Гармоничная личность — один из приоритетов национальной идеи Узбекистана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 23.01.2017

Статья просмотрена: 83 раза

Библиографическое описание:

Шарипов И. Н. Гармоничная личность — один из приоритетов национальной идеи Узбекистана // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 631-633. — URL https://moluch.ru/archive/137/36485/ (дата обращения: 22.09.2018).



Одним из главных приоритетов реализации идеологии национальной независимости является формирование нравственно цельной и духовно богатой личности, обладающей независимым мировоззрением и самостоятельным мышлением, опирающейся на бесценное наследие наших предков и общечеловеческие ценности. Процесс воспитания формирования гармонично развитой личности основывается на том, что каждый человек стремится к овладению лучшими достижениями национальной и общечеловеческой духовной культуры. На основе овладения духовными ценностями человек стремится к духовно- нравственному и физическому совершенству. Духовно-нравственное и физическое совершенство личности неразрывно связаны между собой. В нашей стране общество помогает человеку обеспечивать и наращивать свое физическое здоровье. Создается максимум условий для постоянных и всесторонних занятий физической культурой и спортом высших достижений. Создание оптимальных условий для занятий спортом органически сочетается с процессом реализации Национальной программы по подготовке кадров, развития спорта в частности. Идея воспитания гармонично развитой личности всегда была органической частью национальной культуры узбекского народа. Являясь составной частью традиционной народной культуры, она впитала философию Ислама, обогащалась с неизменной опорой на идеи выдающихся мыслителей Центральной Азии — Абу Насра аль-Фараби и Алишер Навои. В демократическом обществе демократичной, открытой является система образования. Она позволяет сформировать полноценно гармоничную личность.

Рассмотрим ближе основные факторы, способствующие формированию гармоничной личности в демократическом обществе.

  1. Духовное богатство. Как мы отмечали ранее, формируется на основе органичного, свободного усвоения общечеловеческих и национальных духовных ценностей. Это должно происходить свободно, без давления извне, каких-либо насильственно внедряемых предписаний. В то же время не должна формироваться всеядность, человек должен уметь отличать плохое от хорошего, «зерна от плевел».
  2. Нравственная цельность подразумевает стройную нравственную систему у каждого человека, могущую выдержать проверку жизненной практикой. Нравственно цельный человек воспринимает те или иные нравственные ценности осознанно, понимает смысл тех или иных нравственных запретов и разделяет их необходимость.
  3. Независимое мышление — мышление, не опирающееся на какие-либо стереотипы. Человек, обладающий им, критически осмысливает любую сложную жизненную ситуацию и стремится найти рациональный выход из нее. Люди, обладающие независимым мышлением, не допустят никаких форм насилия над собой. И в то же время независимо мыслящий человек опасен для тоталитарного, закрытого общества.

В нашей стране целям формирования гармонично развитой личности, отвечающей потребностям демократического правового государства и гражданского общества служит национальная программа по подготовке кадров.

В этой связи целесообразно выделить три основных направления, по которым осуществляется реформа образования в нашей стране.

  1. Изменение структуры системы образования. Придание ей большей гибкости.
  2. Изменение содержания образовательных программ, их большая связь с современностью.
  3. Новые методы воспитания учащихся.

Рассмотрим, вкратце сущность этих аспектов и то, как они направлены на формирование гармонично развитой личности. Говоря о тех качествах личности, необходимых в демократическом обществе, которые должна воспитать новая система преподавания, необходимо выделить следующие стороны:

  1. Интеллектуальная и психологическая готовность к выражению своего мнения.
  2. Уверенность в том, что общество защитит право личности на выражение своего мнения.
  3. Уважение к праву других людей выражать свое мнение, толерантность.
  4. Сознание ответственности за свои высказывания. Свобода выражения своего мнения не должна превращаться в распущенность, вседозволенность. Совокупность таких качеств как интеллектуальная и психологическая готовность к выражению своего мнения, толерантность и ответственность составляет такое необходимое качество личности как правовая культура.

Правовая культура как необходимый атрибут индивидуализма является неотъемлемым качеством гармонично развитой личности в свободном обществе. Она выражает готовность человека быть толерантным этому обществу, жить в согласии с его законами и способствовать его социальному прогрессу. Правовая культура отнюдь не тождественна знанию законов, управляющих обществом. Далеко не все граждане общества знают в совершенстве управляющие им законы. Однако каждый человек имеет моральную обязанность соблюдать их. Осознание этой обязанности, понимание того, что «незнание законов не освобождает от ответственности за их соблюдение» и составляет природу правовой культуры. В то же время, люди, прекрасно знающие законы, могут обладать криминальным сознанием, у них может отсутствовать ответственность за соблюдение законов. Правовая культура воспитывается в ходе как процесса воспитания и образования, так и в ходе самого становления институтов правового государства, в частности, судебно-правовой реформы.

В качестве основной предпосылки эффективности судебно-правовой реформы Президент нашей страны И. А. Каримов рассматривает независимость суда. Он отмечает, что реформы судебной системы должны быть направлены, прежде всего, на обеспечение подлинной независимости и самостоятельности судей, выносящих свои решения. Только тогда человек, который раньше рассматривал суд только как карательный орган, будет обращаться в суд как в орган, который обязан защитить его права и свободы, его интересы. Эффективность проведения судебно-правовой реформы имеет самое непосредственное отношение к формированию гармоничной личности, поскольку именно судебно-правовая реформа приводит к тому, что создаются гарантии осуществления прав человека. Гарантии осуществления прав личности приводят к формированию правовой культуры, которая является необходимым условием гармоничного развития личности. Таким образом, гармония, гармоничное развитие личности включает в себя органичное сочетание духовного и физического совершенства гражданина, понимания прав и обязанностей в гражданском обществе. Последний же, в свою очередь, один из главных компонентов, приоритетов национальной идеи Узбекистана.

Литература:

  1. Каримов И. А. «Высокая духовность — непобедимая сила» Маънавият 2008
  2. Каримов И. Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология. — т.1 — Т.,1996.
  3. Идея национальной независимости: основные понятия и принципы.
Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, развитая личность, судебно-правовая реформа, гармоничная личность, демократическое общество, национальная программа, гражданское общество, психологическая готовность, гармоничное развитие личности, независимое мышление.


Похожие статьи

Формирование гармонично развитой личности как цель...

Коренная реформа образования и воспитания — важное направление государственной политики Узбекистана. Повышение уровня образования и воспитания является основной задачей педагогов, так как умственное развитие и развитие личности влияют на уровень культуры...

Сущность гармоничного воспитания личности | Статья в журнале...

Главный результат воспитательного процесса — формирование гармонично развитой, общественно активной личности. Формируя основные принципы построения демократического справедливого гражданского общества...

Построение демократического общества: опора на...

То есть, всесторонне развитые и духовно богатые люди, объединяясь, могут построить демократическое общество.

Свободная личность — это человек, любящий свою родину, готовый отдать, если надо, свою жизнь за свою страну, за свой народ.

Педагогическая деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Он ответил: «…воспитание гармонично развитой, свободно мыслящей личности».

Общей характеристикой познавательной направленности личности учителя является культура научно-педагогического мышления.

Содержательная сторона личностного развития

Познания личности объективных закономерностей и скрытых механизмов современного общественного развития ограничены.

В обоих случаях не используется реальные возможности, которые даёт наше демократическое общество для целенаправленного...

Правовая культура населения | Статья в журнале...

Правовое воспитание связано с усвоением личностью правового опыта, соответствующих

А. Х. Правовое воспитание — важный фактор формирования гармонично развитого поколения.

Профессиональная правовая культура - состояние правовой жизни общества.

Тенденции формирования гармонично развитой личности...

Ключевые слова: школа, тенденции, формирование, сознание, гармонично, личность, воспитание, учитель, образование. Идея формирования гармонично развитого поколения выражает постоянное стремление человека к овладению как сокровищами национальной...

Возрождение национально-духовных и общечеловеческих...

Под гармонично развитой личностью мы, в первую очередь, понимаем людей высоко сознательных, умеющих самостоятельно мыслить, являющихся, своим поведением, примером для других, просвещенных людей.

Анализ некоторых аспектов понятия «гармонично развитая...»

Ещё один срез анализа понятия «гармоничная личность» показывает, что в центре её воспитания стоит формирование нравственных чувств. А также «когда мы говорим о гармонично развитом человеке, то подразумеваем...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование гармонично развитой личности как цель...

Коренная реформа образования и воспитания — важное направление государственной политики Узбекистана. Повышение уровня образования и воспитания является основной задачей педагогов, так как умственное развитие и развитие личности влияют на уровень культуры...

Сущность гармоничного воспитания личности | Статья в журнале...

Главный результат воспитательного процесса — формирование гармонично развитой, общественно активной личности. Формируя основные принципы построения демократического справедливого гражданского общества...

Построение демократического общества: опора на...

То есть, всесторонне развитые и духовно богатые люди, объединяясь, могут построить демократическое общество.

Свободная личность — это человек, любящий свою родину, готовый отдать, если надо, свою жизнь за свою страну, за свой народ.

Педагогическая деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Он ответил: «…воспитание гармонично развитой, свободно мыслящей личности».

Общей характеристикой познавательной направленности личности учителя является культура научно-педагогического мышления.

Содержательная сторона личностного развития

Познания личности объективных закономерностей и скрытых механизмов современного общественного развития ограничены.

В обоих случаях не используется реальные возможности, которые даёт наше демократическое общество для целенаправленного...

Правовая культура населения | Статья в журнале...

Правовое воспитание связано с усвоением личностью правового опыта, соответствующих

А. Х. Правовое воспитание — важный фактор формирования гармонично развитого поколения.

Профессиональная правовая культура - состояние правовой жизни общества.

Тенденции формирования гармонично развитой личности...

Ключевые слова: школа, тенденции, формирование, сознание, гармонично, личность, воспитание, учитель, образование. Идея формирования гармонично развитого поколения выражает постоянное стремление человека к овладению как сокровищами национальной...

Возрождение национально-духовных и общечеловеческих...

Под гармонично развитой личностью мы, в первую очередь, понимаем людей высоко сознательных, умеющих самостоятельно мыслить, являющихся, своим поведением, примером для других, просвещенных людей.

Анализ некоторых аспектов понятия «гармонично развитая...»

Ещё один срез анализа понятия «гармоничная личность» показывает, что в центре её воспитания стоит формирование нравственных чувств. А также «когда мы говорим о гармонично развитом человеке, то подразумеваем...

Задать вопрос