Участие женщин в управлении государственными и общественными делами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 04.07.2016

Статья просмотрена: 1674 раза

Библиографическое описание:

Низамова, Ш. И. Участие женщин в управлении государственными и общественными делами / Ш. И. Низамова, Ш. С. Бойчаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 634-636. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32145/ (дата обращения: 20.04.2024).



История человечества свидетельствует о том, что на протяжении тысячелетий культурный и духовный уровень каждого общества определяется его отношением к женщине [1]. Споры о том, что нужна ли женщина во властных структурах, ведутся давно. Существуют полярные точки зрения по вопросу участия женщин в политической жизни общества.

Одни призывают вернуть женщину в семью, к домашнему очагу, внушать женщинам, что они по природе своей слабые, зависимые, нуждаются в поддержке и защите, неспособны к рациональному мышлению и участию в политике. Вплоть до начала XX века повсеместно, за исключением нескольких штатов в США и Новой Зеландии, женщины были полностью отстранены от выборов наряду с неимущими и детьми. Убежденность в справедливости такой дискриминации в то время разделяли как политические деятели, так и теоретики, кроме Дж. Милля. «Один мужской пол, по своей природе и по естественному назначению, способен к политической жизни, — доказывает без тени сомнения один из наиболее видных российских либеральных теоретиков XIX в. Борис Чичерин. — Назначение женщины — не политическое, а семейное. Обеспечение её политическими правами было бы, с одной стороны, введением в государство неоднородного ему элемента, а с другой стороны, введение в семейную жизнь противоречащего ей политического начала. Поэтому женщины всегда и везде устраняются от политических прав. Это — мировой факт» [2. С. 127.]. Заметим, что старотрадиционалистский стереотип, предписывающий женщине быть лишь хранительницей домашнего очага, до сих пор очень силен.

Другие выступают с утверждением о том, что общество и семья является средством подавления женщины, препятствием для развития её творческих сил и общественно-политического потенциала.

По нашему глубокому убеждению, рассматривать проблему власти вне женщины недопустимо. Во все времена женщины всегда оказывали влияние на власть непосредственно или опосредованно. История человечества тому подтверждение.

На протяжении всей истории Центральной Азии женщина всегда находилась в гуще политических, экономических и социальных процессов и играла в них достаточно важную роль. Примеров этому предостаточно. Обратимся фактам [3].

Из известных правителей-мужчин первого тысячелетия до н. э. мы не находим практически никого, кто правил раньше царицы Томирис. Она, по сведениям исторических источников, возглавила борьбу массагетских племени против завоевателей, когда ахеменидский царь Кир второй в VI в. до н. э. вторгся в пределы Центральной Азии, и разгромила его войска. Так основатель могущественной персидской державы закончил свой ратный путь, погибнув в бою с женщиной.

Ещё одной женщиной, непосредственно влиявшей как на государственные дела, так и на ход истории, была мать правителя государства Хорезмшахов Туркан-Хатун. Личный авторитет и военные силы, поддерживающие её политику, заставляли считаться с её волей Мухаммеда Хорезмшаха — властителя огромной империи, простиравшейся от Ирака до Индии и от Аральского море до Индийского океана. Оценка исторической роли этой женщины в настоящая время несколько предвзята и, на наш взгляд, необъективна. Однако несомненно то, что превращения Хорезмского государства в XIII веке великою империю непосредственно связана с именем Туркан-Хатун.

Деятельность великого Амира Тимура заставляет нас вспомнить и о его знаменитой главной жене Сарай Мульку Ханум (Биби-ханум). Это женщина, преданно любившая своего мужа, была главной советчицей великого Сахибкирана. Амур Тимур в трудные для него минуты нередко обращался за советом к своей мудрой жене и, следуя им, всегда достигал желаемого результата [4. Б. 18–31.]. Существует мнение, что главная соборная мечеть города Самарканда того времени была построена именно под руководством Сарай Мульку Ханум в качестве подарка Тимуру. Это грандиозное здание, носящее ныне название «Мечеть Биби-ханум», является лучшей памятью о верной женщине Востока.

Правление Кокандского хана Омархана (1810–1822) историки изображают как одно из блестящих царствований. И в этом немалую роль сыграла его жена Мохлар-ойим, больше известная как поэтесса Надира бегум. Своей просвещенностью и передовыми взглядами Надира бегум заслужила истинное уважение и признание среди просвещеннейших людей своей эпохи. К сожалению, став жертвой религиозного фанатизма и средневекового деспотизма, она приняла мученическую смерть.

История XX веков полна событий и примеров борьбы женщин за равноправие с мужчинами. «Движение феминисток», «Движение красных Чулков», «Синий чулок», — как только не называли себя представительницы прекрасного пола в борьбе за свои права. Массовые выступления против профессиональной, политической, экономической дискриминации женщин положили начала рассмотрению данных проблем на государственном уровне и принятию соответствующих международных стандартов. «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» от 18 декабря 1979 года, «Конвенция о политических правах женщин» — вот лишь неполный перечень международных стандартов, уравнивающих права женщин. В их основах легло предоставление женщинам права голосовать на всех выборах, избираться во все органы власти и занимать посты на всех уровнях государственного управления. Конвенции приняты многими государствами, но до сих пор продолжаются споры «за» и «против».

С переходом Узбекистана к независимости наметился рост гражданской активности женщин, оформились женские неправительственные организации, такие, как Женский ресурсный центр, Центр женщин-лидеров, информационно-просветительский центр, появились преуспевающие предприниматели, известные политические лидеры и государственные деятели — женщины. Женские неправительственные организации способствуют решению следующих задач:

− подготовка женщин-лидеров к руководящей деятельности;

− решение проблемы женской занятости;

− создание информационной сети среди женщин;

− просветительская работа среди женщин.

Центры занимаются подготовкой волонтёров по программе «Женщина-женщине». Бесплатная профессиональная помощь женщинам организована на Ташкентском текстильном комбинате, на производственных швейных объединениях «Юлдуз» и «Красная заря». Центры организуют конференции, круглые столы, диспуты, вечера по таким темам, как: «Женщина, общество и семья», «Женщина и право», «Женщина и духовность», «Женщина и религия». Мероприятия, проводимые женскими неправительственными организациями, наглядно показывают эффективность этих организаций в Узбекистане.

Однако утверждение вместо старой номенклатурной системы общедемократических норм и рыночных отношений без обеспечения должных гарантий и механизмов защиты имеет и оборотную сторону, отражаясь, в том числе, и на положении женщин. Сократилось представительство их в органах власти, особенно в выборных, снизилось их участие в процессе принятия решений и осуществлении государственного управления. В связи с социально-экономическими проблемами, отстранением от процессов разгосударствления собственности и приватизации земли свободный жизненный выбор женщины существенно ограничивается.

Это происходит на фоне усиления данных тенденций в общественном сознании, в условиях недостаточной правовой культуры и неразвитого гражданского сознания в обществе, в том числе и среди самих женщин.

При этом следует отметить, что женщины до сих пор сталкиваются с определёнными трудностями во многих сферах жизни: социальной, экономической, политической, культурной. Такая ситуация вызывает насущную необходимость объединить усилия женских неправительственных организаций в направлении улучшения положения женщин, достижения реального их равенства с мужчинами в трудовой деятельности.

Гарантией любых подлинно глубоких перемен в статусе женщин и условием успешного осуществления государственной политики в этом направлении является их собственное равноправное участие в выработке и функционировании механизмов общественного управления, поэтому необходимо обеспечить, в том числе и системой квотных норм, более пропорциональное представительство женщин в составе органов власти и управления на всех уровнях, не исключая и высший административно-управленческий персонал.

Следует, однако, при любом раскладе помнить подсчёты социологов, утверждающих, что интересы той или иной социальной группы могут быть в надлежащей мере учтены при принятии решения только при условии, что их представители составят не менее 30 % от общего числа лиц, правомочных принимать такое решение.

Литература:

  1. Каримов И. Жизненный источник приоритета закона и справедливости // Народное слово. 1998. 6 декабря.
  2. Джавакова К. Роль женщины во властных структурах: реальность и перспективы // Общественное мнение. Права человека. 2006. № 4 С. 127.
  3. История Узбекистана. Т., 2002.
  4. Азамат Зиё. Ўзбек аёллари тарих саҳнасида. Томир хотун, Қабаж хотун, Сароймулкхоним, Гавҳаршодбегим. Т.: Фан, 2002. Б. 18–31.
Основные термины (генерируются автоматически): женщина, государственное управление, домашний очаг, история человечества, орган власти, политический, том, Центральная Азия.


Похожие статьи

Советское законодательство о положении женщины в 1917-1930-гг.

Вопрос о политических правах женщины обсуждался в I, и II и III Государственных думах, но так

Тем самым, видно косвенное указание на участие женщины в избирательном процессе.

Женщины были допущены к избирательным урнам, могли быть избраны в органы власти.

Эпоха мусульманского ренессанса IX-XII веков в Центральной Азии

Из истории известно, что общественное развитие не всегда была гладким, человечество пережило множество препятствий, кризисов, деградаций, упадков.

Ещё одна особенность культуры Центральной Азии состоит в том, что у региона удобное географическое положение.

Культурная дипломатия в системе международных связей на...

Среди субъектов культурной дипломатии, как правило, называются: органы государственного управления

Власти стран на постсоветском пространстве работают в свободном рыночном обществе, фактически

Центральная Азия и место Казахстана в международных отношениях.

Институт ханской власти в традиционном обществе казахов...

Поэтому и форма государственной власти у номадов сложилась своя

Казахстан, Средняя и Центральная Азия в ХҮІ-ХҮІІ вв. — Алма-Ата, 1983.- С.114.

Абдрахманова Б. М. История Казахстана: власть, система управления, территориальное устройство в XIX веке.

История функционирования PR-служб в системе...

Ключевые слова: государственное управление, PR технологии, транспарентность.

Отправление государственной власти по технологиям on-line и «электронного

Региональное сотрудничество стран Центральной Азии: взгляд из Казахстана.

Из истории государственного управления в Бухарском эмирате...

Подчиненность областных хакимов к центральной власти заключалось в том, что они должны были отправлять определенные годовые нологи к ханской казни.

3. Вахидов Ш., Халиков Р. Из истории государственного управления в Центральной Азии.

Особенности системы государственного управления Республики...

Государство в Центральной Азии.

- осуществляет оперативное руководство центральными органами государственного управления, руководит и направляет деятельность местных органов власти

Национально-прогрессивное движение: взгляды джадидов на...

Ключевые слова: Джадидизм, Туркестан, центральная Азия, Автономия.

Как мы уже отмечали, джадидизм прошел в своей истории два этапа: первый — это этап просветительства и второй — политический.

Формирование особенностей среднеазиатских геополитических...

Они простирались от границ с Китаем на востоке до Каспийского моря на западе, от Центральной Азии (Афганистан, Иран) на юге до

Исламские институты игнорировались как политическая сила, но за ними устанавливался государственный контроль.

Советское законодательство о положении женщины в 1917-1930-гг.

Вопрос о политических правах женщины обсуждался в I, и II и III Государственных думах, но так

Тем самым, видно косвенное указание на участие женщины в избирательном процессе.

Женщины были допущены к избирательным урнам, могли быть избраны в органы власти.

Эпоха мусульманского ренессанса IX-XII веков в Центральной Азии

Из истории известно, что общественное развитие не всегда была гладким, человечество пережило множество препятствий, кризисов, деградаций, упадков.

Ещё одна особенность культуры Центральной Азии состоит в том, что у региона удобное географическое положение.

Культурная дипломатия в системе международных связей на...

Среди субъектов культурной дипломатии, как правило, называются: органы государственного управления

Власти стран на постсоветском пространстве работают в свободном рыночном обществе, фактически

Центральная Азия и место Казахстана в международных отношениях.

Институт ханской власти в традиционном обществе казахов...

Поэтому и форма государственной власти у номадов сложилась своя

Казахстан, Средняя и Центральная Азия в ХҮІ-ХҮІІ вв. — Алма-Ата, 1983.- С.114.

Абдрахманова Б. М. История Казахстана: власть, система управления, территориальное устройство в XIX веке.

История функционирования PR-служб в системе...

Ключевые слова: государственное управление, PR технологии, транспарентность.

Отправление государственной власти по технологиям on-line и «электронного

Региональное сотрудничество стран Центральной Азии: взгляд из Казахстана.

Из истории государственного управления в Бухарском эмирате...

Подчиненность областных хакимов к центральной власти заключалось в том, что они должны были отправлять определенные годовые нологи к ханской казни.

3. Вахидов Ш., Халиков Р. Из истории государственного управления в Центральной Азии.

Особенности системы государственного управления Республики...

Государство в Центральной Азии.

- осуществляет оперативное руководство центральными органами государственного управления, руководит и направляет деятельность местных органов власти

Бухарский эмират под протекторатом Российской Империи...

Рубрика: 3. История отдельных стран. Опубликовано в.

В XIX в. Бухарский эмират представлял собой наиболее крупное централизованное государство в Центральной Азии, занимавшее к тому же довольно обширную территорию.

Формирование особенностей среднеазиатских геополитических...

Они простирались от границ с Китаем на востоке до Каспийского моря на западе, от Центральной Азии (Афганистан, Иран) на юге до

Исламские институты игнорировались как политическая сила, но за ними устанавливался государственный контроль.

Похожие статьи

Советское законодательство о положении женщины в 1917-1930-гг.

Вопрос о политических правах женщины обсуждался в I, и II и III Государственных думах, но так

Тем самым, видно косвенное указание на участие женщины в избирательном процессе.

Женщины были допущены к избирательным урнам, могли быть избраны в органы власти.

Эпоха мусульманского ренессанса IX-XII веков в Центральной Азии

Из истории известно, что общественное развитие не всегда была гладким, человечество пережило множество препятствий, кризисов, деградаций, упадков.

Ещё одна особенность культуры Центральной Азии состоит в том, что у региона удобное географическое положение.

Культурная дипломатия в системе международных связей на...

Среди субъектов культурной дипломатии, как правило, называются: органы государственного управления

Власти стран на постсоветском пространстве работают в свободном рыночном обществе, фактически

Центральная Азия и место Казахстана в международных отношениях.

Институт ханской власти в традиционном обществе казахов...

Поэтому и форма государственной власти у номадов сложилась своя

Казахстан, Средняя и Центральная Азия в ХҮІ-ХҮІІ вв. — Алма-Ата, 1983.- С.114.

Абдрахманова Б. М. История Казахстана: власть, система управления, территориальное устройство в XIX веке.

История функционирования PR-служб в системе...

Ключевые слова: государственное управление, PR технологии, транспарентность.

Отправление государственной власти по технологиям on-line и «электронного

Региональное сотрудничество стран Центральной Азии: взгляд из Казахстана.

Из истории государственного управления в Бухарском эмирате...

Подчиненность областных хакимов к центральной власти заключалось в том, что они должны были отправлять определенные годовые нологи к ханской казни.

3. Вахидов Ш., Халиков Р. Из истории государственного управления в Центральной Азии.

Особенности системы государственного управления Республики...

Государство в Центральной Азии.

- осуществляет оперативное руководство центральными органами государственного управления, руководит и направляет деятельность местных органов власти

Национально-прогрессивное движение: взгляды джадидов на...

Ключевые слова: Джадидизм, Туркестан, центральная Азия, Автономия.

Как мы уже отмечали, джадидизм прошел в своей истории два этапа: первый — это этап просветительства и второй — политический.

Формирование особенностей среднеазиатских геополитических...

Они простирались от границ с Китаем на востоке до Каспийского моря на западе, от Центральной Азии (Афганистан, Иран) на юге до

Исламские институты игнорировались как политическая сила, но за ними устанавливался государственный контроль.

Советское законодательство о положении женщины в 1917-1930-гг.

Вопрос о политических правах женщины обсуждался в I, и II и III Государственных думах, но так

Тем самым, видно косвенное указание на участие женщины в избирательном процессе.

Женщины были допущены к избирательным урнам, могли быть избраны в органы власти.

Эпоха мусульманского ренессанса IX-XII веков в Центральной Азии

Из истории известно, что общественное развитие не всегда была гладким, человечество пережило множество препятствий, кризисов, деградаций, упадков.

Ещё одна особенность культуры Центральной Азии состоит в том, что у региона удобное географическое положение.

Культурная дипломатия в системе международных связей на...

Среди субъектов культурной дипломатии, как правило, называются: органы государственного управления

Власти стран на постсоветском пространстве работают в свободном рыночном обществе, фактически

Центральная Азия и место Казахстана в международных отношениях.

Институт ханской власти в традиционном обществе казахов...

Поэтому и форма государственной власти у номадов сложилась своя

Казахстан, Средняя и Центральная Азия в ХҮІ-ХҮІІ вв. — Алма-Ата, 1983.- С.114.

Абдрахманова Б. М. История Казахстана: власть, система управления, территориальное устройство в XIX веке.

История функционирования PR-служб в системе...

Ключевые слова: государственное управление, PR технологии, транспарентность.

Отправление государственной власти по технологиям on-line и «электронного

Региональное сотрудничество стран Центральной Азии: взгляд из Казахстана.

Из истории государственного управления в Бухарском эмирате...

Подчиненность областных хакимов к центральной власти заключалось в том, что они должны были отправлять определенные годовые нологи к ханской казни.

3. Вахидов Ш., Халиков Р. Из истории государственного управления в Центральной Азии.

Особенности системы государственного управления Республики...

Государство в Центральной Азии.

- осуществляет оперативное руководство центральными органами государственного управления, руководит и направляет деятельность местных органов власти

Бухарский эмират под протекторатом Российской Империи...

Рубрика: 3. История отдельных стран. Опубликовано в.

В XIX в. Бухарский эмират представлял собой наиболее крупное централизованное государство в Центральной Азии, занимавшее к тому же довольно обширную территорию.

Формирование особенностей среднеазиатских геополитических...

Они простирались от границ с Китаем на востоке до Каспийского моря на западе, от Центральной Азии (Афганистан, Иран) на юге до

Исламские институты игнорировались как политическая сила, но за ними устанавливался государственный контроль.

Задать вопрос