Особенности демократического развития Узбекистана на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (69) июль-1 2014 г.

Дата публикации: 03.07.2014

Статья просмотрена: 7422 раза

Библиографическое описание:

Курбанов Э. Э. Особенности демократического развития Узбекистана на современном этапе // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 487-489. — URL https://moluch.ru/archive/69/11965/ (дата обращения: 20.07.2018).

Как известно, если сегодня в мире существует более 200 государств, около 160 ти из них идут по демократическому пути развития. В этих странах установление демократии признано мировым сообществом в качестве национальной и общечеловеческой ценности. Именно сегодня становится все более очевидным, что демократия является самым приемлемым путём развития для человеческого образа жизни.

Слово “демократия” в переводе с греческого означает «народная власть» или «власть народа». Народная власть является основным признаком демократии, и народ в этих странах является источником высшей власти. Форма и содержание демократии издавна и до сегодняшнего дня трактуются по-разному. Как подчеркивают западные ученые, если собрать все определения и классификации демократии, их число дойдет почти до 550 [1]. По этому поводу Р. Даль писал, что природа демократии всесторонне обсуждается в течение двух с половиной тысячи лет. На первый взгляд кажется, что такого времени для разработки удовлетворяющей всех суммарной трактовки идей демократии вполне достаточно. Однако этого не происходит. В течение 25 веков выдвигались, защищались, критиковались, уничтожались, опять возрождались идеи демократии, но всё равно не пришли в единому мнению по фундаментальным вопросам, образующим сущность этого явления [2].

Во всех определениях про демократию её атрибуты определяются по-разному. Однако, важно то, что до настоящего времени никто не констатировал, что создано общее для всех правило внедрения демократии в общество. Так как хотя имеются признаки и критерии, составляющие сущность демократии, каждое общество подходит к данному вопросу исходя из своих возможностей и особенностей. Процессе демократизации очень сложен, масштабы его осуществления широки, поэтому нельзя думать, что демократия есть всего лишь метод претворения политической власти и исходя из этого устаревшего подхода, представить внедрение демократии в обществе. Это был бы крайне односторонний подход. А из опыта, накопленного человечеством, известно, что таким методом еще ни одно общество не перешло к демократии.

Дж.Дьюи, исследовавший проблемы демократии и демократизации, критиковал такой узкий подход к демократии. По его мнению: “...демократия, прежде всего, не метод политического управления, а передовой метод организации жизни, образ жизни” [3]. Сегодня, вследствие увеличения разнообразных теорий, связанных с процессом демократизации, путей решения задач перехода к демократии становится всё больше. Как отмечал А. Пшеворский, “пути, ведущие к демократии, разные. А конечный результат зависит от того, какой именно путь будет выбран” [4].

Надо сказать, что демократические идеи имеют особенность существовать в различных национально-культурных условиях. Это значит, что, с одной стороны, демократия имеет национальные особенности, а с другой стороны — она проявляется в жизни, государственности, традициях разных наций и народов. Нельзя назвать истинной демократией демократию, которая не опирается на национальные ценности, не питается общечеловеческими ценностями. На примере Узбекистана можно видеть, что когда демократические ценности занимают важное место в жизни общества, это зависит от принятия народом основных требований и принципов политической демократии и рыночных отношений и претворения их в жизнь, а также от роста политико-культурного сознания народа. Так как в национальном сознании каждого народа есть такие исторически сложившиеся тенденции, которые выражают его менталитет, национальный характер.

Демократия очень сложное понятие. Сегодня в европейских странах сформировался ряд демократических ценностей. Через них обеспечивается равновесие в отношениях между личностью, государством, гражданином и обществом. Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов на основании статьи 83 Конституции Республики Узбекистан проявил законодательную инициативу и внес в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проект Конституционного Закона Республики Узбекистан «Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны», который вступил в силу c 1 января 2008 г. Политическая реформа дала такие результаты благодаря продуманной «узбекской модели» планомерных изменений, на основе научно обоснованных пяти принципов: «поэтапности», «государство-реформатор», «приоритета экономики над политикой, ее деидеологизации», «сильной социальной политики» и «верховенства закона».Ориентирами содержательной стороны реформ стали приоритеты национальных интересов, требований демократии, обеспечения безопасности, прав и свобод человека, необходимости развития рыночной экономики, способной обеспечивать благосостояние граждан и т. д. Узбекский политолог, доктор политических наук Сайфиддин Жураев в своем исследовании «Становление и перспективы развития политической системы Узбекистана» указал, что в целом усиление роли политических партий в работе государственного механизма является показателем зрелости демократических институтов, общественно-политического сознания, готовности к дальнейшему углублению демократических реформ. Реформа дает начало новой эпохе политического развития страны, главным критерием которой становиться переход процесса реализации принципа разделения властей и цели продвижения «От сильного государства к сильному гражданскому обществу» в качественно новую стадию [5].

Современный Узбекистан переживает качественно новый этап развития, когда процесс демократизации нуждается в активном участии институтов гражданского общества, которое в своей деятельности должно не просто стать государству социальным партнером, но и взять инициативу на себя, возглавить движение реформ. Реализация национальной модели демократического обновления позволила Узбекистану обеспечить стабильность и безопасность, устойчивое развитие страны. «Демократия сегодня — не только система ценностей, но и система законодательных установок и общественных, политических, социально-экономических институтов и механизмов, которые в первую очередь призваны обеспечивать приоритет интересов человека. Это наглядно подтверждает и опыт Узбекистана, выбравшего после обретения независимости свой собственный путь демократического развития». Демократизация общества — это прежде всего процесс формирования различных институтов, структур, как оправдавших себя в практике мирового демократического модернизирования, так и собственных, национальных, вытекающих из менталитета интересов народа. В 2008–09 годах в Узбекистане состоялись несколько международных конференций, «круглых столов», где обобщались, пропагандировались опыт, достижения страны по преодолению мирового финансово-экономического кризиса, наша модель социально-экономического развития. Например, представитель Национального демократического института США К. Плексико на международном «круглом столе», состоявшемся в 2009 году, сказал: «В Узбекистане за годы независимости проделана большая работа по демократизации и либерализации всех сфер жизни, повышению уровня участия гражданского общества в защите демократических ценностей и принципов, прав, свобод и законных интересов людей» [7].

Таким образом, за годы независимости в Узбекистане проведен ряд принципиальных и масштабных реформ, направленных на дальнейшую демократизацию государственного управления и модернизацию страны, обеспечивающие надежную защиту гражданских прав и свобод, последовательное формирование сильного гражданского общества. Опыт Узбекистана убедительно доказывает, что реформы в общественно-политической, социально-экономической сферах необходимо проводить последовательно, эволюционно, с учетом реального уровня развития общественного, политического сознания населения. Демократия не может «экспортироваться» извне, насаждаться силовыми методами, в этом случае дискредитируется само понятие демократии, ее основные принципы. Устойчивое, стабильное развитие общества достигается лишь тогда, когда страна сама определяет свой путь демократического развития с учетом исторических традиций, духовных ценностей и менталитета народа.Как подчеркивал Генеральный директор Центра изучения сельского и индустриального развития Индии Рашпал Мальхотра: «Опыт многих развитых стран показывает, что строительство демократического общества — это длительный процесс, который должен учитывать вековые традиции, обычаи, веру, духовные ценности и менталитет людей. Так, в Голландии формируют демократическое общество в течение 150 лет, в США — 200 лет. Здесь чрезвычайно важна поддержка населением проводимых реформ. В мире нет и не может быть единой универсальной модели демократии. Демократию нельзя экспортировать или, тем более насаждать силовыми методами. В противном случае мы можем дискредитировать само понятие демократии. В Узбекистане либерализация идет эволюционно и поэтапно. Это зависит от состояния демократических институтов, насколько готовы они взять на себя ответственность. Либерализация, по сути, является главным стержнем, связующим звеном всех преобразований в стране» [6].

Литература:

1.                 Даймонд Л. Прошла ли “Третья волна демократизации?” // Полис. 1999. № 11. –C.11.

2.                 Даль Р. О Демократии. –М.: “Аспект пресс”, 2000. С.9.

3.                 Стур Дж. Открывая демократию заново (1). // Полис. 2003. № 5. С.17.

4.                 Пшеворский А. Демократия и рынок. –М.: «РоссПЭН», 2000, 91 б.

5.                 На территории современного Узбекистана демократия развивается в течение более ста лет.// URL http://www.12uz.com/news/show/comments/3251/

6.                 Исаева А. Демократическое развитие и вопросы обеспечения безопасности. — UT. 18.05.2007 // http://old.ut.uz/rus/obshestvo/demokraticheskoe_razvitie.mgr

7.                 Народное слово. 2009. 23 июля.

Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, демократия, процесс демократизации, дальнейшая демократизация, демократическое общество, демократическое развитие, гражданское общество, сильное гражданское общество, США, государственное управление.


Похожие статьи

Процессы демократизации и становления гражданского...

Процессы демократизации и становления гражданского общества. Автор: Алипулатов Ильман Субханович.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, гражданское участие, государственная власть, Дагестан, демократическое...

Построение демократического общества: опора на...

Демократическое обществообщество гласности, это здоровая среда, где главенствует разнообразие мнений.

С другой стороны, он подчеркнул необходимость усиления динамического развития процессов демократизации и либерализации во имя достижения...

Органы самоуправления – важный фактор в формировании...

Однако, процесс демократизации органов самоуправления-это непрерывный, продолжающийся процесс.

Территориальное общественное самоуправление как институт становления и развития гражданского общества.

Российский путь к демократии | Статья в журнале...

В развитии процессов демократизации современной России, на наш взгляд, можно выделить следующие этапы: 80-е годы.

Лясина И. Ю., Приходько Е. А., Соколов Р. В. Гражданское общество в восприятии различных поколений россиян (анализ результатов социологического...

Формирование и перспективы развития институтов гражданского...

В процессе создания основ гражданского общества Республика Узбекистан переходит в новый уровень, связанный с осуществлением демократизации политической, социально-экономической и культурной жизни общества, строительства государства и общества.

Кризис либеральной демократии — вызов времени или выработка...

— Электронная библиотека «Гражданское общество в России».

Основные термины (генерируются автоматически): свобода, демократический процесс, демократия, иллюзия выборности, либеральная демократия, общественная справедливость.

Роль триады элементов коллегиального государственного...

Ключевые слова:механизм государства, государственное управление, гражданское общество, система сдержек и противовесов.

Стабильность законодательства и устойчивость правового, демократического государства способствует развитию предприятий, т. е...

Проблема взаимодействия институтов общественного участия...

общественное участие, Российская Федерация, государственное управление, общественный контроль, управление делами, гражданское общество, общественное мнение, представительная демократия...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Процессы демократизации и становления гражданского...

Процессы демократизации и становления гражданского общества. Автор: Алипулатов Ильман Субханович.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, гражданское участие, государственная власть, Дагестан, демократическое...

Построение демократического общества: опора на...

Демократическое обществообщество гласности, это здоровая среда, где главенствует разнообразие мнений.

С другой стороны, он подчеркнул необходимость усиления динамического развития процессов демократизации и либерализации во имя достижения...

Органы самоуправления – важный фактор в формировании...

Однако, процесс демократизации органов самоуправления-это непрерывный, продолжающийся процесс.

Территориальное общественное самоуправление как институт становления и развития гражданского общества.

Российский путь к демократии | Статья в журнале...

В развитии процессов демократизации современной России, на наш взгляд, можно выделить следующие этапы: 80-е годы.

Лясина И. Ю., Приходько Е. А., Соколов Р. В. Гражданское общество в восприятии различных поколений россиян (анализ результатов социологического...

Формирование и перспективы развития институтов гражданского...

В процессе создания основ гражданского общества Республика Узбекистан переходит в новый уровень, связанный с осуществлением демократизации политической, социально-экономической и культурной жизни общества, строительства государства и общества.

Кризис либеральной демократии — вызов времени или выработка...

— Электронная библиотека «Гражданское общество в России».

Основные термины (генерируются автоматически): свобода, демократический процесс, демократия, иллюзия выборности, либеральная демократия, общественная справедливость.

Роль триады элементов коллегиального государственного...

Ключевые слова:механизм государства, государственное управление, гражданское общество, система сдержек и противовесов.

Стабильность законодательства и устойчивость правового, демократического государства способствует развитию предприятий, т. е...

Проблема взаимодействия институтов общественного участия...

общественное участие, Российская Федерация, государственное управление, общественный контроль, управление делами, гражданское общество, общественное мнение, представительная демократия...

Задать вопрос