Автор: Есенова Марина Олеговна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (114) май-2 2016 г.

Дата публикации: 17.05.2016

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Есенова М. О. Духовно-нравственная парадигма в формировании ценностных качеств младшего школьника // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1217-1219.



В новой российской общеобразовательной школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как одному из важнейших социальных институтов, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

Ценности и нормы составляют единую нормативную систему, которая регулирует поведение людей в обществе. Ценностно-нормативная система является ориентиром при выборе способа действий, проверяет и отбирает идеалы, выстраивает цели, содержит способы достижения этих целей. Ценности и нормы являются частью сознания, как отдельного человека, так и общественного сознания, частью культуры. Ценности — это объект, который в действительности приобретает социальное значение и является или может быть объектом деятельности.

Существуют общепринятые ценности: универсальные (любовь, престиж, уважение, безопасность, знание, деньги, вещи, национальность, свобода, здоровье); внутригрупповые (политические, религиозные); индивидуальные (личностные). Ценности объединяются в системы, представляя собой определенную иерархическую структуру, которая меняется с возрастом и обстоятельствами жизни. Нельзя противопоставлять ценности и поведение (поведение отражает ценности и само составляет ценность). Функции ценностей разнообразны: они являются ориентиром жизни человека; они необходимы для поддержания социального порядка, выступают как механизм социального контроля; ценности воплощаются в поведении и участвуют в выработке норм.

В определении общечеловеческих ценностей существует несколько подходов или уровней.

Первый из них — уровень религиозного сознания, включающий в себя церковные догмы и учения, религиозные нравы и традиции. Здесь мудрость многих поколений нашла отражение в готовых постулатах веры. Такие заповеди, как «Не убий!», «Не укради!», являются нравственным ориентиром для многих людей.

Второй — это уровень житейского сознания, где бытуют морально-нравственные установки, регулирующие человеческое общежитие и отношения между людьми. В их основе — «золотое правило нравственности»: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Это правило ориентирует на формирование у себя доброты, порядочности, трудолюбия, скромности, милосердия и других черт характера, составляющих образ хорошего человека.

Третий уровень — духовная культура личности, ценность более высокого порядка, которая способна рождать в человеке высоконравственные потребности и поступки.

Одним из важных признаков духовной культуры личности является готовность человека к самоотдаче и саморазвитию. Самоотдаче предшествует и сопутствует постоянное обогащение личностью своего духовного мира достижениями национальной и мировой культуры.

В современных социокультурных условиях задачей педагога является воспитание у ребенка общественно значимых ценностей. Воспитательные события анализируются через существующие культурные нормы жизни и ценности, учитывают прогрессивные тенденции мировой культуры воспитания подрастающего человека как гражданина мира, который принимает общечеловеческие ценности культуры и гармонично сочетает их в своей жизни с отечественными. Культурологический подход открывает широкое пространство воспитательных методик и форм работы с детьми.

Сегодня велико влияние западной культуры на подрастающее поколение. Многие исследователи отмечают всеобщую «американизацию». С другой стороны, с середины 80-х годов прошлого века в стране наблюдается рост национального самосознания, который способствует возрождению народных традиций воспитания. Гуманные народные традиции воспитания изначально развивают в детях нравственные качества, а самое главное, доброту как высшую нравственную ценность.

В условиях новой образовательной парадигмы меняется сам тип личности: достигается необходимая мера ее свободы в пределах конкретных социокультурных обстоятельств, создаются реальные условия для гуманизации общественного сознания и практики становления нового типа отношений.

Педагоги, воспитывающие своих подопечных с позиции культуры человечества, должны осознать, что воспитание — это процесс введения ребенка в контекст общечеловеческой культуры. А это значит, что ребенок должен жить на уровне культуры, беречь ее достижения, стремиться создавать новые материальные и духовные ценности.

Воспитание приобретает новый облик, порожденный новой социокультурной ситуацией, выразившейся в том, что в центре системы воспитания стоит человек; личность формируется на базе общечеловеческой культуры, которая определяет содержание воспитания; основу методического решения воспитательных проблем формирующейся личности составляет свобода выбора; ключевой характеристикой воспитания является ценностное отношение к восприятию мира. Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.

В зависимости от того, как интерпретируется воспитание, во многом состоится последующий выбор педагогических средств и обоснование логики их развертывания в педагогической реальности. Значительное внимание школа уделяет гражданскому воспитанию, которое рассматривается как источник духовности, патриотизма, гуманности.

В социализации младшего школьника необходимы духовная и нравственная поддержка и помощь. Ее оказывают ему педагоги, родители, другие взрослые, сотрудничающие с детьми в решении их проблем. Воспитание ценностных качеств следует вести на положительных эмоциях, через создание таких условий в детской среде, когда имеется возможность как можно чаще переживать удовлетворение от собственных добрых дел, от собственного милосердия и благотворительности.

Следовательно, важно так строить воспитательный процесс, чтобы педагог руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков [1, с. 318].

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренение в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. Ступень российской гражданской идентичности — это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами [2, с. 20].

Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными организациями совместно с другими субъектами социализации должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьей, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом.

«Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

‒ патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;

‒ социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

‒ гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

‒ семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

‒ труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

‒ наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

‒ искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

‒ природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

‒ человечество — мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество» [2, с. 30].

Литература:

  1. Кашапов М. М. Психология творческого мышления профессионала. — М.: ПЕР СЭ, 2006. 688 с.
  2. Кондаков А. М., Данилюк А. Я., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2011. 42 с.
  3. Спатаева М. Х., Шамшуалеева Е. Ф. Учебно-методическое обеспечение педагогической практики: учебное пособие. Издательство Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского 2014 г. 106 с.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданина России, развития гражданина России, духовно-нравственного развития, духовно-нравственного развития гражданина, многонационального народа Российской, воспитание личности, Российской Федерации, народа Российской Федерации, мировой культуры воспитания, воспитания личности гражданина, общечеловеческой культуры, жизни человека, общечеловеческие ценности культуры, духовной культуры личности, младшего школьника, культуры многонационального народа, общественного сознания, ценностных качеств, ориентиром жизни человека, народных традиций воспитания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос