знаний, регулирующая жизнедеятельность человека в семье, обществе, мире.

Гармоничная личность — один из приоритетов национальной...

На основе овладения духовными ценностями человек стремится к духовно- нравственному и физическому совершенству. Духовно-нравственное и физическое совершенство личности неразрывно связаны между собой.

Нравственные ценности в воспитательном процессе

Ключевые слова: ценности, воспитание, образование, нравственность, гуманизм.

В качестве приоритетных нравственных ценностей кыргызского народа издавна наиболее

В основе их гуманистического мировоззрения лежат такие ценности как ценность человека как...

Религия и духовность в Узбекистане сквозь века

С развитием человечества, с появлением различных экономических формаций, развивался и духовный уровень человека разумного.

Сегодня мы воспитываем молодое поколение в духе национальной идеи.

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание в процессе непрерывного...

Мы считаем, что фундаментом формирования целостной личности современного молодого человека является его духовнонравственная зрелость, социальная ответственность и высокий уровень духовно — патриотического самосознания.

Духовно-нравственная парадигма в формировании...

Духовно-нравственная парадигма в формировании ценностных качеств младшего школьника.

Одним из важных признаков духовной культуры личности является готовность человека к самоотдаче и саморазвитию.

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы...

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Для мыслящих людей разных эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности.

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников...

Наша страна во все времена преследовала цель воспитать духовно-нравственного человека — идеального гражданина. Задачей современной образовательной системы так же является духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся и представляют собой важный...

На пути духовно-нравственного воспитания подрастающего...

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и

Наша высшая цель-независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа.-Т.: Узбекистон, 2000.-С.12 с].

Духовно-нравственное воспитание личности | Молодой ученый

Духовно-нравственная культураопределяется как развивающаяся совокупность духовно-нравственных ценностей, норм, установок, знаний, регулирующая жизнедеятельность человека в семье, обществе, мире.

Гармоничная личность — один из приоритетов национальной...

На основе овладения духовными ценностями человек стремится к духовно- нравственному и физическому совершенству. Духовно-нравственное и физическое совершенство личности неразрывно связаны между собой.

Нравственные ценности в воспитательном процессе

Ключевые слова: ценности, воспитание, образование, нравственность, гуманизм.

В качестве приоритетных нравственных ценностей кыргызского народа издавна наиболее

В основе их гуманистического мировоззрения лежат такие ценности как ценность человека как...

Религия и духовность в Узбекистане сквозь века

С развитием человечества, с появлением различных экономических формаций, развивался и духовный уровень человека разумного.

Сегодня мы воспитываем молодое поколение в духе национальной идеи.

Духовно-нравственное воспитание в процессе непрерывного...

Мы считаем, что фундаментом формирования целостной личности современного молодого человека является его духовнонравственная зрелость, социальная ответственность и высокий уровень духовно — патриотического самосознания.

Духовно-нравственная парадигма в формировании...

Духовно-нравственная парадигма в формировании ценностных качеств младшего школьника.

Одним из важных признаков духовной культуры личности является готовность человека к самоотдаче и саморазвитию.

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы...

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Для мыслящих людей разных эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности.

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников...

Наша страна во все времена преследовала цель воспитать духовно-нравственного человека — идеального гражданина. Задачей современной образовательной системы так же является духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся и представляют собой важный...

На пути духовно-нравственного воспитания подрастающего...

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и

Наша высшая цель-независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа.-Т.: Узбекистон, 2000.-С.12 с].

Духовно-нравственное воспитание личности | Молодой ученый

Духовно-нравственная культураопределяется как развивающаяся совокупность духовно-нравственных ценностей, норм, установок, знаний, регулирующая жизнедеятельность человека в семье, обществе, мире.

Гармоничная личность — один из приоритетов национальной...

На основе овладения духовными ценностями человек стремится к духовно- нравственному и физическому совершенству. Духовно-нравственное и физическое совершенство личности неразрывно связаны между собой.

Нравственные ценности в воспитательном процессе

Ключевые слова: ценности, воспитание, образование, нравственность, гуманизм.

В качестве приоритетных нравственных ценностей кыргызского народа издавна наиболее

В основе их гуманистического мировоззрения лежат такие ценности как ценность человека как...

Религия и духовность в Узбекистане сквозь века

С развитием человечества, с появлением различных экономических формаций, развивался и духовный уровень человека разумного.

Сегодня мы воспитываем молодое поколение в духе национальной идеи.

Задать вопрос