Библиографическое описание:

Горлина О. А., Горлина Л. А. Духовно-нравственное воспитание личности // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 24-25.



Одной из важнейших областей общественной жизни является духовно-нравственная культура общества, которая признается фундаментом общего образования, базой для самосовершенствования личности и социального взаимодействия. Она отражает складывающиеся этнические особенности народа и конкретно-исторические условия экономического, политического и культурного развития общества.

Духовно-нравственная культураопределяется как развивающаяся совокупность духовно-нравственных ценностей, норм, установок, знаний, регулирующая жизнедеятельность человека в семье, обществе, мире.

Опыт понимания духовно-нравственного смысла и приобщения к ценностям культуры помогает плодотворному освоению разных отраслей и форм общественного сознания, способствует всестороннему изучению жизни общества и более глубокому осознанию человеком многообразия мира, позволяет решить актуальную задачу современной общеобразовательной школы — формирование гармоничной личности.

В начальной школе закладывается фундамент духовно-нравственных представлений об окружающей жизни на основе культурологических знаний о православной культуре.

Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному, гражданскому воспитанию.

Приобщение детей младшего школьного возраста к духовному потенциалу русской культуры посредством духовно-нравственных и базовых национальных ценностей — это приоритетное направление на пути духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Без обращения к истокам православной культуры, вековому опыту народа, его духовному наследию невозможно принятие ценностей, нравственных установок и моральных норм общества. Возрождение национальных традиций — в народных обрядах, фольклорных произведениях, праздниках — говорит о неоценимом духовном богатстве.

Каждая нация в процессе исторического развития создает свою специфическую по форме культуру, в рамках которой в традициях сохраняется преемственность поколений, в культурных ценностях отражаются определенные мировоззренческие представления и моральные нормы, в особом укладе жизни фиксируется устойчивость связей и отношений между людьми.

Выдающийся русский философ Иван Ильин утверждал: «перед нами задача: творить русскую самобытную духовную культуру — из русского сердца, русским созерцанием, в русской свободе, раскрывая русскую предметность» [2].

Реализация идеи воспитания ребенка на основе родных культурных традиций связана с глубоким изучением русской культуры, с возрождением семейных, нравственно-этических, духовных (православных) традиций, с воспитанием духовно развитой личности, хорошо знающей и понимающей свои православные, национальные и общечеловеческие ценности.

Именно школа, являясь важным субъектом воспитательного воздействия на личность, призвана социализировать ребенка не только в системе знаний, образования, но и как носителя определенного типа сознания и мировоззрения, в том числе в системе доминирующих в обществе моральных норм и правил.

Сохранение существующих и накопление новых культурных традиций родной культуры от старшего поколения к младшему является главной задачей педагога, общества, государства.

В связи с этим особую значимость приобретает Послание президента России В. В. Путина Федеральному собранию РФ, в котором говорится о духовном единстве народа и объединяющих нас моральных ценностях как о таком же важном факторе развития, как политическая и экономическая стабильность. В. В. Путин подчеркнул: «Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи — когда у него есть общая система нравственных ориентиров. Когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории…» [4].

Ведущая роль в процессе духовно-культурного развития общества принадлежит: 1) самой личности, которая должна обладать чувством собственного человеческого достоинства, активно и творчески развивать свой интеллектуальный и духовно-нравственный потенциал в общественно-значимой деятельности; 2) государству — главному социальному институту, способному координировать процессы правовой и моральной регуляции, организовывать продуктивный образовательный процесс; 3) различным институтам (образовательные учебные учреждения, семья и др.), осуществляющим целенаправленное воздействие на формирование морального сознания, жизненной позиции личности, сохранение и обогащение национальной культуры.

Литература:

  1. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://schoo1.ru/fgos/koncepcija_dukhovno-nravstv-vospitanija.pdf.
  2. Ильин И. А. «О русском национализме» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: [http://detectivebooks.ru/book/11447304/?page=1.
  3. История русской культуры: Пособие для вузов / В. С. Шульгин, Л. В. Кошман, Е. К. Сысоева, М. Р. Зезина; Под ред. Л. В. Кошман. — 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 480 с.
  4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.04.2007. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.alppp.ru/law/konstitucionnyj-stroj/prezident---glava-gosudarstva/2/poslanie-prezidenta-rf-federalnomu-sobraniyu-ot-26–04–2007.html.
Основные термины (генерируются автоматически): русской культуры, моральных норм, развития общества, культурных традиций, потенциалу русской культуры, моральных норм общества, духовно-нравственного развития, изучением русской культуры, школьного возраста, История русской культуры, формирование гармоничной личности, традиций родной культуры, воспитания личности гражданина, культурного развития общества, истокам православной культуры, обществе моральных норм, культурных традиций связана, совокупность духовно-нравственных ценностей, духовно-нравственная культура общества, Электронный ресурс.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос