Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (143) март 2017 г.

Дата публикации: 02.03.2017

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Хайдарова О. К. Сущность гармоничного воспитания личности // Молодой ученый. — 2017. — №9. — С. 354-357. — URL https://moluch.ru/archive/143/40005/ (дата обращения: 22.04.2018).



Законы Республики Узбекистан провозглашают образование основой духовного, социального, экономического, культурного развития общества и государства. Образование в республике имеет целью становление самостоятельной, культурной, духовно-нравственной, гармонично развитой, свободомыслящей личности.

Гармоничное воспитание личности возможно только при том условии, когда к потребностям — первому, элементарному и даже в какой — то мере примитивному побудителю человеческих поступков, человеческого поведения — присоединяется более сильный, более тонкий, более мудрый побудитель — долг. Собственно, человеческая жизнь начинается с того момента, когда человек уже делает не то, что хочется, а то, что надо делать во имя общего блага.

Следует отметить, что любовь к Родине сама по себе вполне вписывается в систему гуманистических ценностей. Каждый конкретный человек — гражданин конкретного государства, принадлежит к определенной нации, народности. Поэтому воспитание человека с общечеловеческих позиций не противоречит, а предполагает его воспитание как гражданина, патриота своей страны, Отечества, а следовательно, гуманизм предполагает патриотизм, любовь к своей Родине, но отвергает национализм.

Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и учащегося, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой педагог, выступают как некоторый продукт деятельности учащего. Процесс достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности ученика. оценка успешности действий педагога опять-таки производится на основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении школьника.

Всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Главный результат воспитательного процесса — формирование гармонично развитой, общественно активной личности.

Формируя основные принципы построения демократического справедливого гражданского общества, первый президент республики Узбекистан Ислам Каримов подчеркнул, что развитие системы образования и воспитания молодого поколения является важнейшим приоритетным направлением. Основной целью всех реформ в области экономики, политики и социальной сферы является человек, личность, ее благополучие и благосостояние. Вот главный принцип, фундамент, положенный в основу Национальной модели подготовки кадров.

В настоящее время выработаны концептуальные основы дальнейшего развития, реформирования и модернизации системы подготовки кадров и образования.

Законы Республики Узбекистан «Об образовании» и «О Национальной программе по подготовке кадров» выбрали в себя достижения мировых образовательных систем, многовековой опыт наших великих предков в воспитании подрастающих поколений, основано на учете специфики развития республики, менталитета узбекского народа.

Сердцевиной и отличительной особенностью национальной модели подготовки кадров является включение в нее в качестве основных составляющих следующих компонентов: личность, государство и общество, непрерывное образование, наука, производство.

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. В отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного, нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Область проявления педагогического творчества охватывает практически все стороны педагогической деятельности: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность. Вот почему в некоторых пособиях по педагогике воспитание традиционно определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств. В других же работах слово «воздействие» как неблагозвучное и якобы ассоциирующееся со словом «понуждение» опускается и воспитание трактуется как руководство или управление развитием личности.

Само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию ли же быть нейтральным. Вполне понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние. Но как раз об этом в приведенных определениях сущности воспитания умалчивается. Не проясняется в нем и вопрос о том, каким само по себе должно быть это педагогическое воздействие, какой характер оно должно иметь, что зачастую позволяет сводить его к различным формам внешнего понуждения. Различным проработкам и морализированию.

Пытаясь более конкретно представить сущность воспитания, американский педагог и психолог Эдвард Торндайк писал: «Слову «воспитание» придают различное значение, но всегда оно указывает, но оно всегда указывает на изменение… Мы не воспитываем кого-нибудь, если не вызываем в нем изменений». Спрашивается: каким же образом производятся эти изменения в развитии личности? Как отмечается в философии, развитие и формирование человека, как общественного существа, как личности происходит путем «присвоения человеческой действительности». В этом смысле воспитание следует рассматривать как средство, призванное способствовать присвоению растущей личностью человеческой действительности.

Поскольку указанный опыт порожден трудом и творческими усилиями многих поколений людей, это означает, что в знаниях, практических умениях и навыках, а также в способах научного и художественного творчества, социальных и духовных отношениях «опредмечены» результаты их многообразной трудовой, познавательной, духовной деятельности и совместной жизни. Все это весьма важно для воспитания. Чтобы подрастающие поколения могли «присвоить» этот опыт и сделать его своим достоянием, они должны «распредметить» его, то есть по существу в той или иной форме повторить, воспроизвести заключенную в нем деятельность и, приложив творческие усилия, обогатить его и уже в более развитом виде передать своим потомкам. Только через механизмы собственной деятельности, собственных творческих усилий и отношений человек овладевает общественным опытом и его различными структурными компонентами.

Не менее существенными для развития личности является также характер и направленность той активности, которую проявляет личность в организуемой деятельности. Можно, например, проявлять активность и взаимопомощь в труде, стремясь добиться общего успеха класса и школы, а можно быть активным, чтобы только показать себя, заслужить похвалу и извлечь для себя личную выгоду. В первом случае будет формироваться коллективист, во втором — индивидуалист или даже карьерист. Все это ставит перед каждым педагогом задачу — постоянно стимулировать активность учащихся в организуемой деятельности и формировать к ней положительное и здоровое отношение. Отсюда следует, что именно деятельность и отношение к ней выступают как определяющие факторы воспитания и личностного развития учащегося.

Приведенные суждения, достаточно четко раскрывают сущность воспитания и дают возможность подойти к его определению. Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

К основным понятиям, используемым для понимания способов воспитательного воздействия на человека и приемов взаимодействия воспитателя и воспитанника, относят методы, приемы и средства воспитания, формы воспитания, методику и технологию воспитания.

Таким образом анализ воспитательной деятельности позволяет сделать следующие выводы:

  1. Главная роль в учебно-воспитательном процессе отводятся цели, а не содержанию;
  2. Необходимость четко планировать цели деятельности;
  3. Различают общие и конкретные цели;
  4. Процесс постановки целей — целеполагание.

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. В отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного, нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности.

Главные общие задачи современного образования заключаются в следующем:

‒ удовлетворение национально-культурных потребностей населения, воспитание физически и морально здорового поколения;

‒ обеспечение усвоения учащимися системы знаний, определяемой общественными и производственными потребностями;

‒ формирование научного миропонимания, политической, экологической, экономической, правовой культуры, гуманистических ценностей и идеалов, творческого свободного мышления, самостоятельности в пополнении знаний;

‒ выработка у молодежи любви к Родине, патриотизма, осознанной гражданской позиции, человеческого достоинства, участия в демократическом самоуправлении, ответственности за свои поступки.

Литература:

  1. Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. Т., 1997.
  2. Ибрагимов Х. И., Абдуллаева Ш. А. История педагогики и образования. Ташкент, 2009.
  3. Азизходжаева Н. Н. Педагогические технологии в подготовке учителя. -Т., 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): Законы Республики Узбекистан, сущность воспитания, развитие личности, Гармоничное воспитание личности, педагогическое воздействие, воспитательной деятельности, гармонично развитой, модели подготовки кадров, воспитательное воздействие, организуемой деятельности, творчество педагога, Педагогическая деятельность, количественную меру, определениях сущности воспитания, понятие процесса воспитания, личности внутреннюю положительную, воспитания молодого поколения, гуманистических ценностей, общественно активной личности, внешнее воспитательное воздействие.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос