Библиографическое описание:

Веселова Г. С. Значение православной культуры в процессе формирования нравственных качеств личности ребенка младшего школьного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 163-165.

Ценностный, духовно-нравственный кризис российского общества в целом является причиной негативных явлений среди детей и молодежи в России, существенного падения нравственности подрастающего поколения.

В последние годы в общественном сознании заметно обесценились такие понятия, как «нравственность», «долг», «совесть». Наблюдается заметная деформация ценностных основ мировоззрения среди молодежи.

Согласно опросу Института социологии РАН 55% молодых людей, то есть большинство, готовы переступить через моральные нормы для того, чтобы добиться успеха. Значительная часть молодежи не считают неприемлемыми проституцию, обогащение за счет других, хамство, пьянство, дачу и получение взятки, аборт, супружескую измену.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Акцент на Православие сделан неслучайно, ведь в большинстве своем народы России началами просвещения и духовности обязаны Православной традиции.

Д. С. Лихачев писал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» [ 3; 58 ].

В 2012 году, во исполнение Поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009г. № Пр-2009, во всех субъектах Российской Федерации в образовательных учреждениях вводится комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ), включающий модуль «Основы православной культуры». Одной из основных задач курса является развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи и общества.

Курс«Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ), предполагается изучать в конце 4-го- начале 5-го классов. Такой подход нельзя считать правильным, так как младший школьный возраст – наиболее благодатное время для формирования нравственной сферы ребенка. Это доказывают исследования авторитетных педагогов, психологов и служителей церкви.

Д. Б. Эльконин отмечал, что в младшем школьном возрасте « происходит бурное психическое и физическое развитие ребенка, закладываются основы его личности» [ 5; 32].

По мнению В. Зеньковского в этом возрасте «…рождается интерес к действительности. Основной предмет внимания лежит уже не в субъективном мире а вне его : мир, история , будущее…» [ 2; 49 ].

Священник А. Гармаев говорил, что младший школьный возраст- «время душевного становления ребенка» [ 1; 43 ].

Можно предположить, что приобщение к ценностям Православной культуры (литературе, живописи, архитектуре и т.п. ) имеет большое влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка младшего школьного возраста.

Все богатейшее наследие Православной культуры пронизано духом красоты и несет в себе огромное воспитательное содержание.

Задача педагога- сохранять духовную и художественную преемственность русской культуры, ее нравственные, высокогуманные традиции, преумножать отечественное культурно- историческое наследие и способствовать тому, чтобы дети умели постигать духовно - культурные ценности, «получать от них уроки красоты, мудрости, уважения к предкам, знания истории» (Д. С. Лихачев) [ 3; 46 ].

Рассмотрим основные направления работы с детьми младшего школьного возраста по ознакомлению с наследием Православной культуры:

Библия как источник мировой культуры, искусства, этических и моральных принципов существования общества

Цель занятий: дать детям элементарные знания о Библии как источнике мировой культуры, искусства, этических и моральных принципах существования общества.

О доступности и необходимости изучения Библии детьми говорит Л. Н. Толстой: «Как все понятно и ясно, особенно для ребенка, и вместе с тем как строго и серьезно! Я не могу себе представить, какое возможно было бы образование, если бы не было этой книги…Библия, как по форме, так и по содержанию, должна служить образцом всех детских руководств и книг для чтения» [ 4; 84 ].

При изучении библейских историй детям открываются такие понятия, как преданность, сострадание, послушание, милосердие, умение прощать, доброжелательность, трудолюбие. Иисус Христос предстает перед ними как образец чистоты, мудрости и любви к людям.

Библейские сказания отозвались в творчестве выдающихся живописцев, скульпторов, архитекторов, писателей, поэтов, музыкантов. Их произведения не могут быть постигнуты во всей глубине смысла и художественной выразительности, если не опираться на библейскую основу первоисточника.

Библия на протяжении своего существования способствовала обогащению бытового и литературного языка всех слоев населения.

При методически взвешенном подходе библейские истории могут стать эффективным средством усвоения детьми общечеловеческих норм нравственности, помогут глубже понять произведения живописи и скульптуры, архитектуры и музыки, овладеть основами речевой культуры.

Православные праздники как неиссякаемый источник традиций и обрядов Церкви

Цель занятий:

  • дать детям знания о важнейших Православных праздниках: Пасхе, Рождестве, Троице и др., истории их возникновения, об обрядах и обычаях, сопровождающих эти праздники;

  • организовать непосредственное участие детей в обрядах и играх, характерных для различных праздников.

Знакомство детей с православными праздниками предполагает синтез разнообразной деятельности (изобразительная, музыкальная и др.). Формы и способы передачи информации о Православных праздниках могут быть различными.

Например, в процессе подготовки к празднику Пасхи учитель может познакомить детей с библейской литературой по этой теме, рассмотреть иллюстрации и побеседовать о прочитанном. Вместе с родителями возможно организовать Час размышлений на тему: «Светлое Воскресение Христово», где в ходе беседы рассмотреть нравственную сторону подвига Иисусу Христа.

Детям необходимо рассказать о символике яйца, народном искусстве крашения яиц. Можно предложить самостоятельно расписать пасхальные яйца, изготовить открытки для поздравления родных и близких.

В творчестве русских поэтов (А. Плещеева, И. Бунина, Ш. Тимошенко и др.) есть произведения о празднике Пасхе. Пусть дети разучат эти стихи.

Большое эмоциональное внимание на детей имеет слушание церковной и классической музыки. Например, увертюра Н. Римского- Корсакова «Светлый праздник». Пасхальные игры и хороводы будут также интересны детям.

После праздника целесообразно провести с детьми обсуждение . необходимо подвести ребенка к выводу о том, что традиционные Православные праздники радуют сердце своим единением, общностью людей, зажигают в людях желание помогать ближнему, дарить ему радость и любовь.

Кроме праздника Воскресения Христова познакомьте воспитанников с обычаями и обрядами Рождества, Троицы, Крещения.

Ознакомление детей с праздниками Православия должно способствовать осознанию ими себя как преемников давних традиций.

Традиции Православного семейного воспитания

Цель занятий:

  • дать детям знания о традициях Православного воспитания в семье;

  • организовать участие детей и родителей в праздновании именин и Дня Ангела.

Знакомство с архитектурой Православных храмов

Цель занятий:

  • познакомить детей с особенностями архитектуры православных храмов;

  • дать знания об истории возникновения известнейших Православных храмов России и Санкт- Петербурга.

Православные храмы - это настоящие музеи произведений искусств, мозаики, резьбы по камню, скульптуры. Известнейшие живописцы, архитекторы и скульпторы разных эпох создавали Православные храмы, которые гармонично вписались в архитектурные ансамбли русских городов.

В процессе знакомства с Православными храмами организуются выставки детского творчества (рисунки, поделки, постройки и др.)

Для развития монологической речи детей можно предложить составление творческих рассказов «Я - архитектор петербургских храмов», «Что может рассказать нам собор?».

Дайте детям послушать запись колокольного звона. Это будет большим воздействием на эмоции и чувства ребенка.

Внутреннее убранство Православных храмов. Иконопись.

Цель занятий: показать красоту икон в Православных храмах, рассказать об истории их создания, авторах, об огромном значении для верующих.

Иконы в Православии имеет огромное воспитательное значение. В современном церковно- археологическом и общепринятом значении иконой называют святой образ, написанный красками на деревянной доске. Иконы изображают Иисуса Христа, Богоматерь, образы Святых. Иконы представляют собой величайшую художественную ценность, и в то же время являются элементом богослужения, помогают молиться со вниманием и благоговением.

Рассматривая внутреннее убранство петербургских соборов важно обратить внимание на красоту икон, их назначение, историю создания. Знакомство с иконописью является средством развития эстетического сознания у детей и вызывает чувство гордости, уважения к мастерству иконописцев.

Итак, мы рассмотрели лишь некоторые составляющие богатейшей Православной культуры, которые могут быть доступны и интересны младшим школьникам, но и на их примере видно, насколько велик ее потенциал в раскрытии нравственных возможностей ребенка.

Использование православно- ориентированных сведений на внеклассных занятиях, в игровой, в досуговой, художественно- творческой деятельности, на праздниках и развлечениях поможет воспитывать и развивать детей на высокохудожественном материале, формирующем образцы эстетических и нравственных идеалов.

Именно поэтому Православная культура должна стать «частью души ребенка, началом, порождающим личность» [3; 64].


Литература:

  1. Гармаев А. Этапы нравственного развития ребенка. Курс лекций. М., Православная беседа, 1989.

  2. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.

  3. Лихачев Д. С. Память преодолевает время.// Наше наследие, № 1, 1998.

  4. Свящ. Жилов. Что говорят знаменитые люди о Библии.// Брянск, 1998.

  5. Эльконин Д. Б., Коссаковский А. Основные этапы психического развития детей. М., Педагогика, 1978.

Основные термины (генерируются автоматически): младшего школьного возраста, ребенка младшего школьного, Православной культуры, личности ребенка младшего, нравственных качеств личности, качеств личности ребенка, Похожая статья, Цель занятий, младший школьный возраст, Православных праздниках, процессе формирования нравственных, нравственных возможностей ребенка, одаренного ребенка младшего, мировой культуры, значении нравственных норм, огромное воспитательное, Воспитание ребенка младшего, ценностям Православной культуры, наследие Православной культуры, наследием Православной культуры.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос