Библиографическое описание:

Тожибоева Х. М. Педагогические основы развития социально-активной личности [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 26-28.

Построение в Узбекистане демократического гражданского общества, создание условий для обеспеченной и счастливой жизни молодежи, а значит и будущего государства, связано с тем, насколько активно молодое поколение принимает участие в созидательном процессе. Президент нашей страны неоднократно подчеркивал, что в молодежи он видит опору государства и веру в его будущее. “Сегодняшняя молодежь решительно входит в жизнь, полная сил и уверенности”, - такова оценка молодого поколения руководителем государства [1].

Потребности человека формируются в процессе образования, овладения культурными ценностями. Удовлетворение собственных потребностей человека происходит в процессе его деятельности, содержание и формы которой определяются уровнем социального развития общества, то есть деятельность индивидуама является управляемым процессом. Поэтому проблема формирования социальной активности исследуется в педагогической науке.

Человек понимает общественные обязанности, долг перед обществом и свою ответственность как естественное состояние, а свою свободу и социальную активность как единое целое, что и превращает человека в настоящую личность.

Жизненная активность человека воспринимается как ведущая составляющая его личности. В процессе формирования активности задействованы не только природные и социальные факторы, но и личные желания и устремления человека. Только таким образом складывается личностный и социальный облик человека. Само общество, его сущность и структура, компоненты, организующие отношения в обществе, - всё это результат созидательной деятельности всех личностей, творчества, направленного на изменение мира.

Изменения в обществе происходят бесконечно, так как в них проявляется активность человеческой личности, то есть осуществляются новые открытия и процесс развития. Изменяя мир, активная личность совершенствует свои способности, мастерство, знания и умения, а значит, изменяет и «создаёт себя». В процессе активной жизни и работы человек постоянно расширяет свои связи с обществом.

Критерием социальной активности обычно считают интенсивную деятельность. Оцениваются, как правило, три стороны деятельности:

  • участие субъекта в различных видах деятельности и готовность на высоком уровне к достижению цели;

  • проявление личностных качеств в деятельности;

  • общественная значимость материального или духовного продукта, полученного в результате деятельности.

Австрийский психолог и философ В.Франкл подчеркивал, что индивидуальность, личностные ценности и сущность человека непременно связаны с обществом, в котором он живёт. По мнению американского социолога живёт. По мнению американского социолога Т.Паркинсона, истинная ценность человеческой личности обнаруживается только в отношениях с окружающей средой, то есть проявляется в его активности.

Как утверждают психологи Р.Пломин и Х.Херманс (1997) на формирование полноценностей, всесторонне развитой личности влияют три основных фактора [2, с.254]:

  1. Присущие личности биологические возможности: имеется в виду тип темперамента личности, воздействующией на взаимоотношения людей.

  2. Субъективные или психологические свойства, обусловливающие стратегию межличностных отношений. Они определяют возможный выбор для вступления личности в определенные отношения, которые обогащаются и совершенствуются в процессе жизни.

  3. Непосредственные межличностные отношения как самостоятельный процесс функционируют в общественной культурной среде, которая является главным механизмом, обеспечивающим формирование личности.

Все три фактора выступают в единстве и взаимодействуют. Без их преемственности и взаимосвязи всестороннее развитие личности не представляется возможным.

Всестороннее развитие личности – это не только овладение специальными знаниями, но и идейно-нравственное формирование личности; - это не только человек – труженик, но и представитель определенной общественной группы и сам известен своими достижениями и пользующийся авторитетом. Человек, даже много знающий в какой-либо области и владеющий определенными умениями и навыками, но стоящий в стороне от общественного труда, общественных заданий, не достигнет уровня всесторонне развитой личности.

Поэтому, когда речь идет о всесторонне развитой личности, имеется в виду, что человек активно включается в жизнь общества, в общественный труд, готов выполнять различные общественные задания.

Наш опыт подтверждает, что для решения проблемы повышения активности личности в образовательном процессе необходимо учитывать возрастные и индивидуальные (психологические) особенности учащихся. При этом учитываются не только отдельные свойства личности, а с самого начала обучения принимаются во внимание все личностные качества обучаемых. Следовательно, характеризуя деятельность личности, его психики (психические состояние, психические особенности, психические процессы), мы также должны отметить и свойства, обусловленные национальным менталитом.

В качестве педагогических основ развития социальной активности личности в процессе обучения выступают следующие положения:

  • социальная активность личности формируются в процессе социально-педагогических отношений и проявляется в жизненной позиции обучаемых;

  • важным показателем сформированности интеллектуального и духовного потенциала является организованная деятельность личности в соответствии с общественными требованиями;

  • развитие социальной активности личности в образовательном процессе связано с выполнением воспитательных, организационных работ на высоком качественном уровне;

  • развитие социальной активности личности стимулируется прогнозированием перспектив общественного прогресса.

Обозначим три направления возможного решения задач развития социальной активности личности в образовательном процессе:

  • доведение до сознания личности понятия социальной активности;

  • организация содержательного досуга;

  • ориентирование на проявление любой инициативы со стороны получателей образования и их поддержка.

Результаты исследования убеждают нас в том, что если не будет создано соответствующих педагогических условий, то процесс развития личной и социальной активности окажется неэффективным. Причины подобного «неуспеха» состоят в следующем:

  1. мысли и мнения учащихся, жизненные подходы, стремления не совпадают с мировозрением взрослых (родителей, учителей и др.);

  2. допущенные учащимися ошибки и недочеты не анализируются, не оказывается помощь в их исправлении и устранении (в большинстве случаев деятельность ученика подвергается резкой критике);

  3. не создаются условия для свободного проявления инициативы, самостоятельного мышления;

  4. в образовательных учреждениях господствует авторитарный стиль управления учебно-воспитательным процессом;

  5. не поошряется здоровая конкуренция в микросреде, основанная на дискуссиях, обсуждениях, не предоставляется возможности для раскрытия личностных каеств и интересов учащихся.

В нашем исследовании были определены психолого-педагогические возможности повышения социальной активности личности в образовательном процессе, а именно:

  • гуманизация общественных отношений в повышении социальной активности личности;

  • использование интерактивных технологий в процессе обучения;

  • учет индивидуальных и возрастных особенностей личности;

  • обеспечение педагогического сотрудничества образовательных учреждений, махалли и семьи.

Сущность социальной среды личности, в нашем понимании, заключается в: равноправных отношениях личности с другими членами общества, умении оценивать ситуацию; творческой деятельности, способности планировать своё будущее, стремлении понять смысль жизни. Если указанные ниже принципы у личности будут сформированы, то его активность можно оценить как высокую. Это: готовность к выполнению ученых задач, стремление к самостоятельной деятельности, осмысленность выполняемых действий, сосредоточенность на предмете деятельности, желание повысить уровень своих знаний.

Перечисленные далее задачи учебных занятий, их решение значительно повысит процессе активизации личности:

  • отстаивание и аргументация своей точки зрения;

  • участие в дискуссиях и обсуждении;

  • задавание вопросов одноклассникам или учителю;

  • оценивание и коментирование ответов других;

  • объяснение учебных тем слабо успевающим одноклассникам, оказание помощи в усвоении материала;

  • окозание помощи в усвоении материала;

  • выбор заданий в соответствии со своими возможностями;

  • поиск возможных вариантов решения задач;

  • проверка и анализ результатов выполнения своей работы;

  • комплексное применение полученных знаний, умений и навыков для решения учебных задач.

Ведущие ученые-педагоги нашей Республики, учителя средних общеобразовательных школ стремятся максимально использовать научно обоснованные и адаптированные к социально-педагогическим условиям Узбекистана современные образовательные технологии, в том числе и технологии, направленные на активизацию личности в учебно-воспитательном процессе.

Обозначим основные критерии повышения уровня социальной активности учащихся:

  • освоение знаний, обогащающих мировоззрение и способствующих установлению отношений в обществе;

  • участие в процессе организации социальных отношений;

  • усвоение содержания обучения общественно-гуманитарным предметам и овладения навыками и умениямы применения усвоенных знаний в практической деятельности;

  • умение находить выход из проблемных ситуаций и оценивать их;

  • проявление личностных качеств как показателя уровня социальной активности личности (сознательность, идейность, решительность, трудоспособность самостоятельность, инициативность, интенсивность, свободное мышление, творчество, ответственност и т.).

В заключение следует подчеркнуть, что социальная активность личности связано с её участием в общественных отношениях и определяет содержание этих отношений. Для человека его социальная активность важна в двух аспектах: во – первых, благодаря ей создается основа для определения места человека в жизни, во-вторых, все его знания, энергия, способности реализуется в трудовой деятельности на благо развития общества. Социальная активность личности формируется в учебно-воспитательном процессе и является показателем общего развития личности. Разработанные содержание и критерии обеспечивают эффективность процесса развития социальной активности личности.


Литература:

  1. http://toshkent.uz/uz/article/5721/Тарихдан сабоқ олиб, замон билан ҳамқадам бўлиб яшаш – бугунги ҳаётнинг ўткир талаби” номли маърузадан

  2. Карпара Дж., Сервон Д. Психология личности. – М.: Питер, 2003. - 640 с.

Основные термины (генерируются автоматически): социальной активности личности, активность личности, развитой личности, развития социальной активности, социальная активность личности, образовательном процессе, человеческой личности, формирование личности, развитие личности, деятельность личности, развитие социальной активности, повышения активности личности, активность человеческой личности, развития социально-активной личности, процессе активизации личности, уровня социальной активности, активность личности связано, личности понятия социальной, социальной среды личности, Социальная активность личности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос