Содержательная сторона личностного развития | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общая педагогика

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (9) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 07.06.2016

Статья просмотрена: 179 раз

Библиографическое описание:

Эшмурадов, Э. Э. Содержательная сторона личностного развития / Э. Э. Эшмурадов, У. К. Назиров. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 4 (9). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/39/1043/ (дата обращения: 26.04.2024).



)

Личность — прежде всего тот или иной общественный тип, в котором выражается наиболее существенные черты эпохи, нации. Вместе с тем личность обладает относительной самостоятельностью, неповторимостью по отношению к общественному целому.

В «Национальной программе» по подготовке кадров Республики Узбекистан, принятой 29 августа 1997 года как основной компонент Национальной модели подготовки кадров подчеркивается, что «личность главный субъект и объект системы подготовки кадров, потребитель и производитель образовательных услуг; государство и общество — гаранты подготовки и востребованности кадров, осуществляющие регулирование и контроль за функционированием системы образования и подготовки кадров» [1, c. 42].

Основным деятельностно-личностным качеством личности является самопознание — это познание самого себя. Самопознание направлено на уяснение своих возможностей, сильных и слабых сторон. Это происходит в условиях взаимных отношений с другими людьми в процессе общения, во время совместной деятельности, когда у личности проявляется возможность определить уровень своей сенсорной организации, наблюдательности, памяти, особенности мыслительных операций и речи, степень воссоздающего творческого воображения, развитость чувств как показателя воспитанности, положительных и отрицательных, как общих, так и специальных.

Личность познаёт себя как непосредственно, так и опосредованно. В качестве опосредованного самопознания выделяют сравнение, сопоставление, анализ резервов собственной деятельности, а непосредственная — самопознание, самонаблюдение, самоанализ, самооценка.

Личности в идеале должно быть свойственно чувство причастности к делам общества, ответственность и за судьбы мира и за результаты своего повседневного общественного труда.

Последовательная научность мировоззрения, твёрдая уверенность идеалам независимости, широта кругозора, высокая интеллектуальность и гуманность, патриотизм, гармоническое единство внутренней и внешней культуры — таковы наиболее типичные признаки, которые должны быть присущи личности.

Законом «Об образовании» Республики Узбекистан, принятой 29 августа 1997 года, предусматривается обязательность получения общего среднего и среднего специального профессионального образования, а также право и широкие возможности выбора форм и видов образования и профессиональной подготовки непрерывное повышение квалификации, при необходимости — соответствующая переподготовка, также указывается, что «…личности как потребителю образовательных услуг, через государственные образовательные стандарты, гарантируются качественное образование и профессиональная подготовка. При этом личность обязана выполнять требование, заложенные в государственных образовательных стандартах» [1, c. 43]

Также там отмечается, что личность как производитель образовательных услуг, получив соответствующий уровень классификации, участвует в передаче знаний и опыта в процессе образования, деятельности в сфере материального производства, науки, культуры и услуг.

Здесь самым важным является самообязательство личности, перед обществом.

Самообязательство личности это есть процесс саморегуляции, выработки и контроля программы самосовершенствования на основе активного добывания личностью информации об окружающей действительности о самом себе, о ходе процесса саморегуляции. Самообязательство принимается личностью по внутреннему убеждению в его необходимости и в конечном итоге определяется условиями жизни, требованиями общества, обязанностями личности.

Основу самообязательств личности составляет ориентировка в действительности в целях образования.

Самоприказ — признак воли реализующийся через сознательные целенаправленные усилия по преодолению трудности. Он может быть использован для исправления конкретных недостатков. Самоприказ необходим, когда личности нужно заставить себя приступить к исполнению давно намеченных планов.

Познания личности объективных закономерностей и скрытых механизмов современного общественного развития ограничены. Он сталкивается с множеством социальных явлений и фактов, в том числе и отрицательных, которые не могут правильно объяснить и правильно воспринять. Нередки две крайности: или взгляды молодого человека складывается под стихийным влиянием среды, или же социальные явления объясняются ему книжно, декларативно, лакированно. В обоих случаях не используется реальные возможности, которые даёт наше демократическое общество для целенаправленного идейного воздействия.

Личность очень чувствителен к отрицательным явлениям в общественной жизни (эгоизму, карьеризму, ходатайствам и т.д.), противоречиям, которые допускают родители, общественные деятели между словами и делами, к различным проявлениям несправедливости. Несоответствие между знаниями о демократическом обществе, о наших идеалах и целях с одной стороны, и отрицательными явлениями, с другой, часто порождает глубокие коллизии в духовном мире личности, неверие и разочарование.

Система воспитательного воздействия в любой области общественной жизни действенна и эффективна тогда, когда учитывает как общие закономерности, так и специфические особенности влияния среды.

Объективные факторы развития личности могут типологизироваться и на основе их организационных механизмов воздействия на человека: информационно-образовательных, стимуляционных, регулятивно-контролирующих, организационно-регулирующих и другие, функционирующих в каждой из сфер общественной жизни.

Объективное и субъективное в интересе личности выступают двуедино: с одной стороны, налицо переход объективного в субъективное (так как всякий интерес имеет определённую основу в реальной действительности), с другой — переход субъективного в объективное. Общественную природу интереса личности невозможна понять вне объективной системы потребности и интересов общества вне общественного положения личности, его практических отношений.

Потребности и интересы личности в большой степени определяют направления, избирательный характер и мотивирующее значение социальной ориентации, так как ориентация и позиции личности в их воспитательном аспекте направлены прежде всего главным образом к удовлетворению определённых духовных потребностей и интересов.

Система общественных ориентаций и позиций личности — это совокупность её целей, установок и оценочных критериев, которые активируются в соответствующее предпочтительное и должное поведение для удовлетворения потребностей и интересов общества и личности. Позиция выражает внутреннее отношение личности к своему положению и к внешнему миру, придаёт ориентации активный характер, субъективную мотивированность и личностный смысл.

Поэтому она в большой степени определяет нравственный аспект общественной ориентации личности. Нравственная позиция это своё образное оценочно-нормативное отношение личности к общественным явлениям.

Школа — могучий массовый и организационный институт, исполняющий триединую функциональную роль обучающей, воспитывающей и научно-прикладной системы, системы антропологического знания. Здесь организационная структура и органы управления являются собственной организационной структурой и органами управления целостным воспитательным процессом, который охватывает умственное, правовое, гражданское, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание молодёжи.

Система образования как неотъемлемая часть общественной системы является живым организмом, который развивается и совершенствуется вместе с развитием экономики, культуры и общественных отношений, как целостной структурой демократического гражданского общества.

Последовательное внедрение принципов и методов демократизма играет исключительно большую роль во всестороннем развитии личности. Молодёжь привыкает к уважению общественных интересов, приобретает необходимые качества и умения для управления общественными делами. Одним из основных принципов государственной политики Республики Узбекистан является гуманистический, демократический характер обучения и воспитания.

Развитие гуманизма и демократизма в системе учебного дела можно рассматривать в трёх основных направлениях. Первое направление связано с государственным руководством учебным процессом. Большие и сложные задачи переустройства образовательной системы требует дальнейшего усовершенствования ее руководства сверху, глубоких структурных изменений в целостном механизме ее управления. Не надо доказывать, какой огромный ущерб наносит произвольные и субъективные решения и некомпетентность в этой области. Обеспечение стабильности в развитии учебного процесса, утверждение гуманизма и демократизма при решении основных проблем образования является важной задачей для его высших руководящих органов.

Второе направление связано с внутренним механизмом функционирования учебного заведения, с его самоуправлением. Реформа образования, как показывает опыт, может быть результативной только при условии изменения образа мышления и подходов к проблемам обучения и воспитания молодого поколения, при условии максимальной инициативы преподавательских, ученических коллективов, общественных организаций, руководящих органов. Третье направление связано с развитием общественного управления в решении задач по обеспечению условий для учёбы, быта и отдыха обучающихся. Это требует все большей и большей «педагогизации» общества, создания такого климата в общественной деятельности, при котором вырастает физически здоровое и духовно богатое молодое поколение, создания единой и целостной системы помощи и требований к молодёжи со стороны учебных заведений, общественных организаций и институтов, семьи и научной общественности.

Таким образом, необходимость выбора профессии и самоутверждения в жизни определяет позицию, поведение и деятельность личности, направленные исключительно к будущему. Ориентация на будущее усиливает интерес личности к общественно — политической, хозяйственной и культурной жизни страны.

Литература:

  1. Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. Т., 1997.
  2. Ишанкулов М. У. Профессиональная подготовка педагогических кадров гуманитарного профиля для средних специальных учебных заведений. Ташкент: Фан, 2005. –С.116.
Основные термины (генерируются автоматически): личность, интерес личности, общественная жизнь, Узбекистан, демократическое общество, интерес общества, орган управления, позиция личности, профессиональная подготовка, учебный процесс.

Похожие статьи

Гармоничная личность — один из приоритетов национальной...

Рассмотрим ближе основные факторы, способствующие формированию гармоничной личности в демократическом обществе. Духовное богатство. Как мы отмечали ранее, формируется на основе органичного...

Особенности демократического развития Узбекистана на...

Демократическое обществообщество гласности, это здоровая среда

Однако, процесс демократизации органов самоуправления-это непрерывный, продолжающийся процесс.

В процессе создания основ гражданского общества Республика Узбекистан переходит в новый...

Социальное становление личности в гражданском обществе

гражданское общество, личность, социализация личности, гражданская культура, интерес, общественная жизнь, отношение, социальное окружение, Узбекистан.

Построение демократического общества: опора на...

Узбекистан, демократия, процесс демократизации, дальнейшая демократизация, демократическое общество, демократическое

узбекский народ, узбекистан, традиция, герой, тесная взаимосвязь, мой сын, мировая война, духовная жизнь, демократическое...

Политическая социализация личности как гарант...

публичная политика, условие демократии, составляющая, политический процесс, политическая система, общественная жизнь, политическое руководство государства, интерес народа, гражданское общество...

Национальная программа по подготовке кадров — основа...

Подчеркнём, что период обучения в вузе является одним из самых ответственных в становлении личности профессионала.

Узбекистан, национальная программа, подготовка кадров, система образования, президент Республики, интерес человека, образовательный...

Органы самоуправления – важный фактор в формировании...

Начиная со второй половины ХХ века в развитых демократических странах в результате децентрализации государственного управления, органы самоуправления

Это отличный механизм, позволяющий на уровне общественного института лоббировать интересы граждан.

Педагогическая деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Профессиональная направленность личности учителя включает: интерес к профессии учителя, педагогическое призвание

Подготовка будущего учителя к взаимодействию в образовательном процессе. Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания.

Педагогические основы развития социально-активной личности

Построение в Узбекистане демократического гражданского общества, создание условий для обеспеченной и счастливой жизни молодежи, а значит и будущего государства, связано с тем, насколько активно молодое поколение принимает участие в созидательном процессе.

Похожие статьи

Гармоничная личность — один из приоритетов национальной...

Рассмотрим ближе основные факторы, способствующие формированию гармоничной личности в демократическом обществе. Духовное богатство. Как мы отмечали ранее, формируется на основе органичного...

Особенности демократического развития Узбекистана на...

Демократическое обществообщество гласности, это здоровая среда

Однако, процесс демократизации органов самоуправления-это непрерывный, продолжающийся процесс.

В процессе создания основ гражданского общества Республика Узбекистан переходит в новый...

Социальное становление личности в гражданском обществе

гражданское общество, личность, социализация личности, гражданская культура, интерес, общественная жизнь, отношение, социальное окружение, Узбекистан.

Построение демократического общества: опора на...

Узбекистан, демократия, процесс демократизации, дальнейшая демократизация, демократическое общество, демократическое

узбекский народ, узбекистан, традиция, герой, тесная взаимосвязь, мой сын, мировая война, духовная жизнь, демократическое...

Политическая социализация личности как гарант...

публичная политика, условие демократии, составляющая, политический процесс, политическая система, общественная жизнь, политическое руководство государства, интерес народа, гражданское общество...

Национальная программа по подготовке кадров — основа...

Подчеркнём, что период обучения в вузе является одним из самых ответственных в становлении личности профессионала.

Узбекистан, национальная программа, подготовка кадров, система образования, президент Республики, интерес человека, образовательный...

Органы самоуправления – важный фактор в формировании...

Начиная со второй половины ХХ века в развитых демократических странах в результате децентрализации государственного управления, органы самоуправления

Это отличный механизм, позволяющий на уровне общественного института лоббировать интересы граждан.

Педагогическая деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Профессиональная направленность личности учителя включает: интерес к профессии учителя, педагогическое призвание

Подготовка будущего учителя к взаимодействию в образовательном процессе. Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания.

Педагогические основы развития социально-активной личности

Построение в Узбекистане демократического гражданского общества, создание условий для обеспеченной и счастливой жизни молодежи, а значит и будущего государства, связано с тем, насколько активно молодое поколение принимает участие в созидательном процессе.

Задать вопрос