Правовая культура населения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

Дата публикации: 10.05.2017

Статья просмотрена: 565 раз

Библиографическое описание:

Чубоева О. К. Правовая культура населения // Молодой ученый. — 2017. — №19. — С. 250-253. — URL https://moluch.ru/archive/153/42059/ (дата обращения: 12.11.2019).



После обретения независимости Республики Узбекистан, быстрыми темпами осуществляется работа по повышению правовой культуры и улучшению правового воспитания населения как одно из основных направлений государственной политики. Необходимо отметить, что оказывается всестороннее содействие политическим, экономическим, социальным реформам, проводимым на пути строительства в республике правового государства и глубокому осознанию населением сущности принимаемых в этом направлении законов.

Становление Узбекистана как демократического правового государства предполагает высокий уровень правовой культуры граждан, социальных групп, и институтов гражданского общества. А это требует принятия эффективных мер по организации правового воспитания населения как общегосударственной задачи, охватывающей все слои населения.

В любом обществе проблема формирования и совершенствования правовой культуры населения является неизменно актуальной. В нашем государстве особое внимание уделяется построению правового демократического государства, защите прав и свобод человека, повышению правовой культуры населения. Как отмечает Первый Президент И. А. Каримов: «Только по-настоящему образованный человек может высоко ценить достоинства человека, сохранять национальные ценности, повышать национальное самосознание, самоотверженно бороться для того, чтобы жить в свободном обществе, чтобы наше независимое государство заняло достойное, авторитетное место в мировом сообществе» [1].

Правовая культура представляет качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества [2, 34]. Правовую культуру определяют степень развитости правосознания населения, уровень развития правовой деятельности, а также степень совершенства всей системы правовых актов.

Таким образом, сущностью правовой культуры является мера освоения правовых ценностей, накопленных обществом и их использование различными субъектами в правовой сфере.

Успешное решение задач правового регулирования возможно только при высоком уровне цивилизации, политической и правовой культуры. Само право следует рассматривать в качестве одного из проявлений человеческой цивилизации и культуры. Область культуры столь специфична, что регулирование отношений людей здесь с помощью законов является делом не менее тонким, чем регулирование экономических отношений. Есть большая доля истины в том, что право не может быть выше, чем культурное развитие общества. Поэтому издаваемые государством законы если и должны в качестве определенной модели вести за собой (формировать) соответствующие отношения, то не настолько, чтобы отрываться от них и превращаться в законы неправовые. Можно также утверждать, что для большинства числа людей нормативом поведения служит не закон, а сама культура (общая и юридическая), поскольку они не знают конкретных нормативно — правовых предписаний, никогда не знакомились с правовыми актами. Следует всегда иметь в виду двустороннюю связь закона и культуры, не упуская из вида «производительную» роль культуры в процессе законодательной деятельности. Но при реализации права гражданами их культуре доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения от нормы закона в силу личной заинтересованности, неразвитости юридической культуры, ее отсталости, с ориентированности на социальные ценности.

Высокий уровень культуры неизбежно открывает путь правовому развитию общества, правовому закону и правовому государству. Неразвитость культуры, напротив, обусловливает правовой нигилизм, деспотические формы и методы властвования. Таким образом, эффективность регулирующей роли законодательства в области культуры прямо пропорциональна уровню развития культуры, то есть объекту регулирования.

Недостаток нынешнего состояния правовой культуры молодежи — не достаточное знание законов. Нередко бывает и так, что молодые люди знают законы, но соблюдать их не спешат, потому что не верят в их силу, не признают их роли в обществе (правовой нигилизм) или готовы использовать законы только в корыстных личных целях (правовой цинизм). Также существует еще правовая безграмотность, которая выражается в незнании или в очень плохом знании норм права, но может сочетаться с достаточно высоким уровнем нравственного развития. Весь мир права сводится у малограмотных людей только к уголовному законодательству. Они забывают о гражданской, административной, трудовой и других отраслях права, без знания которых легко запутаться в трудных вопросах повседневной жизни [3, 63].

Конфликт может возникнуть и в результате произвола, когда человек ставит свое «Я» выше норм права и морали общества, рукаоводствуясь при этом идеями прогресса. Общество карает личность за произвол. В обиходной жизни мы забываем об ограничении правил и норм поведения, но они все же остаются для нас незыблемыми. На стадии правосознания они высвечиваются и выступают уже как осознанные регулятивы.

Правосознание во многом ориентируется на рационально-нравственные оценки. Между нравственностью и правом существует теснейшая связь: право в самом себе имеет и нравственный смысл. Если поднять культуру правосознания до самого чистого добродетельного образа мыслей, то закон также станет мотивом сообразных с долгом поступков. И в самом деле, лишь те, кто опирается только на разум и совесть, живут на основе права и закона.

Правосознание суть той формы общетвенного сознания, в которой выражаются знание и оценка принятых в данном обществе в качестве юридических законов нормативов социально-экономической деятельности различных субъектов права –индивида, организации предприятия, трудовых коллективов, должностных лиц и т. п.

Если высокий уровень нравственности и правовой культуры необходимы гражданам, то еще более высокий уровень составляет саму сущность государственной власти, ибо вся власть есть сила, уполномоченная народом к управлению другими, что предполагает и воспитывающее возхдействие на них.

Соблюдением законов обеспечивается государством, которое в тех случаях, когда это необходимо, прибегает к принуждению. К сожалению, простые люди (да и не только они) находятся на довольно низкой культуре правового сознания, но это уже различие ступеней правосознания, а не его сути.

Понимание правовой культуры предполагает понимание того, что законно или незаконно, и осознание того, что исполнение его обязательно. По словам Ф. М. Достоевского, подавлять в себе долг и не признавать обязанности, требуя в то же время всех прав себе, есть только свинство. Право — необходимое условие существования свободных людей в обществе. Если ты хочешь быть свободным, ты должнен ограничить свою свободу, дабы предоставить свободу другим [4, 62].

Таким образом, повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, преодоление правового нигилизма, с другой — преодоление правового идеализма. И то, и другое вызывает необходимость в осуществлении большой работы по повышению юридической грамотности всех слоев населения, а также по надлежащему кадровому обеспечению государственных учреждений, осуществляющих юридическую деятельность.

Приоритеты гражданского общества реализуются в Национальной программе на основе тесной взаимосвязи реформ систем образования и подготовки кадров с проводимыми в обществе преобразованиями, построением развитого, демократического, правового государства.

Уровень юридической грамотности, правовой культуры членов общества зависит в первую очередь от характера, духа социальной практики, складывающейся в сфере правового регулирования, функционирования власти. Но следует признать, что немаловажное значение имеет и целенаправленная работа по правовому воспитанию населения, если она будет осуществляться в условиях благоприятной для права социально-политической практики. Под правовым воспитанием понимается систематическая и целенаправленная деятельность государства, негосударственных объединений, направленная на формирование у граждан правовых знаний, навыков правомерного поведения, уважительного отношения к праву, на развитие и поддержание у них позитивной активности в сфере права. Правовое воспитание может проводиться в различных формах. Это, прежде всего, юридическое образование, просвещение, правовая пропаганда, широкая гласность в правотворческой и правоприменительной практике. Оно осуществляется путем преподавания основ права в общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях, проведение занятий в системе повышения квалификации, правовой пропаганды и просвещения через печать и телевидение, посредством организации лекций и бесед на правовые темы для населения. Все это в комплексе оказывает влияние на формирование правосознания и правовой культуры на индивидуальном, групповом и общественном уровнях.

Актуальным на сегодняшний день является рассмотрение правовой культуры молодежи, ее анализ как самостоятельной социально-демографической группы.

В условиях государственной независимости молодежь оказывает возрастающее воздействие на все стороны социальной жизни. Разрешение молодежных проблем во многом зависит от того, какую позицию занимает в этом вопросе правовое регулирование. Государство решает широкий комплекс молодежных проблем, связанных с ее правовым статусом. Для решения этих задач, а также для создания условий демократизации общественной жизни и формирование основ правового государства была принята Национальная программа правовой культуры в обществе, утвержденная постановлением Олий Мажлис Республики Узбекистан от 29 августа 1997 года. Цель национальной программы — создание всеохватывающей постоянно действующей системы формирования правовой культуры, с тем чтобы все слои населения овладели правовой грамотностью, достигли высокого уровня правосознания, могли применять правовые знания в повседневной жизни.

Знание молодежью норм различных отраслей права, правовых принципов, порядка образования и деятельности государственных органов составляет необходимую предпосылку формирования у молодых людей правовой культуры.

Сущность правовой культуры и правового воспитания молодежи нельзя рассматривать лишь как приобретение некой суммы знаний о нормах и принципах действующего законодательства. Целью правового воспитания и правовой культуры молодежи является формирование у личности законопослушания и уважения к закону. Уважение к закону означает не простое соблюдение норм права как внешних по отношению к индивиду предписаний и запретов, а органическое восприятие их в качестве совпадающих ценностей для личности и общества [5, 12].

Правовое воспитание связано с усвоением личностью правового опыта, соответствующих культурных ценностей, которые имеются в обществе.

Правовое воспитание представляет собой процесс воспитательного воздействия на человека. Но это и результат данного процесса, т. е. правовая воспитанность личности. Если в первом случае правовую культуру можно рассматривать и как одно из основных направлений, целей правового воспитания, и как важнейшую его предпосылку, то во втором случае, т. е. в отношении правовой воспитанности, правовая культура выступает уже как совокупность качеств личности, характеризующих ее правосознание и правовое поведение в их неразрывном единстве [5, 13].

Литература:

  1. Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. Выступление на IX сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Учитель Узбекистана. 3 сентябрь 1997 год.
  2. Саидов. А. Х. Правовое воспитание — важный фактор формирования гармонично развитого поколения.
  3. Якушев А. В. Теория государства и права. М.: ПРИОР, 2000. С. 161.
  4. Спиркин А. Г. Философия. М.. 2000. С. 801.
  5. Абзалов Э. Проблемы совершенствования правовой культуры молодежи. Автореф. диссер. канд. наук — Т.: ТГЮИ, 2000. С. 15.
Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, правовое воспитание, правовое государство, правовое регулирование, правовое воспитание населения, высокий уровень, правовая культура молодежи, общество, национальная программа, правовой нигилизм.


Похожие статьи

Место правового воспитания в формировании правосознания...

Правовое обучение и правовое воспитание молодёжи, органически связаны между собой.

Роль правовой пропаганды в формировании правового сознания и правовой культуры у молодёжи.

Правовая культура современной молодежи: актуальное...

Прежде чем говорить о правовой культуре современной молодежи, необходимо определить, что такое культура вообще. Культу́ра (от лат. cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие...

Правовой нигилизм как социальная проблема современного...

правовой нигилизм, Россия, государство, свобода человека, свобода граждан, РФ, правовой идеализм, правовое государство, правовое воспитание, гражданин.

Немного о правовой грамотности | Статья в сборнике...

правовая культура, правовое образование, правовая безграмотность, российское общество, правовая культура общества, Российская Федерация, правовой нигилизм, массовая информация, правовая грамотность...

Российская правовая культура на современном этапе

правовая культура, правовой нигилизм, правовое сознание, культура, российская правовая культура, правовое поведение, массовая информация, качественное состояние, гражданское общество, смысловой мир.

Правовое воспитание как неотъемлемая часть образовательного...

правовое воспитание, воспитательное воздействие, правовая культура, член общества, индивидуальное сознание, норма, высокое правосознание, правовой нигилизм, свобода личности, укрепление правосознания.

Роль правового воспитания в формировании электоральной...

Правовое воспитание должно привести к правовой активности граждан, в частности к формированию

«О формировании правовой культуры молодежи в России и Беларуси», с. 72, 2006 г. Ромашов Р. А. Правовая культура молодежи и правовой нигилизм в молодежной...

О проблеме правового воспитания подростков

Непосредственная цель — повышение уровня правовой культуры учащихся, профилактика правового нигилизма. Цели правового воспитания осуществляются при решении следующих задач: Овладение учащимися системой знаний об обществе, его сферах, правовом...

Проблема формирования правосознания в России | Молодой ученый

Так формируется правовой нигилизм, когда законы не

Основные термины (генерируются автоматически): правосознание, правовое регулирование, государство, правовая культура, современное

Место правового воспитания в формировании правосознания молодежи.

Похожие статьи

Место правового воспитания в формировании правосознания...

Правовое обучение и правовое воспитание молодёжи, органически связаны между собой.

Роль правовой пропаганды в формировании правового сознания и правовой культуры у молодёжи.

Правовая культура современной молодежи: актуальное...

Прежде чем говорить о правовой культуре современной молодежи, необходимо определить, что такое культура вообще. Культу́ра (от лат. cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие...

Правовой нигилизм как социальная проблема современного...

правовой нигилизм, Россия, государство, свобода человека, свобода граждан, РФ, правовой идеализм, правовое государство, правовое воспитание, гражданин.

Немного о правовой грамотности | Статья в сборнике...

правовая культура, правовое образование, правовая безграмотность, российское общество, правовая культура общества, Российская Федерация, правовой нигилизм, массовая информация, правовая грамотность...

Российская правовая культура на современном этапе

правовая культура, правовой нигилизм, правовое сознание, культура, российская правовая культура, правовое поведение, массовая информация, качественное состояние, гражданское общество, смысловой мир.

Правовое воспитание как неотъемлемая часть образовательного...

правовое воспитание, воспитательное воздействие, правовая культура, член общества, индивидуальное сознание, норма, высокое правосознание, правовой нигилизм, свобода личности, укрепление правосознания.

Роль правового воспитания в формировании электоральной...

Правовое воспитание должно привести к правовой активности граждан, в частности к формированию

«О формировании правовой культуры молодежи в России и Беларуси», с. 72, 2006 г. Ромашов Р. А. Правовая культура молодежи и правовой нигилизм в молодежной...

О проблеме правового воспитания подростков

Непосредственная цель — повышение уровня правовой культуры учащихся, профилактика правового нигилизма. Цели правового воспитания осуществляются при решении следующих задач: Овладение учащимися системой знаний об обществе, его сферах, правовом...

Проблема формирования правосознания в России | Молодой ученый

Так формируется правовой нигилизм, когда законы не

Основные термины (генерируются автоматически): правосознание, правовое регулирование, государство, правовая культура, современное

Место правового воспитания в формировании правосознания молодежи.

Задать вопрос