Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 02.04.2017

Статья просмотрена: 579 раз

Библиографическое описание:

Тихонова Э. В., Барчева А. А. Вклад отечественных ученых в развитие проблемы духовно-нравственного воспитания личности ребенка // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 607-609. — URL https://moluch.ru/archive/147/41380/ (дата обращения: 20.05.2018).



Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Для мыслящих людей разных эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Современное российское общество констатирует критическое снижение уровня общей культуры и нравственности подрастающего поколения, его оторванности от традиций и ценностей своего народа. Все больше над духовными ценностями преобладают материальные. Согласно этому обстоятельству у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

В настоящее время тревогу вызывает тенденция ослабления главных функций семьи - воспроизводства и социализации детей. Помимо этого, всюду царит обман, культура надувательства, коррупция проникла во все аспекты жизни. В современном мире покупается и продается почти все, даже честь и жизнь человека. Добавить сюда можно нарушение этики и правовые махинации, и перед нами - беспрецедентный по своим масштабам нравственный кризис.

Учитывая сегодняшнее положение дел, человечество должно задуматься над тем, каких последствий можно ожидать. Таким образом, вопросы духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения выходят на первый план.

Воспитание - одна из главных функций общества. Это социальное проявление, характеризующее вид человеческой деятельности, который имеет осознанный целенаправленный характер.

Воспитание - это предоставление социально-многознаменгательного опыта новым поколениям для подготовки их к общественной жизни и творческой работе. Это направленное регулярное влияние на формирование человека с целью подготовки его к осуществлению конкретных ролей в системе социальных взаимоотношений [1, с. 35].

Многие из исследований, известных издавна, говорят о том, что задача духовного и нравственного воспитания всегда являлась значимой при воспитании любого гражданина.

В философском словаре понятие нравственности приравнено к определению мораль. Мораль - нормы, основы, принципы действия людей, а также само человеческое поведение. Русский писатель, этнограф и лексикограф Владимир Иванович Даль (1801 - 1872) интерпретировал термин мораль как «нравственное учение, принципы с целью власти, совести человека», и говорил, что нравственный - это противоположный физическому, чувственному, душевный, гуманный. Моральный уклад жизни человека противоположен материальному. Человек с духовно-нравственными качествами - это человек добропорядочный, добродетельный, пристойный, согласный со своей совестью, с законами истины [2, с. 264].

Нравственное воспитание рассматривал и великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910). Он утверждал, что из всех наук, которые обязан знать каждый человек, главной является наука о том, как жить, делая меньше зла и как можно больше добра.

Нравственность зародилась вместе с человеческим обществом, и главенствующую роль в ее возникновении играет труд человека. Единство в действиях, мыслях и огромное взаимопонимание помогли людям выжить условиях природы. Именно моральные качества сплотили людей и являлись неким стабилизатором в их отношениях. Следуя духовно-нравственным нормам, люди учились понимать друг друга, что помогало жизнедеятельности общества. Но нравственные нормы не стояли на месте в своем развитии, они развивались, дополнялись, возникали новые качества и правила по необходимости. В любом случае нравственность и духовность всегда были правилами, которые нигде не были записаны. При этом мораль оформляется в разных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать [7, с. 51].

Со временем понимание нравственности изменилось. Советский лингвист, доктор филологических наук, профессор Ожегов Сергей Иванович (1900 - 1964) понимает нравственность, как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами [6, с. 570].

Проблема духовно-нравственного воспитания своей остротой занимает умы теоретиков и практиков воспитания. Отечественный специалист по эстетике Никитина Наталья Николаевна (1951) отмечает, что духовность является качественной характеристикой сознания и самосознания личности, отражающей единство и слаженность ее внутреннего мира, возможностью выступать через свои границы и гармонизовать собственные взаимоотношения с окружающим миром. Духовность обуславливается не столько образованностью, широтой и глубиной цивилизованных запросов и интересов, сколько подразумевает непрерывный труд души, желание усовершенствовать себя, преобразованию места собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Помимо того, можно считать, что духовность – это особенный чувствительный строй личности, который проявляется в возможности к высоким внутренним состояниям и установлению тонких духовных взаимосвязей между людьми, в основе которых - внимательное отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии.

Выдающийся советский педагог-новатор, писатель Василий Александрович Сухомлинский (1918 - 1970) говорил о том, что нужно заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить умению чувствовать другого человека, быть внимательным к тем, кто тебя окружает. Взрослому человеку порой трудно сделать нравственный выбор. А что уж говорить о ребенке, который вступает каждый раз в новые коллективы. Он ошибается, исправляется, но в любом случае о духовности и нравственности нужно говорить, беседовать, показывать ему, где правильный поступок.

Василий Александрович отмечал, что никто никогда не учит малыша быть черствым и невнимательным к другим людям, быть жестоким, но тем не менее дети такими иногда и становятся. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу, в результате будет зло, а если не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что сделать человека человеком нужен труд. Сухомлинский, когда утверждал, что нравственность и духовность развиваются в любом возрасте, но в раннем школьном это воспитание воспринимается полнее [4, с. 93].

Особенную значимость в нравственном воспитании необходимо отвести начальной школе, так как дети туда прибывают уже не маленькими, они почти все осознают. В отличии от дошкольных учреждений тут возникают тренировочные объекты, какие имеют собственное содержимое, имеют некоторые проблемы и цели. И ребенок приступает это сознавать, производить оценку. Всё чаще педагог концентрирует образцы на самих ребятах, для того наиболее добиваются и нравственные задачи, какие содержатся в любом тренировочном объекте. В заданиях окружающего мира ребята обучаются сознавать и оберегать природу, в заданиях русского языка образовывают чувство к родному слову.

Духовно-нравственное воспитание - бесспорно важнейшая опора любого общества. Недочеты и упущения при таком воспитании влекут за собой для общества непоправимый урон. Умственное воспитание подрастающего поколения не представляет сегодня такой проблемы, как нравственное становление. Это объясняется тем, что передача основ наук в настоящее время происходит достаточно четко, по установленному плану и обязательно для выполнения. Но нравственное воспитание очень отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект.

В настоящее время духовно-нравственное воспитание принято в новые стандарты. Содержательная грань нравственных определений определена научными познаниями, которые ученики приобретают, исследуя учебные предметы. В любом объекте приняты основные принципы духовно-нравственного обучения. Сами нравственные познания имеют большое значение для всеобщего формирования подростков, чем познания согласно определенным учебным объектам.

Русский композитор, музыкальный педагог Антон Григорьевич Рубинштейн (1829 - 1894) заявлял, что в создании личности младшего школьника нужно направить интерес в формирование моральных свойств, какие обнаруживаются в действии ребенка, так как он не обучился скрывать в себе все. В данном возрасте ребенок постигнет сущность моральных определений, обучается производить оценку их знание в действиях и поступках окружающих, а кроме того своих действиях, обучается говорить и подвергать анализу собственные действия.

Духовно-нравственное развитие - это постоянный процесс, он наступает с появления на свет человека и не прекращается целую жизнь, и ориентирован на освоение народами инструкциями и общепризнанными мерками действия [8, с. 72].

Пока ребенок растет и формируется большое воздействие на него проявляет семья, однако, как только он оказывается в другой коллектив, всё изменяется, пребывают прочие условия воздействия: это и учителя, и друзья, и все, кто их окружает. Невозможно забывать и о процессе учебы. Благодаря формированию новых коммуникационных технологий и ростом числа массовых коммуникаций увеличилась важность этого обстоятельства воздействия сообщества. В этот период особенное воздействие проявляют на ребенка социальные сети в организации Интернет.

Развитие нравственного содержимого совершается в разных видах работы детей, в играх, разговорах, в разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных моментах с своими сверстниками, с детьми младше себя и со старшими. В следствии этого нравственное формирование является обращенным действием, предполагающим принятую теорию пребывания, конфигурации, методы педагогического влияния.

Процедура нравственного воспитания - это процесс творческий и всегда пребывающий в перемещении: учителя всегда записывают в него собственные исправления, чем улучшают этот процесс. Всегда исправления и коррективы следуют из долголетней практики преподавателя. Результативность хода обучения находится в зависимости от опыта любого учителем того активного материала, с каким он имеет дело; он обязан понимать, что же ему следует, тщательно исследовать этого учащегося и знать его близко [5, с. 179].

Всегда условия, которые представлены критериями формирования нравственности и формирование личности ученика, допускается распределить на 3 категории: природные, социальные и педагогические. В содействии со сферой и направленными воспитательскими действиями учащийся социализируются, обретают нужный опыт нравственного действия.

Традиционными источниками нравственности являются:

- патриотизм, включающий в себя ценности: любовь к России; любовь к своему народу; любовь к своей «малой Родине»; служение Отечеству;

- социальная солидарность — свобода личная и национальная; доверие к людям; справедливость; милосердие; доброта; честь; честность; достоинство;

- гражданственность — правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; свобода совести и вероисповедания;

- семья — любовь и верность; здоровье; достаток; почитание родителей: забота о старших и младших; продолжение рода;

- труд и творчество — творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость; трудолюбие; бережливость;

- наука — познание; истина; научная картина мира; экологическое сознание;

- искусство и литература включает ценности: красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

- природа — жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля;

- человечество — мир во всем мир, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество [4, с.104].

Важно, чтобы дети получали представление обо всей системе национальных ценностей. А для этого необходимо, чтобы каждая из выше обозначенных групп базовых ценностей составляла целевую программу воспитания.

Таким образом, существует много условий, воздействующих на развитие религиозно-моральных ценностей ребенка. И особенно необходимо отметить большое воздействие общественных обстоятельств и био условий. А кроме того очевидную заслугу несет педагогический фактор. Так как неспроста каждая программа образовательная имеет пункты с формированием моральных основ. Педагогический момент несет в себе наиболее определенные цели, направленные на определенный итог.

Литература:

  1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. -534с.
  2. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: иллюстрированное издание. - М.: Эксмо, 2015. - 896 c.
  3. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение, 1977. - 376с.
  4. Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1979. - 277 с.
  5. Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. - М.: Владос, 2000. - 688 с.
  6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. - 1376 c.
  7. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 608с.
  8. Тихонова Э.В. О природе нравственного долга и сущности морали (к 160-летию со дня рождения философа А.И. Введенского) // Воспитание школьников. - 2016. - № 7. - С.71-78.
Основные термины (генерируются автоматически): нравственного воспитания, русского языка, Нравственное воспитание, духовно-нравственного воспитания, Толковый словарь русского, словарь русского языка, духовно-нравственного воспитания личности, Процедура нравственного воспитания, Василий Александрович, словаре понятие нравственности, временем понимание нравственности, главных функций, формирование развитой личности, Традиционными источниками нравственности, нравственный выбор, критериями формирования нравственности, большое воздействие, Проблема духовно-нравственного воспитания, нравственное воспитание, опыт нравственного действия.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос