Авторы: Джоробеков Замирбек Мамаюнусович, Татенов Марат Бейшенбекович

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 15.02.2016

Статья просмотрена: 58 раз

Библиографическое описание:

Джоробеков З. М., Татенов М. Б. Роль триады элементов коллегиального государственного управления и системы сдержек и противовесов в функционировании правового, демократического государства // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 544-546.



Автор в общем механизме государства выделяет наиболее важных три механизма, которые одновременно выполняют функции коллегиального государственного управления, сдержек и противовесов. Отражение данных механизмов в виде норм в конституции любого государства показывает, что это государство действительно правовое, демократическое с гражданским обществом и развитой экономикой.

Ключевые слова:механизм государства, государственное управление, гражданское общество, система сдержек и противовесов

Анализируя государственное управление, государственный механизм и систему сдержек и противовесов в развитых странах мира, следует выделить в них общие и самые основные элементы, благодаря которым в этих странах функционируют правовые, демократические государства.

Таковыми являются три таких главных элементаколлегиального государственного управленияи системы сдержек и противовесов как: 1) избрание главы государства или главы исполнительной власти законодательным органом, конституционное закрепление реальных полномочий законодательных органов по контролю за исполнительной властью; 2) избрание и контроль глав исполнительных органов местного самоуправления местными представительными коллегиальными органами; 3) функционирование в судебной системе этих стран судов присяжных заседателей, народных судов или иных коллегиальных судов.

Вышеназванные элементы одновременно являются компонентами, как коллегиального государственного управления, так и системы сдержек и противовесов. Как известно в государственном управлении принимают участие все органы государства и органы местного самоуправления, поэтому вышеназванные элементы действуют в сфере деятельности всех государственных и муниципальных органов. Одновременно вышеназванные составляющие являются сдержками и противовесами. Нужно отметить то, что формальное разделение властей произведено почти во всех странах мира, однако лишь простое разделение государственной власти на ветви не приводит к полной реализации данного принципа правового государства, необходимо формировать эффективную систему сдержек и противовесов, которой и является совокупность вышеназванных элементов. Данные элементы системы сдержек и противовесов не позволяют главе государства установить неограниченную (авторитарную, тоталитарную) власть, не допускают вмешательства одних органов в деятельность других органов, предотвращают коррупцию в государственных и муниципальных органах, устанавливают законность и т. д.

Наличие этих трех положений в конституции любого государства показывает, что это государство действительно правовое, демократическое с развитым гражданским обществом и развитой экономикой, где действительно гарантируются, защищаются права, свободы человека и гражданина. Эти три элемента коллегиального государственного управления были и есть в государственном механизме правовых, демократических государств начиная с античного мира и до настоящего времени.

Эти три элемента или отсутствие их составляют основную суть любой конституции. Так как отсутствие этих компонентов или наличие только одного из них в некоторых конституциях говорит о том, что данные страны являются развивающимися странами, где нет развитых демократических ценностей, где не развито гражданское общество, отсталая экономика, развитая коррупция, не защищаются должным образом права и свободы человека и гражданина.

Вышеперечисленные элементы коллегиального государственного управления выражают принцип приоритета коллегиальных органов над единоначальными органами государства.

Объяснение причин возникновения коррупции нужно искать в неправильной организации государственной власти. Естественно, коррупцией занимаются должностные лица, имеющие право принимать решения, не находящиеся под должным государственным контролем. У данных лиц, появляется соблазн использовать полномочия при ненадлежащем контроле в личных целях, а отсутствие достаточного контроля всегда наблюдается над единоначальным органом или должностным лицом. Единоначальное должностное лицо или данное лицо в единоначальном органе в отличие от коллегиального органа не советуется, не испрашивает чьего-либо разрешения, решение не ставится на голосование и поэтому единоначально принимает решения, а в период экономического кризиса, низкой заработной платы, низкого жизненного уровня, а возможно и без этих причин данное единоличное должностное лицо может принять данное решение в корыстных целях. В коллегиальном органе ставится заслон для совершения коррупционных правонарушений, так как члены коллегиального органа взаимно контролируют друг друга и решения принимают путем согласования и голосования. Должностные преступления, как известно, имеют латентный, тайный характер и поэтому их совершение в коллегиальном органе крайне затруднительно.

Влияние вышеназванных элементов коллегиального государственного управленияи системы сдержек и противовесов на развитие экономики объясняется следующим. Как уже было сказано, вышеназванные элементы обеспечивают борьбу с коррупцией, преступностью, гарантируют неприкосновенность собственности, инвестиций. При таких условиях отечественный капитал не переводится за рубеж и вдобавок иностранные инвестиции развивают отечественную экономику. Стабильность законодательства и устойчивость правового, демократического государства способствует развитию предприятий, т. е. промышленности. Если развиваются промышленные предприятия, то развиваются естественные и технические науки. Так, в ст. 8 Закона Кыргызской Республики «О науке и об основах государственной научно-технической политики» [1] сказано, что к научным учреждениям кроме других субъектов относятся научно-производственные объединения и фирмы. Последние и есть предприятия.

Развитие и упадок в зависимости от преобладания коллегиальных или единоначальных органов подтверждается и историей СССР. Так, с 1990 г. начинается развал СССР, экономический упадок, межнациональные столкновения, развитие преступности и коррупции. До этого периода в Советском государстве преобладали коллегиальные органы — советы всех уровней, народные суды и др., т. е. не было коррупции и сегодняшнего уровня преступности, было высокое благосостояние народа и развитая экономика. Начало преобладания единоначальных государственных органов над коллегиальными началось в 1990 г. реорганизацией государственной власти в СССР: введением поста Президента СССР [2] и постов президентов союзных республики, постепенным ослаблением влияния советов в государственном управлении, упразднением народных судов. В Кыргызской Республике единоначальные органы — это Президент, исполнительные органы, районные, городские суды, органы прокуратуры, Счетная палата, Национальный банк, Омбудсмен (Акыйкатчы), исполнительные органы местного самоуправления. Коллегиальные органы — это Жогорку Кенеш, местные кенеши, областные и Верховный суд, Конституционная палата, избирательные комиссии. Следует сказать, что во время функционирования Советского народного суда решения принимали коллегиально судья и два народных заседателя, после обретения независимости в районных и городских судах решение принимают единолично судьи без народных заседателей, что является условием для коррупции. В настоящее время в Кыргызской Республике в соответствии с ее Конституцией осуществляется единоначальное государственное управление, т. е. единоначальные органы доминируют над коллегиальными и поэтому Кыргызстан не относится к развитым странам мира.

Следует отметить, что во всех 40 развитых странах мира, таких как США, Япония, Германия, Великобритания, Канада, Италия и в других, в том числе Китае преобладают коллегиальные органы над единоначальными. В правовых государствах единоначальные органы и должностные лица избираются и назначаются коллегиальными органами и могут быть ими распущены и освобождены от занимаемой должности. Данный вид контроля самый эффективный. В Китае, где бурно развивается экономика, не вводили должности Президента, там до сих пор господствуют советы и народные суды. В США Президента жестко контролирует Конгресс США, в Германии и Италии президентов избирают парламенты и соответственно строго контролируют.

Вышеназванные три элемента коллегиального государственного управления и системы сдержек и противовесов в отличие от иных сдержек и противовесов отличаются многофункциональностью так избрание главы государства парламентом включает в себя не только сдержки при избрании, но и противовесы при импичменте. Вышеназванные элементы действуют и обеспечивают законность на всей территории страны, так на всей территории государства имеются органы местного самоуправления и суды.

Литература:

  1. Закон Кыргызской Республики «О науке и об основах государственной научно-технической политики» от 15 апреля 1994 года № 1485-XII [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30211965.
  2. Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/185465.
Основные термины (генерируются автоматически): коллегиального государственного управления, системы сдержек, органы местного самоуправления, управленияи системы сдержек, элементов коллегиального государственного, элемента коллегиального государственного, избрание главы государства, систему сдержек, единоначальные органы, демократического государства, элементы системы сдержек, коллегиальные органы, государственного управленияи системы, органы государства, Кыргызской Республики «О, государственной власти, система сдержек, эффективную систему сдержек, развитых странах мира, государственное управление.

Ключевые слова

государственное управление, гражданское общество, механизм государства, система сдержек и противовесов

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос