Автор: Черникова Мария Сергеевна

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (144) март 2017 г.

Дата публикации: 14.03.2017

Библиографическое описание:

Черникова М. С. Проблема взаимодействия институтов общественного участия и государственного управления // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 363-365.



В современной России происходит процесс модернизации системы государственного управления, основной целью которой, является переориентация целей, методов и приоритетов деятельности государственного управления на интересы и потребности граждан. Известно, что качество государственного управления в значительной степени зависит от показателей социального развития, вовлеченности и степени свободы участия граждан в процессах государственного управления. Актуальность использования разнообразных форм вовлечения граждан и организаций в систему государственного управления очевидна. Властные отношения по своей природе являются публичными, что, в свою очередь, предопределяет такие их свойства, как открытость и прозрачность. Фактически любая форма привлечения общественности к управлению делами государства обеспечивает ясность принятия решений, оптимизируя баланс интересов между властью и гражданским обществом. Участие граждан в управлении делами государства представляет собой определяющее свойство демократического гражданского общества, которое позволяет не только влиять на направления политики, но и контролировать процесс управления, обеспечивая эффективность реализации властных ресурсов и пресекая злоупотребление их использованием.

В Конституции РФ провозглашается суверенитет народа: носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ [1]. Это характерно для демократического правового государства с республиканской формой правления.

Конституционный принцип народовластия предопределил развитие разнообразных форм участия граждан в управлении государством на всех уровнях государственной и муниципальной власти, каждая из которых на практике имеет большую или меньшую степень эффективности влияния на принятие политических решений. Согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации — «граждане нашей страны могут участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей» [1].

Если говорить о непосредственном участии граждан в процессах управления, то одним из главных направлений являются выборы. Все государственные, законодательные, местного самоуправления и некоторые представительные органы местной власти образуются с помощью выборов. Сегодня, с помощью выборов, назначаются и ряд должностных лиц.

«Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Российской Федерации, защита демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме. Референдум Российской Федерации не может быть использован в целях принятия решений, противоречащих Конституции Российской Федерации, а также в целях ограничения, отмены или умаления общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, конституционных гарантий реализации таких прав и свобод» [2]. Референдум — это особый тип участия граждан в делах государства, на референдуме рассматриваются важные государственные вопросы и решения, принятые с его помощью, являются общеобязательными и в дополнительном утверждении не нуждаются.

Также, граждане могут участвовать в государственном управлении с помощью различных форм выражения общественного мнения. В конституции РФ закреплено право, обращаться лично, направлять обращения в органы государственного и местного управления, как коллективные, так и личные [1]. Данное право можно выделить как важное средство проявления общественно-политической активности населения. А обращения являются важным каналом укрепления связей органов государственного управления с народом.

Кроме перечисленных форм общественного участия в управления, существуют формы общественного контроля и соуправления со стороны институтов гражданского общества. Общественный контроль предполагает деятельность институтов гражданского общества и отдельных граждан, направленную на установление соответствия действия органов власти интересам граждан, нормам законодательства, интересам общественных объединений и организаций, а также интересам развития и безопасности страны, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Также, общественный контроль, предполагает корректировку выявленных отклонений. Он является важным элементом решения проблемы эффективной обратной связи от государства к обществу, так как множество общественных запросов приводят к обострению социальных конфликтов.

В последние годы в нашей стране эффективно работают такие институты общественного контроля, как общественные палаты России, субъектов Федерации, муниципальных органов, при федеральных органах исполнительной власти. Также, общественные организации, профессиональные объединения, НКО.

Принципы осуществления общественного контроля и деятельность общественных советов основываются на установленной Конституцией Российской Федерации демократической природе общественного устройства страны.

Растет значение дополнительных институтов стабилизации структур представительной демократии. Непосредственное гражданское участие все чаще выполняет функции таких институтов. Более того, в современных условиях формирование и развитие механизмов учета общественного мнения отнюдь не всегда связано с модернизацией структур представительной демократии.

В условиях Российской Федерации развитие структур общественного контроля актуализируется специфическими факторами, обусловленными состоянием отечественной политической системы.

Формы общественного участия должны обладать следующими обязательными характеристиками:

  1. Обеспечение независимости органов общественного участия в отношении органов государственной власти.
  2. Обязательность.
  3. Демократизм и гласность.
  4. Целостность системы.

Проблемой является отсутствие одной или нескольких характеристик, что в свою очередь ставит под сомнение эффективность форм общественного участия в управление делами государства.

Если, например, говорить о независимости органов общественного участия, то проблема ее отсутствия актуальна для региональных общественных палат, которые в свою очередь не могут быть самостоятельными и являются подотчетными перед федеральным уровнем. Для разрешения данного вопроса необходимо принятие закона, который позволит определить единые подходы к их формированию, функционированию и определению круга их полномочий.

Также, важной проблемой является отсутствие статуса обязательности общественного участия. Острым является вопрос о механизмах учета государственными органами замечаний и предложений структур общественного участия. Для этого необходимо установить перечень вопросов и проблем, по которым необходимо будет в обязательном порядке учитывать заключения и предложения общественных советов и других структур общественного участия, и расширить число оснований для обязательного проведения публичных слушаний.

В последние годы повышение статуса форм общественного участия породило попытки придать им закрытый характер, участились случаи замалчивания итогов общественных действий. В связи с тем остро встает вопрос о законодательном обеспечении максимальной открытости и гласности общественных заключений.

Необходимо принятие базового законодательного акта, который помог бы решить выше названные проблемы, а также обеспечить системный характер общественного участия, с помощью которого стала бы возможна более успешная модернизация общественно-политической системы страны.

Утверждение правовых актов способно стать мощным импульсом для дальнейшего развития органов общественного участия, усилить влияние структур гражданского общества на функционирование политической системы Российской Федерации. В связи с этим целесообразно активное включение общественных объединений в обсуждение рассматриваемых документов.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации // Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 9.03.2017).
  2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 06.04.2015) «О референдуме Российской Федерации» // Консультант плюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=177645&div=LAW&dst=1000000001 %2C0&rnd=0.649255892177979 (дата обращения: 9.03.2017).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос